Меню

Срок службы свинцово кислотного аккумулятора

Срок службы свинцово-кислотного аккумулятора

срок службы аккумулятора

Содержание

Ведение

Свинцово-кислотные аккумуляторы названы так потому, что их внутренние пластины сделаны из свинца и содержатся в специальных герметичных банках, заполненных серной кислотой (электролит). Это средство для запуска двигателя, которому требуется постоянное подзарядка от генератора. Если эксплуатировать стартерную батарею для других целей, допуская регулярные глубокие разряды, то срок ее службы сократится в разы.

В статье мы рассмотрим, сколько может прослужить свинцово-кислотная модель, и расскажем, что нужно сделать, чтобы увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.

Сколько служит свинцово-кислотный аккумулятор?

Обслуживание аккумулятора

Есть несколько видов свинцово-кислотных аккумуляторов, и у каждого из них существуют свои ограничения, но в среднем их период работы АКБ для гражданского автомобиля ограничивается 4-5 годами, а если взять мощные кальциевые батареи, то они порой служат и до 6 лет. Если посмотреть данные для особого транспорта (например, такси), который всегда эксплуатируется крайне интенсивно, то там срок службы аккумулятора в норме составляет лишь 2-3 года максимум, после чего его убирают для списания.

Этот разброс зависит от многих аспектов, но в первую очередь от режима езды и от того, насколько хорошо владелец понимает для чего предназначено устройство. Он знает, как за ним ухаживать и в каких условиях хранить, если по какой-то причине батарея окажется в режиме простоя. Так грамотный владелец в силах не только сохранить емкость аккумулятора в работоспособном состоянии, но и немного расширить срок его эксплуатации.

Всего срок службы можно разделить на три вида: это гарантийный, реальный и регламентируемый. Гарантия на АКБ производителем устанавливается на 1-2 года эксплуатации (хотя некоторые топовые производители гарантируют и до 4 лет бесперебойной работы). Бракованные изделия обычно заявляют о себе в первые полгода, после чего их замена производится бесплатно по рекламации. Если владелец будет правильно эксплуатировать устройство, не портить халатным отношением и ухаживать за ним, то реальный срок службы может оказаться даже выше регламентируемого.

Что может повредить сроку службы свинцово-кислотных аккумуляторов?

Обслуживание аккумулятора

Старые обслуживаемые модели (сурьмянистые и малосурьмянистые) требовали к себе повышенного внимания – постоянно приходилось замерять плотность электролита и доливать дистиллированную воду, если та вдруг выкипит. Это заставляло водителей держать стартерный аккумулятор в тонусе и не забывать о его нуждах. К сожалению, с появлением необслуживаемых моделей, которые уже не требуют такого пристального внимания, водитель очень часто стал забывать про АКБ в принципе и, если и вспоминает о его существовании, то только тогда, когда тот сломается.

Самая главная беда любого аккумулятора – это глубокие разряды, с которыми далеко не все устройства могут справиться. «Жизнь» свинцово-кислотного АКБ проходит в среде производственных циклов: их срок службы колеблется от 500 до 5000 таких периодов заряда/разряда. Если часто допускать полный разряд, хранить устройство в разряженном состоянии или пытаться запустить двигатель с помощью разряженного аккумулятора, то тот из-за снижения емкости очень быстро станет бесполезным для эксплуатации. Особенно плохо переносят глубокие разряды кальциевые батареи – «убить» 80% их емкости могут всего 3-4 таких случая. Главный источник глубоких разрядов – это именно халатность владельца, которая может довести батарею до списания. Часто он просто забывает выключить фары, когда оставляет машину на парковке на ночь. Утром гарантирован глубокий разряд аккумулятора. Глубокие разряды – норма для любителей слушать музыку при выключенном двигателе.

Также возможны технические неполадки бортовой сети автомобиля – утечки электричества. Чаще всего они происходят на бортах, с огромным количеством электроники и устройств, работающих в автономном режиме. Прежде всего, это касается сигнализации, которая за ночь может «слить» всю энергию АКБ всего за несколько часов.

Очень опасен для свинцово-кислотных аккумуляторов режим коротких заездов: автомобиль заводится утром и вечером на 30 минут за одну поездку. Нормой снижения реального срока службы выступает постоянное стояние в пробках с отключением двигателя и последующим зажиганием. Все это не дает стартерному аккумулятору восполнить заряд, и он находится в состоянии постоянного недозаряда. У кальциевых АКБ есть неприятная особенность, так называемая «память», когда аккумулятор запоминает постоянный низкий уровень заряда и в дальнейшем заряжается только до этого предела.

