Меню

Зарядное устройство для акб как пользоваться

Как зарядить автомобильный аккумулятор — время, ток, напряжение

Срок службы автомобильного аккумулятора (далее АКБ) напрямую зависит от соблюдения режима его эксплуатации (нельзя допускать полного разряда). Поэтому периодически требуется делать подзарядку, используя внешнее зарядное устройство (ЗУ). Расскажем подробно, как выбрать оптимальный ток заряда в зависимости от емкости батареи, сколько времени необходимо на процесс, а также дадим другие полезные рекомендации по данной теме.

Зачем необходима подзарядка от внешнего ЗУ?

Зарядка АКБ в авто производится от электрогенератора. Но с целью защиты электрооборудования, напряжение, поступающее с этого устройства, ограничивается специальным реле-регулятором. В то время как для обеспечения полного заряда напряжение должно быть несколько выше. То есть, произвести 100% зарядку от электрогенератора не представляется возможным, что вынуждает время от времени использовать внешнее ЗУ.

В теплое время года такое положение некритично, завести авто можно даже от аккумулятора заряженного всего на четверть. Зимой ситуация резко меняется. Минусовая температура снижает емкость устройства (при сильных морозах может даже в половину), но кроме этого увеличится потребление тока из-за увеличения вязкости смазки в моторе. Эти факторы могут привести к тому, что двигатель не запустится, если заряд будет не полным.

Оценка степени зарядки

Это важный этап, позволяющий установить оптимальный ток зарядки и определить необходимое для процесса время. Проблема заключается в том, что произвести точное измерение остаточного заряда доступными способами практически невозможно. Но существуют методики, позволяющие произвести косвенную оценку состояния АКБ, перечислим их:

  • Измерение напряжение на аккумуляторе, не подключенном к нагрузке.
  • Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки.
  • Снятие показаний напряжения с подключенной в сеть автомобиля АКБ.
  • Определение заряда при помощи гидрометрического индикатора (при условии, что он имеется в оборудовании).

Кратко расскажем о каждой методике.

Измерение напряжения неподключенного аккумулятора

Снимать показания напряжения с батареи необходимо, когда она находится в состоянии покоя. Для этого необходимо выждать не менее 7 часов после демонтажа устройства с машины или отключения от ЗУ. Для установления уровня заряженности батареи производим сверку с соответствующей таблицей.

Приведенные данные подходят для кислотных устройств на 24, 12 и 6 В любого типа, при условии соблюдения температурного режима в диапазоне 20°С – 25°С.

Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки

Чтобы не ждать шесть часов, можно снять показания напряжения воспользовавшись специальным прибором – нагрузочной вилкой. Как видно из схемы, это обычный вольтметр, зашунтированный резистором.

Номинал сопротивления R1 зависит от емкости батареи, например, для 60 А*ч это 0,02 Ом. Такие приборы, как правило, универсальны, что позволяет проводить измерения на аккумуляторах различной емкости. К прибору прилагается таблица, позволяющая определить степень заряда, пример ее приведен ниже.

После подключения прибора показания можно снимать через 6-8 секунд.

Источник



Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Аккумуляторная батарея является одной из наиболее важных деталей транспортного средства: она позволяет запускать двигатель и заменять генератор в случае его неисправности. Подзарядку автомобильной батарейки можно проводить при рабочем генераторном устройстве (в машине) или от зарядного прибора (в помещении).

Чтобы продлить срок службы батареи и избежать ее повреждения, нужно правильно выбирать параметры зарядки аккумулятора автомобиля и соблюдать технику безопасности..

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное – >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них – непосредственно перед наступлением холодов.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

При замере на фоне работы световых устройств вольтаж батареи должен составить не менее 11,2 В.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.
Читайте также:  Автомобильная зарядка автоадаптер для нетбуков HP Mini 19 вольт 1 58 ампер 30 ватт коннектор 4 8x1 7 мм

Источник

Как заряжать аккумулятор в домашних условиях

Аккумулятор является одним из основных источников питания электрической бортовой сети автомобиля и на ней лежит важная функция – запустить силовую установку, после чего уже питание бортовых электроприборов возьмет на себя генератор.

