Меню

Устройство характеристики режимы работы и особенности эксплуатации аккумуляторных батарей

Устройство, характеристики, режимы работы и особенности эксплуатации аккумуляторных батарей

Аккумулятор— это гальванический элемент, предназначенный для многократного разряда за счет восстановления емкости путем заряда электрическим током (ГОСТ 15596—82).

Аккумуляторная батарея— это электрически соединенные между собой аккумуляторы, оснащенные выводами и заключенные, как правило, в одном корпусе (ГОСТ 15596—82).

Закрытымназывается аккумулятор, имеющий несъемную крышку с фильтр-пробкой или с пробкой рекомбинации.

Герметичнымназывается аккумулятор, в котором газы и электролит полностью удерживаются в течение всего срока службы и снабженный защитным устройством, предохраняющим его от разрушения при повышении давления.

Широкое применение на ПС нашли свинцовокислотные аккумуляторные батареи типа С (СК) в открытых стеклянных сосудах, а аккумуляторы большой емкости — в деревянных баках, выложенных внутри свинцом.

При эксплуатации аккумуляторных установок должны быть обеспечены их длительная надежная работа и необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальных и аварийных режимах работы.

Аккумуляторные пластины разной полярности, находящиеся в одном сосуде, отделяются друг от друга сепараторами из мипласта. Сосуды наполняются электролитом. Положительные пластины выполняются из чистого свинца. Отрицательные пластины изготовляются также из свинца, но имеют коробчатую форму. Ячейки свинцового каркаса пластин заполняются активной массой из оксидов свинца и свинцового порошка. Чтобы эта масса не выпадала из ячеек, пластины с боков покрывают тонкими перфорированными свинцовыми листами.

Кроме аккумуляторов типа С (СК) применяются аккумуляторы типа СН, которые имеют намазные пластины, сепараторы из стекловойлока, винипласта и мипора, сосуды из прессованного стекла с уплотненными крышками. Такая конструкция обеспечивает надежность и длительный срок службы аккумуляторов.

Емкость аккумулятора зависит от концентрации и температуры электролита и от режима разряда. С ростом плотности электролита емкость аккумулятора возрастает. С другой стороны, крепкие растворы увеличивают сульфатацию пластин.

Та же картина наблюдается и с увеличением температуры: при ее возрастании увеличивается емкость, но растет саморазряд и сульфатация пластин.

Установлено, что для стационарных аккумуляторов типа С (СК) оптимальной является плотность электролита в начале разряда 1,2–1,21 г/см 3 при нормальной температуре 25 °C. Температура воздуха в помещении аккумуляторных батарей должна быть в пределах 15–25 °C.

Конечное напряжение на зажимах аккумулятора и плотность электролита в сосудах являются причинами, ограничивающими разряд. При 3-10-часовом разряде допускается снижение напряжения до 1,8, а при 1-2-часовом — до 1,75 В на элемент. Более глубокие разряды приводят к повреждению аккумуляторов.

Разряды малыми токами прекращают, когда напряжение становится равным 1,9 В на элемент.

Снижение плотности электролита до значения 1,17-1,15 свидетельствует о том, что емкость исчерпана.

Эксплуатация аккумуляторов имеет свои отличительные особенности, в том числе то, что в них непрерывно происходят неуправляемые химические и электрохимические реакции, приводящие к снижению емкости аккумуляторов (саморазряду), то есть к потере запасенной энергии.

Саморазряд может быть как у работающих, так и у отключенных аккумуляторов. Новая батарея аккумуляторов теряет за сутки не менее 0,3 % своей емкости. С течением времени саморазряд возрастает по причине того, что в электролите присутствуют примеси железа, хлора, меди и других элементов. Поскольку их содержание не должно превышать допустимых норм, то применяемые для восстановления электролита кислота и дистиллированная вода проверяются на содержание вредных примесей.

При разряде аккумулятора на его пластинах образуется свинцовый сульфат. При нормальной эксплуатации аккумуляторов сульфат, имея тонкое кристаллическое строение, легко растворяется при заряде, переходя в оксид свинца на положительных пластинах и в губчатый свинец на отрицательных.

При ненормальной сульфатации пластин быстро увеличивается число крупных кристаллов сульфатов, которые закрывают поры активной массы пластин, мешая доступу электролита, что вызывает снижение емкости аккумулятора.