Зарядка аккумулятора

Реальный срок службы батареи также связан с:

Конструктивным ресурсом (технология производства пластин, решеток, электролита и других элементов устройства аккумулятора);

Снижения плотности электролита – промерзание банок зимой;

Неправильно выставленной полярностью;

Постоянной работы на 60% емкости без необходимой полной подзарядки;

Грязью, влагой, механическим повреждением корпуса, налетом на клеммах и др.

Еще для свинцово-кислотных АКБ опасны скачки напряжения или перезаряды – с помощью избыточного напряжения от внешнего устройства. Чтобы не допустить такого, нужно следить за напряжением бортовой сети или зарядного устройства – в условиях положительной температуры достаточно 2,5 В на элемент, или же 15 В для 12-ти вольтной батареи. Если температура падает до отрицательной, соответственно напряжение должно быть больше.

Все эти факторы провоцируют появление сульфатов, окисление свинца, осыпание активной массы и последующее короткое замыкание. В результате срок службы аккумулятора существенно сокращается или он перестает работать вовсе.

Как продлить срок службы свинцово-кислотного аккумулятора?

Обслуживание аккумулятора

Нередко на разных автомобильных ресурсах можно прочитать комментарии пользователей, что их свинцово-кислотные АКБ служат не стандартные 4 года, а срок эксплуатации уже приближается к 8-10 годам. Однозначно утверждать, насколько это правда, мы не можем, ибо условия эксплуатации в холодном Омске с жарким Краснодаре совсем разные. Но сбрасывать со счетов грамотное обслуживание и тщательный уход за автомобилем тоже будет неправильным.

Для обеспечения аккумулятору долгого срока службы достаточно проследить, чтобы цикл заряд/разряд не переходил отметку в 20% от его емкости, а полный разряд не превышал 80%. Проще говоря, запускать двигатель нужно с помощью исправного стартера и с первого раза. Если сразу завести автомобиль не удается, не следует продолжать поворачивать ключ в замке зажигания – так вы только навредите АКБ. У вас еще есть 2-3 попытки с интервалами по 1-2 минуты. Если двигатель не запустился после третьего раза, то дальнейшие попытки не имеют смысла. Либо проблема в аккумуляторе (он потерял емкость и находится в глубоком разряде), либо сломан стартер или другой элемент двигателя. Точно вам скажут только в сервисе.

Чтобы облегчить АКБ запуск в холодное время года, предварительно его необходимо «прогреть». Просто включите дальний свет и дайте ему поработать в течение 30 секунд. Включайте зажигание с полностью выжатым сцеплением.

Следует систематически следить за уровнем напряжения – оптимально, если оно находится в пределах 12,6 В. Если оно опустилось ниже 12,4 В, то аккумулятор недополучает энергии. Его необходимо заряжать слабыми токами 1-2 А в течение 12-14 часов.

Обслуживание аккумулятора

Свинцово-кислотный АКБ нельзя хранить отдельно от машины в разряженном состоянии. Лучше вообще обойтись без покупки впрок «лишнего» аккумулятора, АКБ должен находиться в режиме работы, иначе будет происходить постоянный саморазряд. Однако если все же придется убирать устройство в долгий ящик, то предварительно его нужно зарядить до 100%. Вызвано это тем, что при долгом простое с менее чем 20% емкости пластины начинают покрываться сульфатами, а также происходит выделение влаги, которая будет снижать плотность серной кислоты в электролите. Пользоваться можно обычной электросетью в 220 В и производить профилактическую зарядку раз в месяц.

Устройство следует расположить подальше от источников повышенного тепла: батарей, печей, электронагревателей, не хранить в быстро нагревающихся чердаках или металлических сооружениях. Лучше выбрать место, где сравнительно прохладно, но температура не опускается ниже нуля из-за опасности загустения электролита. Достаточно 5-10 о С.

Регулярно эксплуатируемый АКБ должен полностью соответствовать генератору и всем бортовым системам (кондиционер, сигнализация, музыкальный центр и др.). Иными словами, слабое устройство в мощной, производительной машине долго не протянет. Ищите все характеристики в документах по эксплуатации машины.

Раз и навсегда следует отказаться от режима коротких поездок. Если не получается растянуть свой путь до работы дольше 30 минут, то возьмите за правило по выходным выезжать в поездки на 40 минут, чтобы дать АКБ получить причитающийся ему заряд.

Заключение

Аккумулятор для автомобиля

При необдуманной эксплуатации испортить АКБ очень легко, а чтобы добиться долгого срока службы, который выходит даже за рамки регламента, нужна внимательность и последовательность в действиях. Гарантия длительного использования этого устройства зависит, с одной стороны, от бесперебойной работы бортовой сети, стартера, генератора и других приспособлений; с другой, от того, насколько водитель осознает свою ответственность перед ними. Не менее важно учитывать и срок годности аккумулятора – устройство должно быть произведено максимум за полтора года до покупки. Дату производства можно найти на корпусе.