Сам по себе АКБ электрическую энергию не вырабатывает, он ее лишь удерживает в себе и при надобности отдает.

После запуска силового агрегата генератор восстанавливает затраченную энергию (заряжает АКБ).

При этом далеко не всегда генератору удается полностью зарядить аккумулятор, обычно так происходит в зимний период.

Частая причины разрядки исправного АКБ

Чтобы запустить холодный двигатель, стартер потребляет значительно больше энергии, чем летом. В дополнение низкие температуры приводят к повышению сопротивления внутри батареи.

После запуска, водитель желая обеспечить комфортабельные условия в салоне, а также безопасность движения, включает ряд электропотребителей – отопитель салона, обогревы зеркал, сидений, стекол, осветительные приборы.

И все это питается от генератора, который уже подает энергию на системы зажигания и питания.

В результате общая нагрузка на генератор возрастает настолько, что в лучшем случае он просто не выработает достаточно энергии на подзарядку АКБ, а в худшем – бортовая сеть еще начнет немного подпитываться от аккумулятора.

В конечном итоге постоянный недозаряд от генератора приведет к тому, что АКБ разрядится и уже не сможет запустить мотор.

Естественно, это произойдет не сразу. Аккумулятор, если он в нормальном состоянии, вполне может «пережить» зимний сезон, но по его окончанию степень зарядки будет составлять 50-60%.

А поскольку в дальнейшем нагрузка на бортовую сеть снизиться, то в конечном итоге генератору удастся восстановить заряд, хотя и не полностью. Но все это при условии, что аккумулятор будет подготовлен к зиме.

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Одним из видов обслуживания АКБ является подзарядка его от внешнего источника питания.

Меняющиеся условия эксплуатации приводят к тому, что генератор не может восстановить заряд батареи на 100%, но сделать это можно зарядным устройством (ЗУ).

Периодичность такого обслуживания батареи напрямую зависит от степени ее износа и особенностей эксплуатации.

Для нового аккумулятора достаточно раз в год перед зимой проводить КТЦ и подзарядку от ЗУ. Но постепенно количество зарядок придется увеличивать.

В конечном же итоге аккумулятор исчерпает свой ресурс окончательно и ее придется менять.

Основные способы подзарядки

Если подходить с профессиональной стороны, то существуют несколько способов зарядить аккумулятор, которые имеют свои преимущества и недостатки.

К таким способам относят:

  • зарядка при постоянном токе;
  • форсированным способом;
  • контрольно-тренировочный цикл (КТЦ);
  • зарядка при постоянном напряжении тока;
  • импульсным током;
  • ассиметричным током;
  • по правилу ампер-часов (правило Вудбриджа).

Все эти способы мы обязательно рассмотрим в следующих статьях.

Причины полной разрядки аккумулятора

Частыми причинами полной разрядки аккумулятор могут быть:

  • Включенные в течении длительного времени потребители электроэнергии при выключенном двигателе, а также если двигатель работает на холостых оборотах, на что владельцы автомобилей обычно не обращают внимание;
  • Замыкание в электросети автомобиля, благодаря которой постепенно в незаметном режиме происходит разряд;
  • Различные неисправности в электросети автомобиля, по причине которых зарядное напряжение от генератора во время движения менее 13,8 Вт.
  • Установка и подключение к электросети автомобиля внешних дополнительных потребителей тока, которые не предусмотрены комплектацией автомобиля;
  • Длительная стоянка вашего автомобиля на протяжении 10 и более дней при подключенной отрицательной клеммы;
  • Длительное нахождение аккумуляторной батареи без подзарядки. Обычно летом это 60 суток, зимой 30.

Одним из важных моментов, является постоянный контроль напряжения, которое выдает генератор для подзарядки аккумулятора.

