Меню

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора контроль

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Содержание

  1. Виды зарядных устройств для зарядки аккумуляторов
  2. Трансформаторные
  3. Импульсные
  4. Как выбрать хорошее зарядное устройство?
  5. Напряжение аккумулятора 6/12/24В
  6. Тип заряжаемой батареи
  7. Ёмкость аккумулятора
  8. Контроль за уровнем заряда
  9. Функция десульфации
  10. Возможность заряжать холодный аккумулятор
  11. Режим быстрой зарядки
  12. Запоминание настроек
  13. Индикация
  14. Защита от неправильного подключения
  15. Зарядка глубоко разряженных аккумуляторов
  16. Какой фирмы выбрать
  17. Необслуживаемые аккумуляторы

Чаще всего проблемы с аккумулятором автомобиля возникают в холодное время года, когда низкие температуры приводят к его разряду. Однако подобное может произойти и по причине оставленных включенными габаритов, магнитолы, подсветки салона. Для восполнения емкости аккумулятора потребуется соответствующее зарядное устройство. О том как его выбрать поговорим в статье ниже.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумуляторов

По конструкции и применяемому оборудованию, зарядные устройства делятся на два вида: трансформаторные и инверторные. Разберемся подробнее в этих технологиях.

Трансформаторные

Этот тип зарядных устройств (ЗУ) считается устаревшим. В основе принципа их работы лежит трансформатор, который через диодный выпрямительный мост подает стабильный ток напряжением 12В. Такие зарядники приходится контролировать вручную, постоянно наблюдая за процессом восполнения емкости. Также среди минусов выделяется громоздкость и приличный вес.

К положительным сторонам относится надежность оборудования – у многих автовладельцев, подобные модели сохранились еще с советских времен и до сих пор продолжают исправно функционировать.

Импульсные

Главное отличие импульсного ЗУ заключается в подаче тока импульсами, а не постоянным напряжением. В основе конструкции лежит плата или микропроцессор, которые контролируют процесс восполнения емкости: на старте подается более высокий ток, по мере зарядки снижается. Также такие устройства способны заряжать глубоко разряженные аккумуляторы сверхнизким током, чего не получится сделать трансформаторным зарядником.

Импульсные ЗУ отличаются малыми габаритами и небольшим весом. С каждым годом их качество улучшается, поэтому по надежности они не уступают устаревшему типу оборудования.

При выборе зарядного устройства для аккумулятора, предпочтение следует отдать импульсной разновидности.

Как выбрать хорошее зарядное устройство?

Определившись с основными видами ЗУ, можно начинать разбираться с дополнительными характеристиками и особыми функциями. Это позволит понять, какое именно зарядное устройство требуется и стоит ли переплачивать за модели с дополнительными опциями.

Напряжение аккумулятора 6/12/24В

Разобраться в напряжении аккумулятора достаточно просто:

  • 6В применяется на батареях для мотоциклов, квадроциклов, моторных лодок и прочей мелкой техники;
  • 12В используется на легковых автомобилях – этот вариант подойдет большинству владельцев авто;
  • 24В применяет на крупной технике: автобусы, грузовики, тракторы и т.д.

Соответственно, при выборе ЗУ следует проследить, чтобы на нем была маркировка 12В.

Справка. Некоторые модели оснащены переключателем режимов: 6-12В или 12-24В. Их можно использовать для аккумуляторов с разными напряжением.

Тип заряжаемой батареи

Типов аккумуляторов довольно много:

  1. Сурьмянистые – устаревший вид батарей, который применялся в старых автомобилях. В состав пластин входит 5% сурьмы, которая прибавляет износостойкости. Главный недостаток – необходимость постоянного контроля уровня электролита.
  2. Малосурьмянистые – следующая стадия в развитии аккумуляторов, отличается меньшим содержанием сурьмы.
  3. Кальциевые – имеют маркировку Ca, в их конструкции используется меньше воды. На решетках применяются положительные и отрицательные электроды, что уменьшает сопротивление.
  4. Гибридные – маркировка Ca+ или Ca/Sb. Отличаются тем, что на положительные решетки наносится сурьма, на отрицательные – кальций. Гибридные АКБ объединили преимущества трех предыдущих видов, устойчивы к сильным зарядам и скачкам напряжения.
  5. AGM – используется электролит в связанном виде. В народе этот тип АКБ называют гелиевыми. Для восполнения емкости применяются специальные ЗУ, которые подают малый ток.
  6. Щелочные – в качестве электролита используется щелочь. На автомобилях устанавливаются крайне редко.
  7. Свинцово-кислотные – наиболее популярный вид АКБ. Выдают больший ток и обладают повышенной мощностью в сравнении с перечисленными выше.

Для сурьмянистых и малосурьмянистых батарей подойдут любые зарядники, в т.ч. старого образца, построенные на основе трансформатора.

Для кальциевых, гибридных и свинцово-кислотных используются импульсные ЗУ с автоматической или ручной регулировкой напряжения. Это самый распространенный вариант аккумуляторов и зарядных устройств. В техническом описании оборудования, три вида АКБ объединяют в один – кислотный.