Если еще остались вопросы о том, как увеличить срок службы АКБ, то читайте нашу прошлую статью, где мы подробно осветили все моменты.

А купить достойную стартерную батарею, которая прослужит вам верой и правдой весь положенный срок, вы можете в интернет-магазине BlackTyres . В каталоге для вас представлены только проверенные европейские и отечественные производители. Заходите и выбирайте свою модель.

А если все еще интересна тема срока эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов, то можете еще расширить свои знания, посмотрев полезное видео:

Источник



Аккумуляторные батареи. Ликбез

Зачастую представляет определенные трудности использовать напрямую энергию, генерируемую солнечными, ветровыми или микрогидроэлектрическими установками. Поэтому электричество обычно сохраняется в специальных аккумуляторных батареях для последующего использования.

Эти батареи очень часто работают по тому же принципу, что и обычные автомобильные стартерные батареи, однако они спроектированы специально для использования в системах автономного электроснабжения. Стартерные батареи рассчитаны на то, чтобы выдавать большие токи (сотни ампер) в течение очень короткого промежутка времени (несколько секунд) для того, чтобы запустить двигатель машины. Они не подходят для использования в системах автономного электроснабжения, потому что рассчитаны на то, чтобы сразу заряжаться после разряда (после запуска двигателя начинает работать электрический генератор, который подзаряжает аккумуляторную батарею) и основное время работы быть постоянно полностью заряженными. Срок их службы будет очень маленьким, если эти батареи будут работать в режиме регулярного глубокого разряда (то есть, когда большая часть энергии АБ используется до того, как начнется заряд) — такие режимы называются «циклическими».

Специальные батареи для использования в системах автономного электроснабжения часто собираются из отдельных аккумуляторов с напряжением 2 вольта, соединённых вместе. АБ меньшей емкости с напряжением 6 и 12 вольт также используются. Наиболее распространённым типом АБ являются свинцово-кислотные, как с жидким электролитом, так и герметичные (в последнее время становятся все более популярными вследствие снижения цены и эксплуатационного удобства). Иные типы батарей (щелочные, литиевые) рассматриваются в других статьях нашего сайта — см. раздел «Библиотека-про аккумуляторы» и «Основы-Аккумулирование энергии«.

Основные параметры АБ

Основные параметры рассмотрены в статье «Характеристики аккумуляторов«. Здесь мы рассмотрим влияние режимов эксплуатации на срок службы свинцово-кислотных аккумуляторов.

Срок службы

Для увеличения срока службы АБ желательно использовать только малую часть ее емкости до повторной зарядки. Каждый процесс разряда-заряда называется зарядным циклом. Если возможно использовать более 50% энергии, запасенной в АБ до ее заряда, такая батарея называется батареей «глубокого разряда».

Читайте также:  Как определить полярность легкового аккумулятора до 110 ач

Свинцово-кислотные АБ, спроектированные для использования в системах автономного электроснабжения, имеют срок службы от 500 до 5000 циклов. Количество рабочих циклов зависит от глубины разряда, эти зависимости приводятся в спецификациях на аккумуляторы. На рис. справа приведена типовая зависимость количества циклов от глубины разряда в цикле (DOD). Для обеспечения длительного срока службы, обычный цикл должен быть менее 20% емкости АБ, а глубокий разряд — не более 80% емкости.

Можно повредить батареи, если перезарядить их. Максимальное напряжение кислотных АБ должно быть 2,5 вольта на элемент, или 15 В для 12-ти вольтовой батареи. Это напряжение при нормальной температуре +20°С, его нужно увеличивать при заряда аккумулятора при низких температурах.

О проблемах, влияющих на реальный срок эксплуатации свинцовых аккумуляторов

Несмотря на множество технологических решений, внедренных в свинцово-кислотные аккумуляторные батареи за 150 лет с момента изобретения технологии химической аккумуляции, срок службы АБ до сих пор во многом зависит от эксплуатационной нагрузки. Рассмотрим их по порядку:

1. Первым определяющим фактором является степень разряда аккумуляторов. Свинцовые аккумуляторы не терпят хранения в разряженном состоянии. Кроме того, при падении заряда ниже 20% активизируется процесс образования нерастворимых соединений серы, которые, в первую очередь, сказываются на емкости АБ. Помимо этого, реакция сульфатации способствует выделению влаги, которая обеспечивает постоянное снижение концентрации кислоты. Если же аккумулятор некоторое время будет находиться в состоянии глубокой разрядки, начнется необратимый процесс образования сульфатов и, соответственно, необратимого снижения реальной емкости АБ относительно паспортной.