Выдаваемое генератором напряжение при частоте вращения коленчатого вала от 2000 до 2500 об/мин должно быть в пределах от 13,8 до 14,5 Вольт (12-вольтовые АКБ) и от 27,4 до 30,2 Вольт 24-Вольтовые АКБ.

Многое зависит от исправности реле регулятора. Контролировать данное напряжение можно в реальном времени специальными приборами, которые вставляются в прикуриватель автомобиля.

Они бывают электронными и светодиодными.

Также необходимо следить за степенью натяжения ремня привода генератора автомобиля.

Если натяжение слабое, то крутящий момент на генератор передается не полностью, в результате чего напряжение падает.

Если ремень перетянут, то могут быстро выйти из строя подшипники шкива, через который проходит ремень генератора. Поэтому следить за этим необходимо.

При каких случаях необходимо заряжать аккумулятор

Основной индикатор, это электролит, а точнее его плотность. Данный показатель должен быть не ниже 1,25 г/см3 и не выше 1,29 г/см3. Измеряется специальным прибором — ареометром.

Для определенных климатических условий данные цифры нужно уточнять.

Поэтому желательно чтобы прибор был всегда под рукой, пользоваться им легко и специальной подготовки не потребуется.

Ниже приведены ситуации, когда необходимо подзаряжать АКБ:

  • при разрядке аккумуляторной батареи после длительной стоянки автомобиля;
  • при длительной, в несколько попыток, но безуспешной заводки автомобиля, что привело к разрядке батареи.
  • по причине других ситуаций, которые привели к разрядке источника питания или его выходу из строя.

Зарядка аккумулятора зарядным устройством

Зарядка – только один из пунктов обслуживания аккумуляторной батареи, и перед его выполнением проводиться еще комплекс мер, причем с соблюдением определенных правил безопасности, поскольку внутри батареи находится агрессивная жидкость, способная нанести химические ожоги.

Читайте также:  Пуско зарядное устройство для автомобильного аккумулятора автономное

К тому же, нарушение техники безопасности при обслуживании АКБ может стать причиной ее взрыва.

Приведенные ниже рекомендации позволят сохранить здоровье, а иногда и жизнь. Поэтому не пренебрегайте ими.

  • В помещении, где производится зарядка аккумулятора, должна присутствовать хорошая вентиляция воздуха, так как в ходе зарядки выделяется смесь кислорода и водорода, которая взрывоопасная.
  • Из первого пункта, само собой напрашивается предупреждение, не подходить во время зарядки к батарее с сигаретой или другими источниками открытого огня.
  • не оставляйте без присмотра аккумулятор если не заряжаете его автоматическим ЗУ.

Основные правила обслуживания и зарядки аккумулятора:

  • Перед зарядкой сначала проводиться визуальный осмотр батареи и очистка корпуса. Для этого ее следует извлечь из авто, и хорошо осмотреть корпус на наличие повреждений. Имеющуюся на нем грязь следует удалить;
  • Нередко на корпусе можно увидеть следы потеков. К ним ни в коем случае нельзя прикасаться, поскольку это может быть электролит (чтобы не создавалось избыточного давления внутри, в корпусе имеется дренажное отверстие, через которое электролит может выплеснуться). Их удалить можно путем тщательного протирания корпуса ветошью, смоченной в водном растворе соды (он нейтрализует кислоту);
  • Если аккумулятор обслуживаемый, то следующим этапом является проверка состояния электролита. Для этого выкручиваем все пробки, и оцениваем уровень (электролит должен покрывать пакет пластин), а также его прозрачность (потемнение, наличие «хлопьев» указывает на повреждение);
  • Затем проверяется плотность электролита. Для этого понадобиться ареометр. Причем эта операция делается просто для сравнения показателей во всех банках батареи (разница в показаниях не должна превышать 0,01), а не для выявления плотности. Все просто – в полностью заряженном состоянии плотность должна составлять 1,27, но по мере расхода заряда она будет снижаться. Получается, что замер на частично разряженном АКБ действительной плотности электролита не даст (для этого следует заменять ее при 100%-м заряде батареи). А вот значительная разница в показаниях на разных банках будет сигнализировать о замыкании пластин. В таком случае АКБ считается непригодным для эксплуатации.