Режимы работы аккумуляторных батарейбывают следующими: «заряд-разряд», с периодическими зарядами и разрядами, и постоянного подзаряда.

Раньше аккумуляторы работали только в режиме «заряд-разряд»; схемы таких установок еще сохранились на многих ПС.

Подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонениями, не превышающими 2 % номинального напряжения.

Режим работы с периодическими зарядами и разрядами связан с преждевременным износом аккумуляторов и повышенной занятостью персонала.

Режим постоянного подзаряда наиболее широко распространен в схемах ПС. Его суть состоит в том, что полностью заряженная аккумуляторная батарея включается параллельно с подзарядным агрегатом, который обеспечивает питание подключенной нагрузки и в то же время подзаряжает малым током батарею, восполняя потерю емкости в результате саморазряда.

При аварии на стороне переменного тока или остановке по какой-то причине подзарядного агрегата батарея принимает на себя всю нагрузку сети постоянного тока. После ликвидации аварии батарея заряжается от зарядного агрегата и переводится на работу в режиме постоянного подзаряда.

Аккумуляторные батареи с элементным коммутатором, переведенные в режим постоянного подзаряда, имеют тот недостаток, что батарея оказывается разделенной на две части, находящиеся в разных условиях.

Основная часть батареи подзаряжается и поддерживается в заряженном состоянии. Остальные (концевые) аккумуляторы не подзаряжаются и постепенно теряют свою емкость вследствие саморазряда.

Для устранения сульфатации и выравнивания отстающих элементов батареи подвергают уравнительным разрядам(перезарядам).

При уравнительном заряде батарея предварительно разряжается током 10-часового режима до напряжения 1,8 В на элемент. Затем нормально заряжается тем же током до напряжения 2,6–2,8 В на элемент и увеличения плотности электролита до 1,2–1,21 г/см 3 , после чего оставляется на 1 ч в покое. Так с одночасовыми перерывами продолжается до тех пор, пока батарея не получит 2-3-кратной номинальной емкости.

Уравнительные заряды аккумуляторных батарей без элементных коммутаторов, работающих в режиме постоянного подзаряда, невозможны из-за того, что при этом напряжение на каждом элементе возрастает до 2,6–2,8 В. Для профилактики такие батареи 1 раз в 3 месяца дозаряжают.

Для поддержания работоспособности концевых элементов батареи применяют схемы подзаряда этих элементов от самостоятельного источника тока или общего подзарядного агрегата.

Основными неисправностями аккумуляторовявляются: ненормальная сульфатация пластин, то есть образование крупных кристаллов, не растворяющихся при чрезмерно высокой плотности электролита и высокой температуре, систематических глубоких разрядах и длительном нахождении батареи в разряженном состоянии;

КЗ между пластинами разной полярности по причинам замыкания пластин накопившимся на дне сосуда шламом, коробления положительных пластин и губчатых наростов на отрицательных пластинах, разрушения сепарации;

коробление пластин по причинам больших зарядных и разрядных токов, высокого напряжения подзаряда, КЗ, низкого уровня электролита, наличия вредных примесей в электролите;

чрезмерное образование шлама. Большое количество шлама свидетельствует о слишком высоком напряжении или излишних перезарядах.

Имеют место также неисправности сосудов, изношенность и хрупкость сепарации, загрязнение электролита и понижение его плотности.

Осмотры аккумуляторовпроводятся по графику. При осмотрах обращают внимание на указанные выше неисправности, а также проверяют:

целостность сосудов, состояние стеллажей и изоляции сосудов;

положение покровных стекол, предотвращающих вынос электролита из сосуда пузырьками газа, образующимися при заряде аккумуляторов;

уровень электролита в сосудах, который должен быть на 10–15 мм выше края пластин;

напряжение на соединительных пластинах аккумулятора, плотность и температуру электролита каждого элемента. Измерения следует проводить не реже 1 раза в мес;

исправность вентиляции и отопления. Температура в помещении аккумуляторной батареи должна быть не ниже 10 °C.

Поскольку аккумуляторы представляют собой повышенную опасность, то при их обслуживании необходимо строго соблюдать действующие правила безопасности. Серная кислота при попадании на кожу вызывает ожоги, а при попадании в глаза поражает их. Поэтому все работы с кислотой (электролитом) должны проводиться в специальных костюмах, резиновых фартуках, перчатках и защитных очках.