Обратите внимание, что разряд малыми токами приводит к глубокому разряду аккумулятора даже при достижении относительно высокого напряжения. Например, разряжая АБ до 11,5 В можно разрядить его примерно на 80%. См. график зависимости глубины разряда, напряжения и тока разряда для типичного свинцово-кислотного аккумулятора.

Наоборот, при разряде большими токами допускается разряжать АБ до более низкого напряжения — 9,5-10В, при этом его разряд будет процентов 50-60.

Поэтому, чтобы гарантированно не разряжать АБ ниже, чем на 30%-40% надо установить отключение потребления при напряжении 11,5 В. Обычно такое напряжение и установлено по умолчанию в солнечных контроллерах.

Однако, помните, что если общая ёмкость АБ будет маленькой относительно нагрузки (например, в несколько кВт), то напряжение на АБ может в этом случае очень быстро просесть до 11,5 В и инвертор отключится. Чтобы такого не произошло, необходимо выбирать емкость АБ достаточно большой. Наши специалисты помогут вам подобрать оптимальную емкость АБ в зависимости от мощности вашей нагрузки.

Нахождение свинцово-кислотных аккумуляторов в разряженном состоянии (более чем на 80%) в течении более, чем 12 часов недопустимо и приводит к необратимой потере емкости аккумуляторов. Не боятся нахождения в разряженном состоянии литиевые и щелочные аккумуляторы, но они существенно дороже.

2. Другим определяющим фактором для времени жизни АБ, можно назвать температуру электролита. В случае обычных кислотных аккумуляторов, эксплуатация при повышенной на 10 градусов температуре ведет к сокращению срока службы вдвое (современные качественные АБ не столь чувствительны к этому параметру, но эффект снижения срока службы при повышении температуры всегда есть). Поэтому, нельзя располагать АБ на нагревающихся чердаках, нежелательно и в одном помещении с электрогенератором, т.е. там, где может быть температура сильно выше 25С. Идеальное место – подвал, техподполье, или подсобка/коридор с северной стороны здания.

3. Для долголетия аккумуляторов, необходим и регулярный 100% заряд, что затруднительно обеспечить, если сетевого электричества 220 В нет вообще и если для заряда использовать только мини электростанцию. Ниже приведен стандартный график заряда кислотного АБ (у разных типов АБ конкретные значения могут немного варьироваться, но достаточно близко).

Зона окрашенная жёлтым цветом, это 80% энергии необходимой для заряда. Она передаётся на первых ступенях заряда от миниэлектростанции, в течении первых 6 часов, и, заряжает АКБ, соответственно, на 80%.

Но чтобы зарядить АБ на все 100%, необходимо заряжать их ещё, как минимум, в течении 6-7 часов, причём при этом, в АБ передастся лишь 20% энергии (зона окрашенная розовым цветом).

Получается, что для 100% заряда АБ, надо чтобы электростанция работала как минимум 12–14 часов, причём последние 7 часов, если не нагружать её дополнительными нагрузками, практически вхолостую. Конечно, это возможно, — хоть и большинство миниэлектростанций имеют воздушное охлаждение и требуют перерыва после 6 часов работы, — можно сделать перерыв 1час и продолжить заряд. Но топливо, при этом, будет расходоваться не эффективно.

Лучший выход из положения для автономных систем – установить солнечные панели и/или ветрогенератор. Ведь почти всё необходимое для их эксплуатации уже имеется (АБ и инвертор и резервный электрогенератор). Солнечные панели и/или ветрогенератор позволят в определённые моменты времени (когда нагрузка мала, а солнце/ветроресурсы имеются) зарядить АБ на 100%. Пусть это будет даже не каждый день, но и раз в неделю подобный 100% заряд будет полезен. При достаточной их мощности, система сможет выдавать электричество практически вообще без включения генератора.

Другой, компромиссный вариант, — это хотя бы раз в 2 недели проводить 13 часовую, 100% зарядку от бензо/дизель/газо генератора (при необходимости понижая в инверторе зарядные токи), а в остальное время ограничиваться 80% зарядом.

Можно, конечно, поставить и два комплекта АБ, подзаряжая внешним зарядным устройством, подключённым к выходу 220 В от инвертора, отдыхающий комплект АБ. Однако, это решение по стоимости сопоставимо с первым вариантом, и менее разумно — дополнительные АБ, в отличие от солнечных панелей и ветрогенератора, не используются, а «отдыхают». При этом на заряд второго комплекта аккумуляторов расходуется энергия первого комплекта аккумуляторов, при этом есть потери как в зарядном устройстве (около 20-25%), так и в самом аккумуляторе (эффективность заряда свинцово-кислотных аккумуляторов составляет около 80%, что означает потери около 20%).