Батареи AGM заряжаются отдельными устройствами или теми, что оснащены микропроцессором, способным выдать правильное напряжение.

Ёмкость аккумулятора

При выборе зарядного устройства следует обращать внимание на такой пункт технической характеристики, как «Емкость аккумулятора». Она обязательно должна превышать емкость АКБ, который планируется заряжать с помощью этого оборудования.

Не лишним будет взять устройство с запасом, чтобы при смене автомобиля, на котором используется больший аккумулятор, не пришлось приобретать новый зарядник.

Контроль за уровнем заряда

Функция контроля за уровнем заряда должна присутствовать в устройстве, если автовладелец не желает в процессе зарядки постоянно находится возле аккумулятора и регулировать подаваемое на него напряжение. Ведь в самом начале зарядного цикла напряжение максимальное, затем, по мере восполнения емкости, оно понижается. Если постоянно подавать одинаковое напряжение, то не получится полностью зарядить АКБ.

Опция автоматического контроля за уровнем заряда позволяет подключить батарею к заряднику и забыть о ней до конца процедуры. Система будет самостоятельно снижать ток, а когда емкость полностью восполнится – отключит питание, не допуская перезаряда.

Функция десульфации

Полезная опция, которая продлит срок службы аккумулятора. Сульфатация – процесс, в ходе которого на внутренних пластинах АКБ оседает сульфат свинца. Он может возникнуть по следующим причинам:

  • длительные перерывы в использовании автомобиля;
  • хранение аккумулятора в состоянии разряда;
  • поездки на короткие дистанции с частым запуском мотора (обычно происходит в городском цикле езды);
  • глубокий разряд АКБ;
  • отсутствие периодического заряда батареи сетевым устройством (емкость восполняется только от генератора авто).

Справка. Сульфатация приводит к снижению плотности электролита и как следствие – потере емкости аккумулятора в пределах 70-80%. При таких показателях водитель не сможет запустить двигатель.

С помощью функции десульфации получится разбить сульфаты, очистить поверхность пластин и восстановить емкость АКБ. Принцип ее работы заключается в импульсной подаче тока. Устройство подает низкий ток, делает паузу, затем дает обычное напряжение и снова пауза. После этого цикл повторяется.

Возможность заряжать холодный аккумулятор

Восполнить емкость АКБ удастся только при положительной температуре электролита – более 5 градусов. Начать процесс можно и при меньше температуре, однако получать заряд батарея начнет только когда отогреется.

Чтобы не ждать пока принесенный с мороза аккумулятор нагреется, придумали функцию температурной компенсации или режим «холодной погоды» («зимний»). Опция зачастую обозначена снежинкой.

Режим быстрой зарядки

Функция пригодится в случае, когда требуется быстро восполнить емкость аккумулятора и нет времени ждать 8-12 часов, как этого требует стандартная процедура. Постоянно пользоваться режимом не рекомендуется, но он выручит в экстренной ситуации.

Запоминание настроек

«Умные» импульсные зарядники имеют множество настроек, которые позволяют провести процедуру зарядки так, как считает нужным владелец аккумулятора. Чтобы не вводить параметры заново каждый раз, существует опция запоминания настроек. Благодаря батарейке или встроенному аккумулятору, устройство сохраняет последние внесенные параметры и предлагает воспользоваться ими при следующем включении.

Важно. Функция будет полезна, только в случае восполнения емкости на одном аккумуляторе – при подключении другого, параметры придется изменить.

Индикация

Отображение текущего режима работы зарядного устройства реализуется посредством светодиодных лампочек или путем установки ЖК-дисплея. Это позволяет понять на какой стадии заряда находится аккумулятор. Самые дешевые модели могут иметь только один светодиод, сообщающий о включении питания.

Также рекомендуется выбирать ЗУ оснащенные встроенным амперметром. Измерительный прибор важен для выставления начальной силы тока и отслеживания ее снижения.

Защита от неправильного подключения

Эта опция имеется практически во всех устройствах. Она не позволяет навредить аккумулятору, если плюсовой провод, идущий от зарядника к АКБ, был подключен к минусовой клемме и наоборот.

Внимание! Есть функция защиты или нет, важно помнить – красный провод ЗУ подключается на плюсовой контакт аккумулятора, а черный на минусовой.

Зарядка глубоко разряженных аккумуляторов

Очень плохо на состоянии АКБ отражается его разрядка до нулевого значения. В большинстве случаев восстановить батарею не удастся. Если же произошло глубокое снижение емкости, следует применить зарядное устройство с соответствующей функцией. Это импульсные модели, которые производят подготовку батареи к последующей зарядке, посредством подачи низкого тока (порядка 5% от номинальной емкости).

Если не произвести подготовку, АКБ попросту не будет принимать заряд. Более того, некоторые устройства, не оснащенные этой опцией, даже не увидят подключенную к ним батарею. Если модель имеет ручную регулировку тока, то можно попытаться сымитировать режим, выставив минимально возможное значение и постепенно его повышая.

Какой фирмы выбрать

Популярностью на рынке пользуются устройства таких фирм:

  • Стек;
  • Hyundai;
  • Bosch;
  • Auto Welle;
  • Forte;
  • Vitals;
  • Орион.