При приготовлении электролита серную кислоту следует вливать тонкой струей в воду и непрерывно размешивать раствор.

Читайте также:  Как открыть джетту если сел аккумулятор

В помещении аккумуляторной батареи должен постоянно находиться 5 %-ный содовый раствор и сосуд с большим количеством чистой воды для удаления и нейтрализации попавшей на кожу кислоты.

В соответствии с требованиями ПТЭ, на ПС не менее 1 раз в год должна проверяться работоспособность аккумуляторной батареи по падению напряжения при толчковых токах, а контрольные разряды должны производиться по мере необходимости. В тех случаях, когда число элементов недостаточно, чтобы обеспечить напряжение на шинах в конце разряда в заданных пределах, допускается понижать на 50–70 % номинальную емкость или осуществлять разряд части основных элементов.

Температура электролита в конце заряда должна быть не выше 40 °C для батарей типа СК. Для батарей типа СН температура должна быть не выше 35 °C при максимальном зарядном токе.

Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи в зависимости от номинального напряжения должно быть следующим:

В соответствии с рекомендациями ПУЭ, измерение сопротивления изоляции аккумуляторных батарей производится вольтметром класса точности не ниже 1. Сопротивление изоляции Rx определяется по следующей формуле:

где Rq — внутреннее сопротивление вольтметра;

U — напряжение на зажимах батареи;

U 1 и U 2 — напряжение между положительным зажимом и землей и отрицательным зажимом и землей.

Полностью заряженные аккумуляторы разряжают током 3- или 10-часового режима.

Емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °C, должна соответствовать данным завода-изготовителя.

Температура в помещении аккумуляторной батареи должна поддерживаться не ниже 10 °C; на ПС без постоянного дежурства персонала и в случаях, если емкость батареи выбрана и рассчитана с учетом понижения температуры, допускается понижение температуры до 5 °C.

Аккумуляторы должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивалось их удобное обслуживание; для этого следует применять специальные стеллажи. Аккумуляторы могут устанавливаться в один ряд при одностороннем обслуживании или в два ряда при двухстороннем обслуживании, а также многоярусно. В случае применения сдвоенных сосудов они рассматриваются как один аккумулятор.

Проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть шириной в свету между аккумуляторами не менее 0,8 м при одностороннем и двухстороннем расположении аккумуляторов.

Расстояния между открытыми токоведущими частями аккумуляторов, а также их ошиновкой, расположенной на доступной высоте, должны быть не менее:

0,8 м — при напряжении от 72 В до 250 В в период нормальной работы (не заряда);

1 м — при напряжении выше 250 В.

Измерения напряжения, плотности и температуры электролита каждого элемента должны выполняться не реже 1 раза в месяц.

Персонал, обслуживающий аккумуляторную установку, должен быть обеспечен:

приборами для контроля напряжения отдельных элементов батареи, плотности и температуры электролита;

специальной одеждой и специальным инвентарем согласно типовой инструкции.

7.3. Преобразователи энергии: двигатели-генераторы и выпрямители

Преобразователь электрической энергии— это электротехническое изделие (устройство), преобразующее электрическую энергию с одними значениями параметров и (или) показателей качества в электрическую энергию с другими значениями параметров и (или) показателей качества (ГОСТ 18311—80).

Двигатель-генератор— это агрегат, состоящий из одного или более двигателей, механически связанных с одним или более генераторами (СТ МЭК 50(411)—73).

Выпрямитель— это преобразователь электрической энергии, который преобразует систему переменных токов в ток одного направления (СТ МЭК 50(151)—78).

Указанные преобразователи энергии переменного тока в постоянный используются для питания нагрузки в нормальном режиме работы, для заряда, подзаряда и уравнительного заряда аккумуляторных батарей.

Двигатели-генераторы для заряда аккумуляторных батарей состоят из трехфазных синхронных электродвигателей и генераторов постоянного тока с регулирование напряжения шунтовым реостатом. Для указанных целей в настоящее время их применяют крайне редко.