Аккумуляторам вреден и постоянный длительный перезаряд (заряд повышенными токами, и высокое напряжение конца заряда, и высокое напряжение буферного поддержания). Поэтому, эти параметры устанавливают в соответствии с паспортом АБ.

4. Спустя несколько лет после начала эксплуатации АКБ (а в зависимости от качества аккумуляторов, бывает и через год-другой), может возникнуть разбалансировка аккумуляторов. Это явление проявляется в том, что, допустим, в цепочке из двух последовательно соединённых АБ, на одном аккумуляторе устанавливается напряжение чуть ниже, а на другом – чуть выше среднего. В итоге, общее напряжение будет нормальным и инвертор проводит заряд до положенных значений напряжений. Тем не менее, одна АБ окажется недозаряжена, а другая перезаряжена.

Поэтому, раз в год желательно измерять цифровым тестером напряжения на каждой АБ. В случае их разбалансировки, проводят уравнительный заряд каждой АБ отдельно. Если же АБ герметизированные (в этом случае уравнительный заряд запрещён), то проводят восстановительный заряд/разряд (см. ниже, контрольно-тренировочный цикл) и полный заряд каждой АБ.

Для продления срока службы аккумуляторов и предотвращения их разбалансировка, последнее время все чаще применяются активные балансиры аккумуляторов. Они позволяют поддерживать напряжение на каждой АБ точно такой же, как и на остальных. Использование активных балансиров позволяет увеличить срок службы аккумуляторов в несколько раз. При этом следует различать активные и пассивные балансиры. Активные выравнивают напряжение как при заряде, так и при разряде аккумуляторов. Пассивные — только при заряде. Естественно, применение активных балансиров намного предпочтительнее.

О выравнивании заряда на каждом аккумуляторе

Уравнительный заряд применяют ТОЛЬКО для аккумуляторов с жидким электролитом.

Уравнительный заряд представляет собой избыточный заряд аккумулятора, выполняемый на аккумуляторах с жидким электролитом после их полного заряда, с возможной доливкой воды. Например, компания Trojan рекомендует проводить уравнительный заряд только в том случае, если у аккумуляторов низкая удельная плотность, менее 1.250, или удельная плотность колеблется в широком диапазоне, после полного заряда аккумулятора. Не следует проводить уравнительный заряд GEL или AGM аккумуляторов.

  • Необходимо удостовериться, что аккумулятор является аккумулятором с жидким электролитом (есть пробки для доливки воды).
  • Перед началом заряда проверить уровень электролита и убедиться, что пластины закрыты электролитом (при необходимости долить дистиллированной воды).
  • Удостовериться, что все защитные колпачки плотно закреплены на аккумуляторе.
  • Установить зарядное устройство в режим уравнительного заряда.
  • В процессе уравнительного заряда в аккумуляторах будет выделяться газ (будут всплывать пузырьки).
  • Измеряйте удельную плотность каждый час. Прекратить уравнительный заряд следует тогда, когда удельная плотность прекратит расти (обычно часа через 2, после достижения 15,5 В). При необходимости добавить дистиллированную воду.

ВНИМАНИЕ: Запрещается проводить уравнительный заряд на гелевых или AGM-аккумуляторах (т.к. используются повышенные напряжения и возможно частичное испарение воды и разложение ее на водород и кислород, и связанное с этим повышение давление и нарушение работы рекуперационных клапанов).

Ориентировочное время работы аккумуляторов на различные нагрузки:

Источник

Какие сроки годности и службы аккумуляторов бывают и как их увеличить?

Законодательство

Аккумуляторы не вечны и время от времени их приходится менять.

Однако существует гарантированный срок эксплуатации, в течение которого батарея должна работать бесперебойно.

В большинстве случаев производители устанавливают его в пределах от 3 до 5 лет.

По закону (пункт 1 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей») сроком службы изделия признаётся период времени со дня производства до момента, после которого оно становится непригодным для последующей эксплуатации.

На протяжении всего этого времени продавец несёт ответственность перед потребителем.

Если в течение гарантийного срока эксплуатации потребитель обнаружил недостатки, мешающие бесперебойной работе и/или влияющие на безопасность работы АКБ, то он имеет право требовать вернуть аккумулятору работоспособность за счёт производителя.

При этом важно, чтобы поломка появилась не по вине автолюбителя. Т. е. потребитель соблюдал рекомендации по эксплуатации, но изделие всё равно не работает.

Это правило установлено в и статьях закона «О защите прав потребителей».

Проявление неисправностей

К основным проявлениям неисправностей относятся следующие признаки:

  • АКБ стала разряжаться быстрее обычного.
  • Запуск двигателя затруднен.
  • Наблюдается окисление клемм.
  • Заметны перебои в работе потребителей тока в автомобиле.
  • Видны повреждения корпуса аккумулятора.
  • Произошла сульфатация пластин.
  • Явные проблемы с электролитом.