Тем не менее, сильно полагаться на фирму при выборе ЗУ не следует. В линейке одного производителя можно найти как удачные, так и весьма ненадежные модели. Лучше всего перед покупкой ознакомиться с видео обзорами, почитать отзывы владельцев.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное отличие необслуживаемых аккумуляторов заключается в отсутствии доступа к банкам. Решение убрать отверстия появилось вместе с началом выпуска кальциевых батарей, где расход воды сведен к минимуму. Следовательно, автовладельцу не требуется заглядывать в АКБ, для проверки уровня электролита и его восполнения.

Читайте также:  Какой прибор измеряет заряд аккумулятора

Отсутствие доступа к банкам, вызывает ряд неудобств. Прежде всего, нет возможность проверить степень заряженности батареи, измерив плотность электролита. Напряжение на клеммах дает лишь приблизительное значение, которое зависит от многих факторов и не может считаться объективным. А встроенный гидрометр проводит измерения только в одной банке и часто выдает неправильные показания.

Второе неудобство связано с периодическим возникновением необходимости добавления дистиллированной воды.

Выбирая необслуживаемый аккумулятор, важно учитывать, что для нормальной эксплуатации потребуется исключить перепады напряжения бортовой сети (должна выдавать 13,9-14,4В) и утечки тока, следить за работой генератора и регулятора.

Надеемся, что представленные в статье рекомендации помогут с выбором зарядного устройства для аккумулятора. Подбирая модель, важно обращать внимание на ее тип, для какого напряжения и емкости батареи подходит, есть ли контроль за уровнем заряда. Остальные функции упрощают процесс, но не являются основными – даже при их отсутствии удастся без проблем восполнить емкость АКБ.

Источник



Сравнительный тест автоматических зарядных устройств для автомобильных АКБ

Коллеги, всем привет! В этом выпуске хочу поделиться результатами практического тестирования нескольких автоматических зарядных устройств, предназначенных для автомобильных аккумуляторов
Сегодня в профильных соцсетях можно найти массу самых разнообразных комментариев и мнений относительно процедуры заряда автомобильных аккумуляторов (АКБ). Даже при использовании автоматических зарядных устройств (ЗУ), где, казалось, все очень просто, нередко возникают вопросы по поводу того, какой максимальный ток они должны иметь.
Чтобы предметно разобраться в этой теме, мы с коллегами решили сопоставить эксплуатационные возможности нескольких автоматических устройств, различающихся максимальным током заряда.

Для контрольного тестирования ЗУ были задействованы свежие кальциевые источники питания марки Dimaxx с заявленной емкостью 65 Ач и с максимальным пусковым током 550 А. Батареи с такими характеристиками, как известно, ставят на многие легковушки и кроссоверы. Перед началом тестирования все батареи были заряжены до 100% своей емкости, после чего они с помощью специального прибора поочередно разряжались до того момента, когда их емкость понижалась ровно на 3 Ач. Как показывает практика, примерно столько теряет обычная АКБ после 5-6 холодных пусков двигателя со стартерным током до 360 А.

По завершении контрольного разряда каждый аккумулятор подключали к закрепленному за ним конкретным ЗУ, и затем фиксировали время, когда аппарат сигнализировал о полном восстановлении емкости АКБ.
Полученные данные позволили построить график (см. фото выше) зависимости времени заряда от максимального тока, выдаваемого тем или иным ЗУ. Из результатов испытаний хорошо видно, что, чем больше ток заряда, тем меньше времени (при прочих равных условиях) требуется на восстановление емкости батареи. Конкретные значения времени заряда, зафиксированные для каждого участника теста, а также их краткие описания приведены ниже.

Зарядное устройство Berkut BСА-10
Страна бренда – Россия
Напряжение, В – 12
Максимальный ток заряда, А – 2/10
Габариты (ДхШхВ) – 254х140х74
Число режимов – 11
Время заряда, Час – 00:36
Розничная цена, руб – 6550

Отечественный Berkut BСА-10 – это фактически профессиональный, а потому самый навороченный образец среди прочих участников. Аппарат представляет собой мультифункциональное ЗУ, отличающееся разнообразием режимов заряда и сервисных опций. В числе важных особенностей, качественно выделяющих данный аппарат на фоне аналогов, являются специальные диагностические функции, позволяющие быстро провести комплексную оценку состояния автомобильной батареи с определением степени ее заряженности, а также значений внутреннего сопротивления и максимального пускового тока (так называемый CCA-тест). В эксперименте устройство показало лучший результат по скорости заряда. Как минус можно отметить габариты «Беркута» – это самый крупный образец среди участников нынешнего теста.

Зарядное устройство Bosch C7
Страна бренда – Германия
Напряжение, В – 12/24
Максимальный ток заряда, А – 7
Габариты (ДхШхВ) – 197х108х65
Число режимов – 6
Время заряда, Час – 01:03
Розничная цена, руб – 8300

Немецкий прибор можно позиционировать как типичный образец универсального зарядного устройства, рассчитанного как на профи, так на автовладельцев, предпочитающих самостоятельно обслуживать бортовую электросеть машины. В числе плюсов данного изделия – шесть режимов заряда, позволяющих обслуживать практически все типы автомобильных батарей, включая АКБ для коммерческого транспорта с напряжением 24 В. По времени заряда аппарат показал второе место в тесте. Что касается недостатков немецкого зарядного устройства, то из них, в первую очередь, надо отметить габариты, а также цену: «Бош» – самый дорогой из участников данных испытаний.