Обслуживание двигателей-генераторов в основном состоит в соблюдении правильных режимов их работы, наблюдении за состоянием и температурой щеток, коллекторов, контактных колец двигателей, а также за отсутствием искрений щеток, за смазкой подшипников и содержанием агрегатов и регулирующих устройств в чистоте.

Выпрямители по сравнению с двигателями-генераторами имеют ряд достоинств, в том числе: просты в обслуживании, имеют более высокий КПД и больший срок службы.

В основном они предназначены для зарядки аккумуляторных батарей (I режим), параллельной работы с аккумуляторными батареями (II режим), а также для формовки отдельных аккумуляторов (III режим).

В общем случае выпрямительный агрегат состоит из следующих узлов:

выпрямительного моста из трех диодов и трех тиристоров;

блока управления тиристорами, состоящего из схемы питания и двух схем формирования импульсов управления;

блока регулирования, включающего в себя обратные связи по току и напряжению.

Принцип работы агрегата основан на способности тиристоров изменять в широких пределах среднее значение выходного напряжения путем изменения момента отпирания тиристоров. Выпрямленное напряжение поддерживается с точностью 2 % при изменении нагрузки от 4 А до номинального значения в диапазоне напряжений 380–260 В (I режим) и 220–260 В (II режим).

При обслуживании полупроводниковых выпрямительных устройств следят за температурой нагрева диодов и тиристоров, температурой окружающего воздуха, отсутствием кислотных паров и влаги в помещении, где они установлены.

На ПС эксплуатируются аккумуляторные батареи с элементным коммутатором или без него.

В схеме имеется зарядный двигатель-генератор и подзарядное выпрямительное устройство. Постоянство напряжения при заряде и разряде аккумулятора на шинах постоянного тока обеспечивает элементный коммутатор, состоящий из изолирующей плиты с расположенными на ней контактными пластинами, к которым подсоединены отводы от соединительных полос аккумулятора. По пластинам к соответствующим шинам скользят разрядная и зарядная щетки, которые приводятся в движение вручную или от электродвигателя, управляемого дистанционно либо с помощью устройства регулирования напряжения.

Существуют аналогичные схемы аккумуляторных установок без элементного коммутатора с ответвлениями от батареи для питания потребителей.

Источник



Устройство бака-аккумулятора в системе отопления

Бак аккумулятор

Бак-аккумулятор — емкость, предназначенная для накопления избыточного тепла и его дальнейшего использования во время остановки работы котлового оборудования. Агрегат используется в схемах с твердотопливным котлом. Реже его применяют с другими источниками энергии: тепловыми насосами, солнечными коллекторами и электрическими нагревателями. Это устройство также называют теплоаккумулятором, буферной емкостью или накопителем.

  • 1. Устройство агрегата
  • 2. Принцип действия
  • 3. Преимущества использования буферного бака
  • 4. Популярные модели
  • 5. Классическая схема подключения

Аккумулирующие баки для отопления представляют собой цилиндрические или квадратные емкости с патрубками, врезанными в корпус. Их количество зависит от числа подключенных контуров и приборов отопления.

Объем емкости зависит от площади отапливаемого помещения и находится в диапазоне от 200 до 3 тыс. м³. Для сохранения тепла между баком и внешней обшивкой находится теплоизоляционный материал толщиной от 5 до 10 см. В зависимости от конструкции внутри бака находятся следующие элементы:

Аккумулирующие баки для отопления

  • один либо несколько теплообменников;
  • трубчатый электрический нагреватель;
  • магниевый анод.

Теплообменники применяются в двухконтурных системах. В устройстве бака-аккумулятора горячей воды эти элементы представляют собой змеевики из медных труб. Электрические нагреватели помогают поддерживать температуру теплоносителя, если котел кратковременно вышел из строя.

В обычной системе теплоноситель нагревается в твердотопливном котле и поступает по трубопроводам к радиаторам. В приборах он остывает и по обратной линии возвращается в обогреватель.

Когда котел прогорит, то теплоноситель тоже остынет, до следующей закладки топлива. Температура воздуха в этот период снизится. В системе отопления с аккумуляторной емкостью процесс проходит немного иначе. После розжига котла и выхода его на полную мощность, теплоноситель циркулирует по малому контуру между обогревателем и баком.