Качество составных частей аккумуляторных батарей не всегда бывает высоким, как того требуют нормы и стандарты.

Поэтому в некоторых случаях источники питания начинают работать с перебоями или вовсе выходят из строя.

Стоит учитывать, что аккумулятор является расходным материалом для автомобиля, как и масла, и прочие варианты. Только в отличие от всех прочих расходников у АКБ более продолжительный срок службы и хранения. Ко всему прочему необходимо регулярно следить за его состоянием и контролировать показатели работоспособности.

Для этого следует своевременно проводить зарядку и избегать экстремальных условий эксплуатации, которые отрицательным образом сказываются на его функциональности.

При соблюдении срока хранения аккумулятора до начала эксплуатации, включая бережное и заботливое отношение, он сможет прослужить 5-6 лет, если не больше. Неплохо для такого расходника?!

Читайте также:  Маленький но непростой стоит ли покупать Mitsubishi Pajero Mini за 350 тысяч рублей

Как известно, ничто не вечно, и одному из главных элементов автомобиля — АКБ, когда-то приходит время отправляться на покой. Выбирая новый источник питания, автовладельцы могут увидеть сухозаряженный аккумулятор. Что это такое? С какой стороны к нему подойти и как использовать? Как зарядить сухозаряженный аккумулятор? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Какой срок годности, и как он определяется?

Срок эксплуатации аккумуляторной батареи машины – это период времени, когда производитель гарантирует абсолютную безопасность работы.

Так как по факту он начинается с момента производства, то лучше всего, если автолюбитель начинает использовать АКБ не позднее полугода со дня выпуска.

Эта рекомендация связана с тем, что любой аккумулятор в течение длительного простоя разряжается.

Если же АКБ принадлежит к свинцово-кислотной разновидности батарей, то такие устройства обладают «памятью».

Это значит, что чем дольше аккумулятор не используется, тем меньше становится максимальный уровень его заряда. Соответственно чем ближе дата выпуска аккумулятора, тем выгоднее его приобретать.

Все производители обязаны указывать дату изготовления АКБ. Чаще всего, она указывается на упаковке или на самом изделии. Маркировка представляет собой цифровой код, который в некоторых случаях содержит буквы, поэтому следует уточнять расшифровку у продавца.

Узнайте в этой статье, как долго может прослужить моторное масло.

К примеру, на упаковке написан следующий код: 18С25А3. В данном случае дата – это первые пять символов. 18 – год, С – месяц (март) и 25 – число производства.

Как хранить аккумулятор

Основная цель при хранении автомобильного аккумулятора — поддержать его характеристики, необходимые для многолетней эксплуатации. Поэтому сначала замеряют его напряжение и плотность электролита. Первое значение должно быть не ниже 12,6 В, а второе — не ниже 1,26 г/см. Без дополнительного подзаряда любой аккумулятор может храниться примерно год, но для кальциевых устройств этот срок можно немного увеличить.

Для тех, у кого нет возможности держать АКБ в помещении с определёнными условиями, есть смысл отключить массу на весь этот период. Это на больший период позволит сберечь его эксплуатационные качества. У тех водителей, кто задумывается, как хранить аккумулятор автомобиля, иногда возникает вопрос о том, есть ли смысл сливать электролит. Делать этого нельзя ни в коем случае, ведь при повторном заряде АКБ уже не сможет восстановить свои заводские параметры. Более того, этот химический реактив крайне опасен для здоровья человека.

По рекомендациям экспертов, во время хранения батареи её нельзя переворачивать набок или на тыльную сторону. Её естественное положение — горизонтальное, это связано с электролитом, находящимся внутри в жидком или приближённом к нему состоянии.

Об условиях правильного хранения

В автомобильной отрасли чаще всего используются свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых материалом окислительных и восстановительных реакций выступает свинец.

Электролит в них представляет собой раствор на водной основе, содержащий серную кислоту.

Срок годности и хранения таких аккумуляторных батарей зависит от заливки электролита.

При наличии электролита максимальный срок хранения нового АКБ на складе – 3 года.

У сухозаряженных аккумуляторов срок увеличивается до 5–7 лет (в зависимости от производителя). Из-за этого большинство АКБ поступают в продажу без заливки электролита.

Если аккумулятор уже использовался, то сливать электролит нельзя.

Срок хранения б/у устройства составит не более 2 лет, при условии, что не реже 1 раза в 30 календарных дней производится зарядка АКБ до максимального показателя.

Помимо свинцово-кислотных встречаются также гибридные и кальциевые аккумуляторы.