После всех этих мер можно приступать к зарядке. Эту операцию следует проводить в хорошо проветриваемом помещении при температуре 18-20 град. С.

Одним из важнейших условий – недопущение «переплюсовки», то есть при подключении к АКБ проводов от ЗУ, следует проконтролировать, чтобы «плюсовой» и «минусовой» кабели были подключены к соответствующим клеммам на батарее.

И только после этого можно включать в работу зарядное устройство (нельзя сначала включать в сеть ЗУ, а после подключать его к аккумулятору).

  1. Желательно заряжать АКБ вынутой из автомобиля, но если вы этого не сделали, то отсоедините все клеммы и откройте заливные горловины.
  2. Подсоедините сначала плюсовой провод зарядного устройства к плюсовой клемме АКБ, и только потом отрицательную к аналогичной. Это предотвратит появление искр. Так как зарядка происходит постоянным током, то здесь ошибиться нельзя.

Только после выполнения пункта 2 можно подключить зарядное устройство в сеть.

Сейчас различных зарядных устройств очень много. Если вы простой автолюбитель и аккумуляторную батарею заряжаете не так часто, то вам подойдет не дорогое ЗУ, работающее в автоматическом режиме, в нем не нужно ничего регулировать, а просто дождаться, когда устройство отключится, выполнив свою работу.

Затем отключите зарядное устройство от сети, снимите отрицательную клемму, а затем положительную.

Если же зарядное устройство позволяет выполнять ручные регулировки и настройки, то здесь нужно обладать некоторой подготовкой и знаниями.

Обычно такие ЗУ дорогие и ими пользуются подготовленные автовладельцы.

В данной ситуации необходимо провести некоторые настройки. Допустим если у вас емкость аккумуляторной батареи 55 А-ч, то рекомендованный зарядный ток в данном случае будет равен 5,5 А, т.е. 1/10 от ее емкости. Не в коем случае не заряжайте аккумулятор высокими токами.

Если полностью АКБ разряжено, то рекомендуется заряжать его малыми токами в 1,5 – 2,0 Ампер.

Также не в коем случае нельзя оставлять место зарядки. Необходимо постоянно следить за такими показаниями, как плотность электролита (по возможности) и самое главное его температурой.

Если вы чувствуете, что корпус аккумулятора сильно нагрелся, или температура электролита достигла 45 градусов, то сразу же уменьшите силу зарядного тока в 2 раза или вообще временно приостановите зарядку.

Рекомендованная температура электролита в ходе зарядки — 30 градусов.

Если напряжение аккумулятора и плотность электролита не меняются в течении двух часов, то он считается заряженным.

Корректировка плотности электролита происходит тогда, когда реальные показатели отличаются от рекомендованных заводом изготовителем на 0,01 г/см3. Но в любом случае они не должны быть меньше 1,25 г/см3 и больше 1,29 г/см3.

Подробнее об основных параметрах зарядки поговорим ниже. Также читайте про причины перезаряда аккумулятора от генератора.

Каким напряжением и силой тока заряжать аккумулятор автомобиля

Основными параметрами при зарядке батареи является подаваемое напряжение и сила тока.

Причем один из этих параметров в существующих ЗУ является регулируемым, поэтому устройства делятся между собой по методу зарядки – постоянными, либо напряжением, либо силой тока.

Также недавно появились так называемые комбинированные ЗУ, которые используют оба этих метода.

Напряжение

Пройдемся по тому, каким напряжением следует заряжать батарею. Этот показатель в АКБ варьируется в диапазоне от 11,7 (минимальное значение, указывающее на полный разряд) до 12,7 (заряд – 100%).

Но чтобы ЗУ смогла «протолкнуть» электрический ток и аккумулятор его принял, напряжение должно быть выше чем у самого АКБ.