Зарядное устройство Goodyear CH-4A
Страна бренда – США
Напряжение, В – 6/12
Максимальный ток заряда, А – 2/4
Габариты (ДхШхВ) – 170х80х65
Число режимов – 4
Время заряда, Час – 01:27
Розничная цена, руб – 4600

На фоне остальных образцов, взятых на испытания, американское зарядное устройство можно однозначно рассматривать как «крепкий середнячок». Это видно по сопоставлению таких параметров, как габариты, количество режимов, максимальный ток и, соответственно, время заряда. В числе особенностей, которыми может похвастать «американец» — режим работы с мотоциклетными батареями напряжением 6 В и возможность установки двух значений максимального зарядного тока. Устройство, по оценкам экспертам, в целом, неплохое, но, на наш взгляд, дороговатое. Это можно считать очевидным минусом, поскольку на нашем рынке вполне можно отыскать и другие аналогичные ЗУ, но по более привлекательной цене.

Зарядное устройство Smart Power SP-2N
Страна бренда – Россия
Напряжение, В – 12
Максимальный ток заряда, А – 2
Габариты (ДхШхВ) – 140x75x40
Число режимов – 2
Время заряда, Час – 02:24
Розничная цена, руб – 1850

Smart Power SP-2N — довольно компактный и весьма простой в использовании аппарат. Достаточно сказать, что у него всего два рабочих режима. Первый — прямой заряд свинцово-кислотного аккумулятора с полным восстановлением его емкости. Второй – контроль уже заряженной батареи и ее подзаряд малыми токами в случае уменьшения напряжения на клеммах ниже 12,6 В. При этом в устройстве предусмотрено несколько уровней защиты, например, от короткого замыкания, переполюсовки и т.д. Учитывая небольшое значение максимального зарядного тока, время полного «насыщения» емкости у контрольной батареи оказалось довольно большим – почти два с половиной часа. Это является очевидным минусом такого аппарата, но, с другой стороны, что еще вы хотели от компактной зарядки стоимостью менее двух тысяч рублей.

Зарядное устройство RDrive Junior C1-12
Страна бренда – Россия
Напряжение, В – 12
Максимальный ток заряда, А – 1
Габариты (ДхШхВ) – 80x55x40
Число режимов – 2
Время заряда, Час – 04:18
Розничная цена, руб – 750

Это миниатюрное устройство предназначено пополнения емкости 12-вольтовых мини-батарей, снабженных лепестковыми (плоскими) клеммами и монтируемых на различной мототехнике (квадрики, скутеры, мотоциклы и т.д). Аппарат действительно миниатюрен, и, если бы ни мини-крокодилы, то его можно было принять за обыкновенную зарядку к мобильнику. Мы же взяли его для теста как одного из характерных представителей класса «одноамперных» ЗУ. Учитывая, что его зажимы рассчитаны на плоские клеммы, подключать RDrive Junior C1-12 к контрольной батарее пришлось с помощью крокодилов из другого комплекта. Тем не менее, со своей основной задачей – восстановлением емкости контрольной автомобильной АКБ – «малыш» тоже справился, но только через четыре с лишним часа непрерывного заряда. Понятно, что если бы АКБ был разряжен сильнее, то это время оказалось намного больше. В чем, собственно, и заключается главный недостаток «юниора».

Основные этапы практического тестирования всех отмеченных выше зарядных «автоматов» фиксировались на видео ( см.выше), которое предлагается вашему вниманию.

Какие выводы можно сделать выводы на основе полученных результатов? Обобщая все изложенное выше, можно однозначно утверждать: для восстановления емкости свинцово-кислотных батарей можно использовать автоматические зарядные устройства с ЛЮБЫМ максимальным током заряда. Вопрос лишь в том, сколько времени на это потребуется. Совершенно очевидно, что для ускоренного заряда АКБ, особенно зимой, предпочтительнее использовать ЗУ с током в несколько Ампер.

Источник

Выбираем пуско-зарядное устройство

Зачем нужно пуско-зарядное устройство?

Бытует мнение, что исправный аккумулятор на исправном автомобиле не требует специальной зарядки, что заряд, потраченный на запуск двигателя, с лихвой восполняется работой генератора во время поездки. В нормальных условиях эксплуатации это действительно так. Но если на улице – зима, дальности поездки – небольшие, то времени работы генератора будет не хватать на восполнение увеличившегося с холодами разряда аккумулятора. Опять же, почти каждый автолюбитель хоть раз да забывал выключить на ночь габариты или ближний свет – в нынешние времена это особенно легко сделать – ведь ближний свет по правилам должен быть включен и днем. И в солнечный день, выйдя из машины, вы можете и не заметить, что фары остались включенными.

Что же делать, когда в ответ на поворот ключа, вместо бодрого урчания, из-под капота раздается затихающее «вжк… вжк… вжк»?