В условиях хранения новых устройств подзарядка должна проводиться не реже:

  • раз в квартал для свинцово-кислотных;
  • раз в год для гибридных;
  • раз в полтора года для кальциевых.

В данной статье вы найдете информацию о сроках годности автомобильной аптечки.

Вне зависимости от разновидности изделия важно избегать прямого попадания солнечных лучей и соблюдать температурный режим.

Аккумуляторные батареи могут храниться при температуре от 0 до +18°C.

Отклонение от рекомендованных параметров значительно сокращает срок годности АКБ.

Виды автомобильных аккумуляторов

Классифицировать автомобильные аккумуляторы можно по разным основаниям, например, по полноте обслуживания:

  • малообслуживаемые;
  • необслуживаемые, к которым относятся кальциевые и гибридные аккумуляторы;
  • полностью необслуживаемые (герметизированные с решетками из свинцово-сурьмянистого сплава).

Более распространена классификация по конструкции:

  • Свинцово-кислотные с водным раствором серной кислоты в качестве электролита, и электродами из сплава свинца и сурьмы. Относятся к малообслуживаемым, корпус батареи не герметичен, электролит может испаряться и выплескиваться в случае «закипания»;
  • Гелевые с электролитом в виде желеобразной массы. По параметрам и долговечности лучше свинцово-кислотных, но и дороже;
  • С практически сухим электролитом, изготовленные по технологии AGM (с использованием поглощающего стекловолокна). По характеристикам схожи с гелевыми, относятся к необслуживаемым.

Что влияет на продолжительность работы?

На продолжительность работы и срок годности влияют следующие факторы:

  1. разновидность устройства;
  2. условия использования (период хранения или работа в автомобиле);
  3. температурный режим использования;
  4. количество циклов от полного заряда до разрядки;
  5. наличие механического влияния (вибрации, ударов и т. п.);
  6. регулировка электронных устройств автомобиля, которая влияет на электрические характеристики АКБ;
  7. время нахождения батареи в разряженном состоянии;
  8. состояние пластин, включая влияние процесса сульфатации при разрядке;
  9. наличие и частота экстремального использования;
  10. короткое замыкание в банках батареи.

Средний срок службы АКБ популярных марок

Торговая марка, под которой выпущен тот или иной аккумулятор, также играет свою роль, касающейся срока эксплуатации батареи (если конечно это не подделка). По статистике отечественные автолюбители пользуются АКБ следующих производителей:

  • Varta;
  • Bosch;
  • Akom;
  • Rocket;
  • «Тюмень»;
  • «Титан»;
  • «Зверь».

Аккумуляторы от известного немецкого являются одними из самых качественных и долговечных. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками, в том числе большим количеством циклов заряда-разряда. На новые АКБ распространяется гарантия, а реальный срок их службы составляет 6…8 лет (в некоторых случаях даже больше).

Аналогичная ситуация со стартерными автомобильными аккумуляторами «Варта». Оригинальные батареи, выпущенные под этой торговой маркой и эксплуатируемые в нормальных условиях, способны также проработать до 6…8 лет. Главное быть уверенным, что аккумулятор оригинальный и не является подделкой.

Закрытое акционерное общество «Аком» производит аккумуляторы под следующими торговыми марками: АКОМ, BRAVO, АКОМ-Asia, REACTOR, ULTIMATUM. На каждый из них распространяется различная гарантия.

  • АКОМ. На батареи емкостью более 110 А·ч распространяется гарантия 12 месяцев. На все остальные — 36 месяцев при пробеге не более 75 тысяч километров.
  • BRAVO. Гарантия 24 месяца при пробеге не более 50 тысяч километров.
  • АКОМ-Asia. Гарантия 24 месяца при пробеге машины не более 50 тысяч километров.
  • REACTOR. Гарантия 36 месяцев при пробеге не более 75 тысяч километров.
  • ULTIMATUM. Гарантия 48 месяцев при пробеге не более 100 тысяч километров для машин с обычной системой зажигания и 24 месяца при 50 тысячах километров пробега для машин, оборудованных системой «Старт-Стоп».

Указанная гарантия сохраняется при соблюдении описанных условий эксплуатации. На практике же аккумуляторы «Аком» служат значительно дольше, и приблизительный срок их использования составляет 4…6 лет.

Аккумуляторы Rocket производятся в Южной Корее компанией Global Battery Co Ltd, которая является одним из самых крупных производителей аккумуляторных батарей в мире. На многих автомобилях АКБ, выпущенные под торговой маркой Rocket, устанавливаются в качестве оригинальных. Существует две серии этих АКБ — MF (малообслуживаемые) и SMF (необслуживаемые). Емкость производимых батарей составляет от 44 до 230 А·ч. Аккумуляторы данной торговой марки отличаются высоким качеством, и на них распространяется различная гарантия в зависимости от типа и емкости батареи. Реальные же тесты показали, что такой аккумулятор будет служить не менее 4…5 лет, а часто и дольше.