Принцип действия буферного бака

Буферный бак-аккумулятор для отопления постепенно наполняется горячей водой. Когда вся емкость будет заполнена, циркуляционный насос начнет перекачивать теплоноситель в систему отопления. В этот момент котел полностью прогорит, и пока будет осуществляться новая закладка топлива, система отопления будет обогреваться за счет аккумуляторной емкости. Такая схема позволяет поддерживать в помещении постоянную температуру воздуха.

Читайте также:  Прохождение Сталкер Путь человека Возвращение

Преимущества использования буферного бака

Система отопления с таким устройством способна обогревать помещения более длительный срок, даже если полностью отключен источник тепла. Осуществляется эффективная защита водяного контура котла от закипания и разрушения. Объясняется это тем, что при резком повышении температуры теплоносителя аккумуляторный бак всю нагрузку возьмет на себя, тем самым осуществит защиту котла. Существует блокировка от поступления охлажденного теплоносителя по обратной линии трубопроводов в разогретый теплообменник, если циркуляционный насос выйдет из строя.

В отопительных системах с несколькими контурами аккумулирующее устройство выполняет задачи гидравлического распределителя тепловой энергии, что позволяет разводкам работать независимо друг от друга. Такое свойство помогает значительно снизить расход топлива и тепловой энергии. Существует и несколько недостатков у этой конструкции: высокая стоимость монтажных работ, повышенные требования к размещению оборудования.

Аккумуляторный бак для системы отопления выбирается по следующим параметрам: материал корпуса, вместимость, мощность агрегата, давление жидкости в контуре. Прежде чем выбрать подходящую модель, следует провести расчет накопительной емкости и узнать необходимый ее объем. К популярным относятся следующие модели:

SunSystem P 300 — буферная емкость на 300 л,

  1. 1. PROFBAK — бак и все соединяющие детали выполнены из нержавеющей стали AISI 304. Встроен никелированный нагревательный элемент мощностью до 45 кВт. По индивидуальному заказу производитель может установить змеевик для нагрева горячей воды. Емкость выполняет роль как температурного, так и гидравлического распределителя. Выпускаются емкости объемом от 120 до 500 л.
  2. 2. SunSystem P 300 — буферная емкость на 300 л, выпускаемая производителями из Болгарии. Применяется с котловым оборудованием мощностью от 6 до 10 кВт. Конструкция не обладает теплообменником, но есть место для подключения трубчатого электрического нагревателя.
  3. 3. Austria Email PSR 500 — аккумулирующая емкость на 500 л с одним теплообменником. Напольный агрегат рассчитан на давление в системе отопления не более 3 атм. Конструкция выпускается без теплоизоляции, которую приобретают и устанавливают самостоятельно.
  4. 4. Reflex PFH-500 — представляет собой накопительный бак с заменяемой мембраной. Используется этот агрегат в закрытых системах отопления с горячим водоснабжением. Корпус изготовлен из высококачественного полимерного материала. Общий вес агрегата составляет всего 79 кг.
  5. 5. DRAZICE NADO 750/160V1 — баки бывают двух видов: с фланцем или патрубком. Аккумуляторы выпускаются чешскими производителями и из-за небольшой стоимости пользуются большим спросом. Накопитель представляет собой емкость объемом на 305 л.

Стоит также обратить внимание на такие модели: Прометей 500, Hajdu AQ PT 750, NAD 1000 v2 и другие.

Бак-аккумулятор всегда подключается параллельно относительно котлового оборудования. Трубопроводами соответствующего диаметра проводят соединение его с источником тепла и отопительными приборами. В обвязке участвуют следующие элементы:

  • трехходовый клапан;
  • подкачивающий насос, который располагают на обратной линии между обогревателем и аккумулирующей емкостью;
  • группа безопасности;
  • теплообменник для горячего водоснабжения;
  • трехходовый вентиль;
  • циркуляционный насос, который устанавливают между баком и батареей.

Классическая схема подключения бака аккумулятора

Готовится ровное место для установки накопителя. Если это емкость большого объема, то лучше подготовить бетонную площадку. Когда все будет готово, с помощью строительного уровня выставляется аккумуляторный бак. Верхние патрубки должны быть выше уровня приборов отопления, что обеспечит естественную циркуляцию теплоносителя на случай выхода из строя насоса.