Оптимальным является показатель в 14,2-14,4 В (на такое напряжение настроен и регулятор генератора).

Это значение выбрано не просто, дело в том, что такое напряжение является порогом начала интенсивного газовыделения.

В устройствах, работающих по методу зарядки постоянным напряжением, тоже задается этот параметр на уровне 14,2-14,4 В.

А вот сила тока меняется, причем в зависимости от внутреннего сопротивления аккумулятора и степени его разрядки.

Так, в самом начале подзарядки подаваемая сила тока очень высокая – порядка 40-50 А. Но поскольку такие значения могут нанести вред АКБ, то силу тока ограничивают (обычно на уровне 20-25 А).

По мере заряда напряжение в аккумуляторе повышается, что приводит к снижению подаваемого тока.

При выравнивании напряжения на клеммах батареи и выводах ЗУ, сила тока падает практически до нуля и это является сигналом восстановления заряда.

Читайте также:  Можно ли использовать зарядное устройство с большей силой тока

Сила тока

При вышеописанном методе этот параметр является неконтролируемым и его задает само ЗУ, основываясь на сопротивлении АКБ.

В устройствах же использующих метод постоянного тока, этот параметр приходится задавать вручную, напряжение же регулироваться будет самостоятельно.

Как уже отмечалось выше, оптимальным по скорости заряда считается ток, равный 1/10 от номинальной емкости аккумулятора (для АКБ на 55 Ач – это 5,5 А, на 60 Ач – 6,0 А и т. д.). При такой силе тока у полностью разряженной батареи заряд восстановиться за 10 часов.

Но зачастую зарядке подвергается частично разряженный аккумулятор. И в таком случае следует рассчитать время зарядки. Сделать это можно по напряжению на клеммах батареи.

Как отмечено, диапазон напряжения АКБ от степени разряда варьируется в диапазоне 11,7-12,7 В. То есть, разница в напряжении у разряженного и заряженного аккумулятора всего 1,0 В.

Если, к примеру, вольтметр показывает напряжение 12,2 В, то это означает, что аккумулятор потерял половину своего заряда. Полностью разряженный АКБ током в 1/10 от емкости заряжается 10 часов, а в нашем случае он разряжен только на 50%, поэтому для восстановления полного заряда потребуется 5 часов.

Получается, что такой силой тока за 1 час удается восстановить 0,1 В, поэтому зная напряжение, легко можно высчитать время подзарядки.

По мере зарядки интенсивность химических процессов, сопровождающихся газовыделением и повышением температуры, будет увеличиваться.

Чтобы их снизить, на последнем этапе зарядки силу тока следует понизить вдвое. При надобности через определенное время ее можно снизить еще раз. Сигналом полной зарядки является не меняющееся в течение 1-2 часов напряжение на клеммах.

Отметим, что ток в 1/10 от емкости – оптимальное значение для обеспечения сравнительно качественной и скоростной зарядки АКБ без негативных последствий.

Если подать ток большего значения аккумулятор подзарядиться быстрее, но такая интенсивность будет не на пользу. А вот токи малых значений – 5% от емкости обеспечивает качественный заряд, но времени на получение 100%-го заполнения энергией АКБ уйдет вдвое больше.

Бывает так, что батарея полностью расходовала свою энергию. Обычно это происходит по невнимательности (водитель забыл выключить на ночь какой-то из потребителей).

В таком случае восстановить заряд можно только используя токи малых значений (5% от емкости), при этом заряжать необходимо не менее 1 суток.

Использование интенсивной зарядки не рекомендуется, чтобы не возникло негативных последствий.

Стоит отметить, что даже зарядка малыми токами не обеспечит 100%-го восстановления емкости, поскольку глубокий разряд становиться причиной необратимых процессов внутри АКБ.

В дальнейшем за такой батареей нужно следить более тщательно, поскольку повторный глубокий разряд может полностью ее вывести из строя.