Читайте также:  Какую функцию в клетке выполняют молекулы АТФ Значение АТФ

Если у вас есть время, поставить аккумулятор на зарядку. Если времени нет – придется воспользоваться пусковым устройством или проводами для «прикуривания». Впрочем, на последние надеяться не стоит – вследствие устойчивого мифа о безусловной вредности «прикуривания» для современных автомобилей, сегодня найти «донора» вам будет непросто. Вот и выходит, что без пускового или зарядного устройства в такой ситуации – никак.

Да и вообще – не стоит ждать, пока аккумулятор сядет настолько, что уже не сможет провернуть стартер. Аккумулятору вредно долгое время пребывать недозаряженным – это приводит к снижению его емкости и срока службы. Поэтому в период повышенной нагрузки на аккумулятор будет целесообразным периодически ставить его на зарядку – хотя бы раз в месяц – эти вы значительно продлите его «жизнь».

Виды пуско-зарядных устройств.

Как уже упоминалось ранее, разделяют пусковые и зарядные устройства. Также существуют пуско-зарядные устройства, объединяющие возможности и тех и других. Назначение этих устройств понятно из названия: пусковые предназначены для пуска двигателя на машине с севшим аккумулятором (подзарядку его предполагается в этом случае производить уже генератором), а зарядные – для зарядки севшего аккумулятора. Ни в коем случае нельзя путать эти устройства: у зарядного устройства не хватит тока для пуска двигателя, а высокий ток пускового устройства может безвозвратно повредить аккумулятор. Более того, при использовании пускового устройства рекомендуется отключить аккумулятор во избежание его повреждения. При использовании же пуско-зарядного устройства, если у него есть переключатель режимов, нужно внимательно следить за тем, какой режим выставлен.

Пусковые устройства бывают автономными и питающимися от сети. Автономное пусковое устройство (оно же пусковой аккумулятор) содержит 12В аккумулятор небольшой емкости, способный давать ток, достаточный для запуска двигателя. Подзаряжаться аккумулятор такого пускового устройства может либо от бортовой сети автомобиля (12В) либо от сети 220В. Подобное устройство может оказаться весьма кстати, если вы посадите аккумулятор своей машины в каком-нибудь безлюдном месте. Да и в городе такие пусковые устройства будут удобны тем, кто не имеет собственного гаража: легкое и компактное автономное пусковое устройство куда проще поднять домой для зарядки, чем тяжелый аккумулятор автомобиля. Другое дело, что в сильный мороз автономный «пусковик» со своей задачей может и не справиться: все-таки его пусковой ток ниже, чем у стандартного аккумулятора, не говоря уже о его емкости. Если вы перед разрядом аккумулятора минут пять безуспешно крутили стартер – надеяться на автономное пусковое устройство не стоит.

Зарядные устройства подразделяются на автоматические и неавтоматические. В автоматических напряжение, ток и время заряда контролируются процессором. В неавтоматических какие-то параметры придется выставлять вручную. На первый взгляд, автоматические зарядные устройства удобнее. Но здесь есть свои тонкости: дешевые «автоматы» зачастую не снабжены контрольными приборами, и следить за процессом заряда предлагается по паре светодиодов. Каким током и напряжением идет зарядка – можно только догадываться. В худшем случае такой прибор может даже повредить аккумулятор. Поэтому, покупая «автомат», желательно не скупиться на устройство, оснащенное цифровым дисплеем или амперметром – чтобы иметь возможность контролировать хотя бы ток зарядки.

Основной плюс автоматических зарядных устройств – возможность автоматического проведения сложных режимов зарядки или профилактических работ по восстановлению сульфатированных аккумуляторов. Хороший «автомат» действительно может «оживить» аккумуляторную батарею, которая уже почти совсем потеряла емкость. Однако перед использованием таких режимов обязательно следует выяснить – допустимы ли они на заряжаемом аккумуляторе. Так, контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) – популярный способ восстановления старых сурьмянистых аккумуляторов – способен быстро вывести из строя современный кальциевый аккумулятор. КТЦ предполагает серию полных разрядов и последующих зарядов аккумулятора, а кальциевым АКБ полный разряд полностью противопоказан.

В неавтоматических зарядных устройствах ток, а иногда и напряжение заряда выставляется вручную. Перед выставлением напряжения нелишне будет ознакомиться с руководством по эксплуатации заряжаемой АКБ – если старые сурмянистые аккумуляторы обычно заряжаются напряжением 13,2-14В (именно такое напряжение выдают стандартные зарядные устройства без регулировки), то современные кальциевые аккумуляторы заряжаются напряжением 13,5-14,4В. В конечном счете все зависит от конкретной батареи, но повышенное напряжение заряда хоть и не так вредно, как повышенный ток заряда, но тоже может сократить срок службы батареи.

Ток заряда рекомендуется ни в коем случае не выставлять выше 10% от номинальной емкости, а лучше – не выше 5%. Это увеличит время заряда, но предотвратит аккумулятор от «закипания», которое современным кальциевым АКБ вредит намного больше, чем сурьмянистым или гибридным.

Перед покупкой пуско-зарядного устройства обязательно определите, какой тип аккумулятора установлен на вашем автомобиле и не нарушайте рекомендаций по его зарядке.