Подсоединяют подающий трубопровод от источника тепла к верхнему патрубку, с противоположной стороны емкости — к ближайшему радиатору. В подающий трубопровод от котла к накопителю устанавливается группа безопасности, в которую входят:

  • манометр;
  • предохранительный клапан;
  • вентиль для сброса воздуха.

Устанавливается трехходовый клапан, который предохранит котловое оборудование от образования конденсата. Перед клапаном подсоединяется циркуляционный насос для подачи горячего теплоносителя в накопитель.

Как подсоединить бак аккумулятор

Нижний патрубок емкости соединяется с обратной линией системы отопления, а с другой стороны — с входом в котел. Если бак обладает лишними патрубками для соединения будущих контуров отопления, то на них устанавливаются временные заглушки. Последним действием подключается электрооборудование к электрической сети.

После установки проводится тестовая проверка работоспособности системы, при которой желательно присутствие специалистов. Они помогут правильно отрегулировать элементы конструкции и проверить их функциональность.

Источник

Бак — аккумулятор для горячей воды, безопасная эксплуатация.

Бак — аккумулятор для горячей воды это стальная емкость, предназначенная для хранения горячей воды, температурой до 95 оС. Поэтому бак — аккумулятор для горячей воды является источником потенциальной опасности, в том числе лавинообразного разрушения способного привести к тяжелым последствиям.

Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций со стальными баками-аккумуляторами горячей воды ответственные лица и персонал непосредственно участвующий в их эксплуатации должны иметь представление о причинах и последствиях возможных аварий.

Опыт эксплуатации металлических баков-аккумуляторов для горячей воды выявил, что преждевременный их выход из строя, как правило, происходит из-за:

  • Неудовлетворительного качества строительно-монтажных работ бака — аккумулятора для горячей воды. Это могут быть дефекты сварных швов или несоответствие наружных усиливающих конструкций.
  • Коррозионного износа стенок, кровли и днища бака — аккумулятора для горячей воды вследствие некачественной антикоррозийной защиты или использования несоответствующего состава воды.
  • Отсутствия либо недостаточности средств измерения, сигнализации и блокировочных устройств бака — аккумулятора для горячей воды.
  • Нарушений правил эксплуатации бака — аккумулятора для горячей воды.

Элементы конструкции бака-аккумулятора.

Бак — аккумулятор для горячей воды как правило имеет циллиндрическую форму и состоит из днища, стенки и кровли. Форма кровли баков вместимостью до 3000 м3 включительно делается конической, вместимостью более 3000 м3 – куполообразной.

Стенки бака — аккумулятора для горячей воды имеют толщину в зависимости от его размера – от 5 мм для баков вместимостью 100 м3, до 16 мм при вместимости 20000 м3. Для периодического осмотра стенки внутри бака проектом должна быть предусмотрена передвижная лестница.

Все баки — аккумуляторы для горячей воды должны быть оборудованы наружными усиливающими конструкциями для предотвращения их внезапного лавинообразного разрушения. Наружные стенки бака — аккумулятора для горячей воды так же имеют тепловую изоляцию.

На каждом баке — аккумуляторе для горячей воды должны присутствовать переливные трубы, пропускной способностью не менее пропускной способности всех подводящих труб. Все присоединения трубопроводов, кроме дренажного, должны находится на вертикальных стенках баков и иметь компенсирующие устройства на расчетную осадку бака.

Задвижки на трубопроводе подвода воды к каждому баку-аккумулятору и разделительные задвижки между ними должны иметь электропривод.

Электроприводы задвижек размещаются вне зоны возможного затопления, так чтобы при аварии на одном из баков-аккумуляторов была возможность отключения от него других, работающих параллельно.

Все эксплуатируемые баки — аккумуляторы для горячей воды должны быть оборудованы устройствами для контроля за уровнем воды и сигнализацией предельных уровней с выводом сигнала в помещение с постоянным дежурством оперативного персонала.

Автоматика баков-аккумуляторов для горячей воды должны обеспечивать:

  • измерения температуры воды,
  • давления в трубопроводах,
  • полное прекращение подачи воды в бак при достижении верхнего предельного уровня воды,
  • подачу сигнала сигнала о начале перелива воды через переливную трубу,
  • автоматическое включение резервных откачивающих насосов при отключении рабочих,
  • автоматическое переключение системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике.