Что делать, если нет зарядного устройства

Часто возникают ситуации, когда аккумулятор разряжен, а зарядного устройства под рукой нет. Многие при этом пытаются приспособить для этого другие приборы – зарядки от мобильных телефонов, ноутбуков и т. д.

Но такие устройства не соответствуют требуемым параметрам. Так, зарядка телефона на выходе обеспечивает 5 В, а ноутбука – зачастую 9 В, что явно недостаточно.

Даже если удастся найти зарядку на 12 В, применить ее к автомобильной АКБ не получиться, ведь для того, чтобы она приняла заряд нужно 14,2 В. К тому же в таких зарядных устройствах нет регулировки силы тока.

В целом, попытки применить непредназначенные для подзарядки автомобильного аккумулятора ЗУ могут обернуться самыми разными неприятными последствиями.

Лучше для восстановления заряда использовать сам автомобиль, точнее его генератор.

Источник

Зарядное устройство для акб как пользоваться

Срок службы автомобильного аккумулятора (далее АКБ) напрямую зависит от соблюдения режима его эксплуатации (нельзя допускать полного разряда). Поэтому периодически требуется делать подзарядку, используя внешнее зарядное устройство (ЗУ). Расскажем подробно, как выбрать оптимальный ток заряда в зависимости от емкости батареи, сколько времени необходимо на процесс, а также дадим другие полезные рекомендации по данной теме.

Зачем необходима подзарядка от внешнего ЗУ?

Зарядка АКБ в авто производится от электрогенератора. Но с целью защиты электрооборудования, напряжение, поступающее с этого устройства, ограничивается специальным реле-регулятором. В то время как для обеспечения полного заряда напряжение должно быть несколько выше. То есть, произвести 100% зарядку от электрогенератора не представляется возможным, что вынуждает время от времени использовать внешнее ЗУ.

В теплое время года такое положение некритично, завести авто можно даже от аккумулятора заряженного всего на четверть. Зимой ситуация резко меняется. Минусовая температура снижает емкость устройства (при сильных морозах может даже в половину), но кроме этого увеличится потребление тока из-за увеличения вязкости смазки в моторе. Эти факторы могут привести к тому, что двигатель не запустится, если заряд будет не полным.

Оценка степени зарядки

Это важный этап, позволяющий установить оптимальный ток зарядки и определить необходимое для процесса время. Проблема заключается в том, что произвести точное измерение остаточного заряда доступными способами практически невозможно. Но существуют методики, позволяющие произвести косвенную оценку состояния АКБ, перечислим их:

  • Измерение напряжение на аккумуляторе, не подключенном к нагрузке.
  • Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки.
  • Снятие показаний напряжения с подключенной в сеть автомобиля АКБ.
  • Определение заряда при помощи гидрометрического индикатора (при условии, что он имеется в оборудовании).

Кратко расскажем о каждой методике.

Измерение напряжения неподключенного аккумулятора

Снимать показания напряжения с батареи необходимо, когда она находится в состоянии покоя. Для этого необходимо выждать не менее 7 часов после демонтажа устройства с машины или отключения от ЗУ. Для установления уровня заряженности батареи производим сверку с соответствующей таблицей.

Приведенные данные подходят для кислотных устройств на 24, 12 и 6 В любого типа, при условии соблюдения температурного режима в диапазоне 20°С – 25°С.

Измерение напряжения при помощи нагрузочной вилки

Чтобы не ждать шесть часов, можно снять показания напряжения воспользовавшись специальным прибором – нагрузочной вилкой. Как видно из схемы, это обычный вольтметр, зашунтированный резистором.

Номинал сопротивления R1 зависит от емкости батареи, например, для 60 А*ч это 0,02 Ом. Такие приборы, как правило, универсальны, что позволяет проводить измерения на аккумуляторах различной емкости. К прибору прилагается таблица, позволяющая определить степень заряда, пример ее приведен ниже.

После подключения прибора показания можно снимать через 6-8 секунд.

Источник