Также выделяется отдельный тип предпусковых зарядных устройств, способных производить зарядку высоким (до 18В) напряжением. Что же, высокое напряжение действительно может в разы ускорить заряд – когда нужно быстро зарядить севший аккумулятор, это может оказаться полезным. Но такой режим заряда может сократить службы вашего аккумулятора.

Характеристики пуско-зарядных устройств.

Напряжение заряда выбирается из свойств аккумулятора, который предполагается заряжать. Если предполагается заряжать разные аккумуляторы, нелишне будет задуматься о приобретении устройства с регулируемым напряжением заряда.

Напряжение питания устройств обычно составляет 220В. Исключение составляют автономные пусковые устройства, заряжающиеся от бортовой сети автомобиля.

Тип индикации. Наличие шкалы или дисплея на зарядном устройстве очень желательно – это даст возможность контролировать ток заряда и не дать ему превысить рекомендованный производителем АКБ предел. Особенно это актуально на автоматических зарядных устройствах.

Максимальный пусковой ток пускового устройства. Главный параметр этих устройств, показывающий, сможет ли оно вообще справиться со своей задачей. Какой выбрать максимальный ток – зависит от вашего автомобиля. В среднем для пуска холодного двигателя легкового автомобиля летом требуется максимальный ток в 200-250А, для дизельных двигателей – больше. Для запуска двигателя на морозе ток потребуется выше на 30 и более процентов – зависит от температуры. Двигатели грузовиков пускаются током от 300 и выше ампер.

Максимальный и минимальный ток заряда выбирают исходя из свойств заряжаемых батарей. Зарядное устройство должно обеспечивать ток заряда в 5-10% емкости аккумулятора.

Наличие регулировки тока заряда увеличит ваши возможности по контролю зарядки и предотвратит вредные для вашего аккумулятора режимы зарядки. Если же вы приобретаете зарядное устройство без регулятора тока, то нелишне, чтобы оно было снабжено дисплеем или амперметром.

Некоторые из зарядных устройств оснащены дополнительными разъемами для зарядки различных устройств по USB-кабелю, телефонов или ноутбуков. Возможно, такой функционал окажется для вас нелишним.

Варианты выбора.

Если вам нужно пусковое устройство на случай внезапно севшего «в чистом поле» аккумулятора, обратите внимание на автономные пусковые устройства. Выбирайте те, что обеспечивают пусковой ток хотя бы 250А. Такие устройства стоят от 4000 рублей и смогут вас однажды очень сильно выручить – если вы не забудете держать его заряженным.

В случае сильного мороза автономные устройства уже не помогут. Если вы опасаетесь «встать» в минус 30 градусов, берите пуско-зарядное устройство с питанием от сети, способное выдавать 200-300А. Оно обойдется вам в 2000-7000 рублей.

Если вы не хотите утруждать себя выбором режимов и токов, а желаете иметь простое в обращении устройство для зарядки аккумулятора – берите автоматическое зарядное устройство. Лучше выбирать из тех, на которых можно видеть, каким током сейчас идет зарядка. Они стоят 1600-4000 рублей.

Если же в вашем распоряжении имеется солидный автопарк легковых и грузовых автомобилей, вам следует выбирать из мощных зарядно-пусковых устройств, выдающих от 300А. Цена на них находится в диапазоне 9000-14000 рублей.

Источник

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора контроль

Содержание

  1. Виды зарядных устройств для зарядки аккумуляторов
  2. Трансформаторные
  3. Импульсные
  4. Как выбрать хорошее зарядное устройство?
  5. Напряжение аккумулятора 6/12/24В
  6. Тип заряжаемой батареи
  7. Ёмкость аккумулятора
  8. Контроль за уровнем заряда
  9. Функция десульфации
  10. Возможность заряжать холодный аккумулятор
  11. Режим быстрой зарядки
  12. Запоминание настроек
  13. Индикация
  14. Защита от неправильного подключения
  15. Зарядка глубоко разряженных аккумуляторов
  16. Какой фирмы выбрать
  17. Необслуживаемые аккумуляторы

Чаще всего проблемы с аккумулятором автомобиля возникают в холодное время года, когда низкие температуры приводят к его разряду. Однако подобное может произойти и по причине оставленных включенными габаритов, магнитолы, подсветки салона. Для восполнения емкости аккумулятора потребуется соответствующее зарядное устройство. О том как его выбрать поговорим в статье ниже.

Виды зарядных устройств для зарядки аккумуляторов

По конструкции и применяемому оборудованию, зарядные устройства делятся на два вида: трансформаторные и инверторные. Разберемся подробнее в этих технологиях.

Трансформаторные

Этот тип зарядных устройств (ЗУ) считается устаревшим. В основе принципа их работы лежит трансформатор, который через диодный выпрямительный мост подает стабильный ток напряжением 12В. Такие зарядники приходится контролировать вручную, постоянно наблюдая за процессом восполнения емкости. Также среди минусов выделяется громоздкость и приличный вес.

К положительным сторонам относится надежность оборудования – у многих автовладельцев, подобные модели сохранились еще с советских времен и до сих пор продолжают исправно функционировать.