Особенности эксплуатация бака-аккумулятора

Баки — аккумуляторы для горячей воды размещаются с обеспечением удобства выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. Здания, сооружения и дороги на прилегающей к баку — аккумулятору для горячей воды территории должны быть обеспечены освещением, соответствовать нормам пожарной безопасности.

Читайте также:  Аккумулятор Cameron Sino для Canon NB 11L NB 11LH CS NB11LHC

Для предотвращения растекания воды по территории бак — аккумулятор для горячей воды оборудуется ограждением и отводом стоков в систему канализации. Устанавливать баки-аккумуляторы горячей воды в близи жилых или офисных помещений не допускается.

Баки — аккумуляторы должны заполняться только химически очищенной деаэрированной горячей водой температурой не выше 95 С.

По мере наполнения бака — аккумулятора горячей водой необходимо наблюдать за состоянием его конструкций и сварных соединений. При обнаружении течей или мокрых пятен заполнение необходимо прекратить, слить воду, выявить и устранить причину протечек.

Заполнение баков водой должно производиться только до верхнего предельного уровня. На дистанционном уровнемере баков наносится хорошо различимая красная черта, соответствующая этому уровню.

На действующих баках-аккумуляторах не допускается производство работ, связанных с ударными воздействиями на их конструкции.

Надзор за состоянием бака — аккумулятора для горячей воды должен включать:

  • Проверку электрической схемы сигнализации не реже одного раза в смену с записью результатов в оперативном журнале.
  • Наружный осмотр на выявление отсутствия явных течей, подтеков и мокрых пятен на наружной поверхности тепловой изоляции, исправность указателя и регулятора уровня, отсутствие протечек через сальники запорной и регулирующей арматуры, отсутствие засора или замерзания переливной трубы, исправность работы сигнализации достижения предельного уровня и отключения насосов разрядки при достижении нижнего уровня при приемке — сдаче смены.
  • Проверку сигнализации, электроприводов и схем питания насосных агрегатов, запорной электрифицированной арматуры и другого оборудования бака — аккумулятора для горячей воды по графику, утвержденному главным инженером эксплуатирующей организации, но не реже одного раза в квартал. Все обнаруженные при проверке дефекты должны быть немедленно устранены.
  • Ежегодный внутренний осмотр бака, его основания, окрайков днища, компенсирующих устройств трубопроводов, контроль осадки оснований.
  • Частичное техническое обследование с внутренним осмотром баков не реже одного раза в пять лет. При этом производится внешний осмотр баков, измерение толщины поясов и стенки, измерение геометрической формы стенок и нивелирование днища, проверка состояния основания и отмостки, составление технического заключения по результатам обследования.
  • Полное техническое обследование бака — аккумулятора для горячей воды с периодичностью один раз в 15 лет , а также после аварии или капитального ремонта и гидравлическое испытание после приема из монтажа, а также после капитального ремонта. Полное обследование предусматривает выполнение объема работ по частичному обследованию, а также: измерение толщины кровли и днища, контроль монтажных сварных соединений неразрушающими методами, механические испытания и металлографические исследования металла и сварных швов, химический анализ металла при необходимости.

Частичное и полное обследование должны проводиться с отключением бака-аккумулятора от системы горячего водоснабжения, его опорожнением и очисткой.

Результаты осмотров и периодической диагностики бака — аккумулятора для горячей воды должны оформляться актами, в которых отражаются выявленные дефекты и назначаются методы и сроки их ликвидации. Акты утверждаются техническим руководителем организации, эксплуатирующей баки.

При выявлении коррозионного износа стен и днища бака на 20 % и более их проектной толщины дальнейшая эксплуатация бака — аккумулятора для горячей воды независимо от характера износа и размера площади, подверженной коррозии, не допускается.

Эксплуатация баков не должна допускаться при неисправности или отсутствии блокировок, обеспечивающих полное прекращение подачи воды в бак при достижении ее верхнего предельного уровня, при неисправности или отсутствии аппаратуры для контроля уровня воды и сигнализации предельного уровня, а также при других неисправностях в конструкции бака или трубопроводов.

Источник

Инструкция по эксплуатации баков-аккумуляторов горячей воды

Данная инструкция учитывает ряд требований нормативной документации и опыт применения этого оборудования в фирмах, работающих в коммунальном хозяйстве и прочих отраслях экономики.