Читайте также:  Какие режимы энергосбережения бывают на Android и какой лучше выбрать

Импульсные

Главное отличие импульсного ЗУ заключается в подаче тока импульсами, а не постоянным напряжением. В основе конструкции лежит плата или микропроцессор, которые контролируют процесс восполнения емкости: на старте подается более высокий ток, по мере зарядки снижается. Также такие устройства способны заряжать глубоко разряженные аккумуляторы сверхнизким током, чего не получится сделать трансформаторным зарядником.

Импульсные ЗУ отличаются малыми габаритами и небольшим весом. С каждым годом их качество улучшается, поэтому по надежности они не уступают устаревшему типу оборудования.

При выборе зарядного устройства для аккумулятора, предпочтение следует отдать импульсной разновидности.

Как выбрать хорошее зарядное устройство?

Определившись с основными видами ЗУ, можно начинать разбираться с дополнительными характеристиками и особыми функциями. Это позволит понять, какое именно зарядное устройство требуется и стоит ли переплачивать за модели с дополнительными опциями.

Напряжение аккумулятора 6/12/24В

Разобраться в напряжении аккумулятора достаточно просто:

  • 6В применяется на батареях для мотоциклов, квадроциклов, моторных лодок и прочей мелкой техники;
  • 12В используется на легковых автомобилях – этот вариант подойдет большинству владельцев авто;
  • 24В применяет на крупной технике: автобусы, грузовики, тракторы и т.д.

Соответственно, при выборе ЗУ следует проследить, чтобы на нем была маркировка 12В.

Справка. Некоторые модели оснащены переключателем режимов: 6-12В или 12-24В. Их можно использовать для аккумуляторов с разными напряжением.

Тип заряжаемой батареи

Типов аккумуляторов довольно много:

  1. Сурьмянистые – устаревший вид батарей, который применялся в старых автомобилях. В состав пластин входит 5% сурьмы, которая прибавляет износостойкости. Главный недостаток – необходимость постоянного контроля уровня электролита.
  2. Малосурьмянистые – следующая стадия в развитии аккумуляторов, отличается меньшим содержанием сурьмы.
  3. Кальциевые – имеют маркировку Ca, в их конструкции используется меньше воды. На решетках применяются положительные и отрицательные электроды, что уменьшает сопротивление.
  4. Гибридные – маркировка Ca+ или Ca/Sb. Отличаются тем, что на положительные решетки наносится сурьма, на отрицательные – кальций. Гибридные АКБ объединили преимущества трех предыдущих видов, устойчивы к сильным зарядам и скачкам напряжения.
  5. AGM – используется электролит в связанном виде. В народе этот тип АКБ называют гелиевыми. Для восполнения емкости применяются специальные ЗУ, которые подают малый ток.
  6. Щелочные – в качестве электролита используется щелочь. На автомобилях устанавливаются крайне редко.
  7. Свинцово-кислотные – наиболее популярный вид АКБ. Выдают больший ток и обладают повышенной мощностью в сравнении с перечисленными выше.

Для сурьмянистых и малосурьмянистых батарей подойдут любые зарядники, в т.ч. старого образца, построенные на основе трансформатора.

Для кальциевых, гибридных и свинцово-кислотных используются импульсные ЗУ с автоматической или ручной регулировкой напряжения. Это самый распространенный вариант аккумуляторов и зарядных устройств. В техническом описании оборудования, три вида АКБ объединяют в один – кислотный.

Батареи AGM заряжаются отдельными устройствами или теми, что оснащены микропроцессором, способным выдать правильное напряжение.

Ёмкость аккумулятора

При выборе зарядного устройства следует обращать внимание на такой пункт технической характеристики, как «Емкость аккумулятора». Она обязательно должна превышать емкость АКБ, который планируется заряжать с помощью этого оборудования.

Не лишним будет взять устройство с запасом, чтобы при смене автомобиля, на котором используется больший аккумулятор, не пришлось приобретать новый зарядник.

Контроль за уровнем заряда

Функция контроля за уровнем заряда должна присутствовать в устройстве, если автовладелец не желает в процессе зарядки постоянно находится возле аккумулятора и регулировать подаваемое на него напряжение. Ведь в самом начале зарядного цикла напряжение максимальное, затем, по мере восполнения емкости, оно понижается. Если постоянно подавать одинаковое напряжение, то не получится полностью зарядить АКБ.

Опция автоматического контроля за уровнем заряда позволяет подключить батарею к заряднику и забыть о ней до конца процедуры. Система будет самостоятельно снижать ток, а когда емкость полностью восполнится – отключит питание, не допуская перезаряда.

Функция десульфации

Полезная опция, которая продлит срок службы аккумулятора. Сульфатация – процесс, в ходе которого на внутренних пластинах АКБ оседает сульфат свинца. Он может возникнуть по следующим причинам:

  • длительные перерывы в использовании автомобиля;
  • хранение аккумулятора в состоянии разряда;
  • поездки на короткие дистанции с частым запуском мотора (обычно происходит в городском цикле езды);
  • глубокий разряд АКБ;
  • отсутствие периодического заряда батареи сетевым устройством (емкость восполняется только от генератора авто).