В ней установлены требования, касающиеся использования баков-аккумуляторов, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование и долгий срок службы техники. Рассмотрим инструкцию в деталях.

Бак заполняется водой, не имеющей в своем составе каких-либо химических примесей и осадков. Температура воды не должна превышать показатель в 95 С.

Важное уточнение – произведенные баки, и те, чтобы были подвергнуты ремонту, заполняют водой, и ее температура не должна превышать показатель в 45 С, а температура снаружи не должна быть меньше 10 С. Кроме этого, пропускная способность трубы вестовой должна в полной мере соответствовать предельной скорости заполнения и опорожнения емкости.

Если используется бак, ранее использованный для нефтяных продуктов, тогда уровень заполняемости бака уменьшают на десять процентов.

Сотрудники должны каждый год, когда баки-аккумуляторы отключены от систем горячего водоснабжения, проводить их осмотр, и потом составлять акт, который будет подписан ответственными лицами, среди них и главный инженер компании, занимающаяся эксплуатацией данного оборудования.

Если у бака-аккумулятора обнаружена коррозия стенки или днища, его последующее использование в системе может быть продлено только в том случае, если учтены предельные технические показатели, касающиеся коррозии. Если коррозионный износ превышает допустимый предел, тогда применение бака-аккумулятора запрещено, во избежание аварийных ситуаций на производстве.

После того, как была окончена установка, ремонтные работы, проводят испытание баков согласно протоколу СНиП III-18-75.

Когда завершен монтаж, или капремонта емкости, что используются в открытой системе теплового снабжения обязательно нужно подвергать промыванию и дезинфицированию, с окончательным промыванием питьевой водой. Повторное промывание следует проводить до достижения показателя сбрасываемой воды, соответствующей санитарным нормам на воду, используемую для питья.

Баки-аккумуляторы, применяемые в открытых системах теплового снабжения, обязательно дезинфицируются согласно распоряжению СанПиН N 4723-88.

Нельзя эксплуатировать такие баки, если нет блокировок, обеспечивающих прекращение подачи воды в них, при достижении верхнего предельного уровня.

Нельзя использовать баки, если у них нет аппаратуры и датчиков, осуществляющих контроль уровня жидкости, нет переливной трубы, установленной на отметке предельно допустимого уровня заполнения, и, если отсутствует вестовая труба.

Согласно установленному регламенту, электросхему сигнализации нужно опробовать один раз в смену с соответствующей отметкой в рабочем журнале. Проверку сигнализации, электрической проводки, и иных компонентов баков проводят по заранее утверждённому распорядку, и не реже 1 раза в четыре месяца. При обнаружении дефектов, их необходимо сразу же устранить!

Когда бак-аккумулятор заполняют водой, нужно тщательно следить за тем, нет ли протечек в сварных соединениях. Если обнаружена течь, мокрые пятна, заполнение водой прекращается, она сливается, оборудование осматривают и устраняют протечки.

Каждый день во время приема и сдачи рабочей смены, бак нужно осматривать. Проверяют, отсутствует ли течь, мокрые пятна, подтеки снаружи теплоизоляции. Также проверяется, насколько исправен указатели уровня и регулятор уровня, нет ли течи через сальники, запорную арматуру. Кроме этого, каждый день проверяется не засорилась ли переливная и вестовая трубы, насколько исправна сигнализация достижения предельного уровня.

Запрещено проводить на функционирующем баке работу, связанную с механическим действием на него, работу, когда температура снаружи достигает значения — 20 С. Нельзя использовать кипящую сталь для производства новых баков или при ремонте уже функционирующих.

Скорость наполнения емкости не должна быть выше пропускной способности вестовой трубы. Заполнять бак следует до верхнего уровня. Опорожнять баки возможно лишь до нижнего уровня.

При повышении уровня воды в баке допустимой нормы, и при не срабатывании защиты, персонал обязан незамедлительно сообщить диспетчерской службе, обнаружить причины несрабатывания систем защиты. Если потребуется, емкость отключают от теплосети и опорожняют от жидкости.

Следует сказать о том, что работать с данным оборудованием, производить его ремонт и настройку должны сотрудники, имеющие опыт работы и квалификацию. Посторонние лица к обслуживанию не допускаются!

Источник