Справка. Сульфатация приводит к снижению плотности электролита и как следствие – потере емкости аккумулятора в пределах 70-80%. При таких показателях водитель не сможет запустить двигатель.

С помощью функции десульфации получится разбить сульфаты, очистить поверхность пластин и восстановить емкость АКБ. Принцип ее работы заключается в импульсной подаче тока. Устройство подает низкий ток, делает паузу, затем дает обычное напряжение и снова пауза. После этого цикл повторяется.

Возможность заряжать холодный аккумулятор

Восполнить емкость АКБ удастся только при положительной температуре электролита – более 5 градусов. Начать процесс можно и при меньше температуре, однако получать заряд батарея начнет только когда отогреется.

Чтобы не ждать пока принесенный с мороза аккумулятор нагреется, придумали функцию температурной компенсации или режим «холодной погоды» («зимний»). Опция зачастую обозначена снежинкой.

Режим быстрой зарядки

Функция пригодится в случае, когда требуется быстро восполнить емкость аккумулятора и нет времени ждать 8-12 часов, как этого требует стандартная процедура. Постоянно пользоваться режимом не рекомендуется, но он выручит в экстренной ситуации.

Запоминание настроек

«Умные» импульсные зарядники имеют множество настроек, которые позволяют провести процедуру зарядки так, как считает нужным владелец аккумулятора. Чтобы не вводить параметры заново каждый раз, существует опция запоминания настроек. Благодаря батарейке или встроенному аккумулятору, устройство сохраняет последние внесенные параметры и предлагает воспользоваться ими при следующем включении.

Важно. Функция будет полезна, только в случае восполнения емкости на одном аккумуляторе – при подключении другого, параметры придется изменить.

Индикация

Отображение текущего режима работы зарядного устройства реализуется посредством светодиодных лампочек или путем установки ЖК-дисплея. Это позволяет понять на какой стадии заряда находится аккумулятор. Самые дешевые модели могут иметь только один светодиод, сообщающий о включении питания.

Также рекомендуется выбирать ЗУ оснащенные встроенным амперметром. Измерительный прибор важен для выставления начальной силы тока и отслеживания ее снижения.

Защита от неправильного подключения

Эта опция имеется практически во всех устройствах. Она не позволяет навредить аккумулятору, если плюсовой провод, идущий от зарядника к АКБ, был подключен к минусовой клемме и наоборот.

Внимание! Есть функция защиты или нет, важно помнить – красный провод ЗУ подключается на плюсовой контакт аккумулятора, а черный на минусовой.

Зарядка глубоко разряженных аккумуляторов

Очень плохо на состоянии АКБ отражается его разрядка до нулевого значения. В большинстве случаев восстановить батарею не удастся. Если же произошло глубокое снижение емкости, следует применить зарядное устройство с соответствующей функцией. Это импульсные модели, которые производят подготовку батареи к последующей зарядке, посредством подачи низкого тока (порядка 5% от номинальной емкости).

Если не произвести подготовку, АКБ попросту не будет принимать заряд. Более того, некоторые устройства, не оснащенные этой опцией, даже не увидят подключенную к ним батарею. Если модель имеет ручную регулировку тока, то можно попытаться сымитировать режим, выставив минимально возможное значение и постепенно его повышая.

Какой фирмы выбрать

Популярностью на рынке пользуются устройства таких фирм:

  • Стек;
  • Hyundai;
  • Bosch;
  • Auto Welle;
  • Forte;
  • Vitals;
  • Орион.

Тем не менее, сильно полагаться на фирму при выборе ЗУ не следует. В линейке одного производителя можно найти как удачные, так и весьма ненадежные модели. Лучше всего перед покупкой ознакомиться с видео обзорами, почитать отзывы владельцев.

Необслуживаемые аккумуляторы

Главное отличие необслуживаемых аккумуляторов заключается в отсутствии доступа к банкам. Решение убрать отверстия появилось вместе с началом выпуска кальциевых батарей, где расход воды сведен к минимуму. Следовательно, автовладельцу не требуется заглядывать в АКБ, для проверки уровня электролита и его восполнения.

Отсутствие доступа к банкам, вызывает ряд неудобств. Прежде всего, нет возможность проверить степень заряженности батареи, измерив плотность электролита. Напряжение на клеммах дает лишь приблизительное значение, которое зависит от многих факторов и не может считаться объективным. А встроенный гидрометр проводит измерения только в одной банке и часто выдает неправильные показания.

Второе неудобство связано с периодическим возникновением необходимости добавления дистиллированной воды.

Выбирая необслуживаемый аккумулятор, важно учитывать, что для нормальной эксплуатации потребуется исключить перепады напряжения бортовой сети (должна выдавать 13,9-14,4В) и утечки тока, следить за работой генератора и регулятора.

Надеемся, что представленные в статье рекомендации помогут с выбором зарядного устройства для аккумулятора. Подбирая модель, важно обращать внимание на ее тип, для какого напряжения и емкости батареи подходит, есть ли контроль за уровнем заряда. Остальные функции упрощают процесс, но не являются основными – даже при их отсутствии удастся без проблем восполнить емкость АКБ.

Источник