Акционерное общество «Тюменский аккумуляторный завод» производит более 50 различных типов автомобильных аккумуляторов для легковых и грузовых машин емкостью от 38 до 230 А·ч под торговой маркой «Тюмень». Они делятся на пять отдельных линеек:

  • PREMIUM. Имеют увеличенный срок эксплуатации и минимальный саморазряд. Срок службы такой батареи — более 5 лет.
  • Сибирь. Также имеет увеличенный срок службы. Может использоваться в суровых климатических условиях. Срок работы — 4…5 лет и более.
  • Тайга. Отличается коррозионной стойкостью. Срок эксплуатации — 3…4 года.
  • STANDARD. Имеет длительный срок эксплуатации, устойчив к перепадам напряжения. Срок службы — 3…5 лет.
  • ASIA. Предназначены для установки на японские и корейские автомашины, эксплуатируемые в отечественных условиях. Выпускаются по японскому индустриальному стандарту JIS. Реальный срок службы таких аккумуляторов составляет 4…6 лет и даже выше.

Автомобильные аккумуляторы торговой марки Titan отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. Срок их службы значительный, и в большинстве случаев составляет более 5 лет. В настоящее время выпускаются следующие линейки аккумуляторов «Титан»:

  • Titan Euro Silver. Созданы на основе технологии Ca/Ca + Silver.
  • Titan Standart. Для их изготовления используется гибридная технология Sb/Ca: для плюсовых пластин используется малосурьмянистый свинцовый сплав, а для минусовых свинцово-кальциевый сплав.
  • Titan Asia Silver. Их выпускают для азиатских машин.
  • Titan MAXX. Аккумуляторы для грузовиков и спецтехники.
  • Titan Arctic Silver. Батареи для работы в экстремальных условиях, в том числе при низких температурах.
  • Cobat energy. Созданы по технологии Ca/Ca, то есть, они являются так называемыми кальциевыми.

Автомобильный аккумулятор «Зверь» является популярным у отечественных автолюбителей, однако о нем встречаются противоречивые отзывы. АКБ является необслуживаемым, а на свою продукцию производитель дает гарантию длительностью 3 года. Реальные же отзывы говорят о том, что попадаются батареи, служащие не более 1…2 лет. Однако это, скорее, зависит от условий эксплуатации аккумулятора.

Повторимся, что приведенные данные являются ориентировочными, и во многом зависят от типа аккумуляторов и условий их эксплуатации. Если вы пользуетесь аккумулятором, выпущенным под другой торговой маркой, и у вас есть информация о сроке его службы — напишите об этом в комментариях. Это наверняка будет интересно другим автолюбителям.

Что случится, если использовать АКБ несоответствующей ёмкости?

Некоторые автолюбители полагают, что следует устанавливать аккумулятор строго штатной ёмкости. Однако это не всегда правдиво.

Устанавливать АКБ большей ёмкости не возбраняется.

Это никак не повлияет на продолжительность срока эксплуатации самого аккумулятора и качество работы авто.

А вот АКБ меньшей ёмкости ставить действительно нельзя. Это связано с тем, что из-за частых разрядов он быстро выйдет из строя. К тому же в зимнее время года ему может попросту не хватить мощности для запуска двигателя.

Читайте тут, в течение какого срока можно использовать охлаждающую жидкость.

Как продлить срок эксплуатации?

Несоблюдение условий эксплуатации АКБ весомо снижает продолжительность его работы. Специалисты рекомендуют придерживаться некоторых правил, чтобы обеспечить бесперебойность работы батареи в течение всего срока годности.

Проверяйте уровень напряжения на выводе аккумуляторной батареи. Для этого нужно запустить движок, включить печь, обогрев стёкол, зеркал, сидений и музыку.

При такой нагрузке напряжение должно варьироваться в пределах от 13,5 до 14,5 В. После этого выключите все дополнительные приборы, заглушите мотор и проверьте показатель утечки тока.

При нормальной работе генератора он не будет выше 200 мА.

Читайте также:  Как отличить полипропиленовый аккумулятор от эбонитового

Не реже одного раза в квартал нужно снимать АКБ и заряжать его от сети.

Это позволяет снизить сульфатацию и также увеличивает срок эксплуатации аккумуляторной батареи.

Следите за работой стартера. Если движок заводится со 2–3 попытки, а вал по несколько секунд работает вхолостую, то это весомо сокращает срок службы АКБ, к тому же это приводит к весомому снижению уровня заряда.

Где хранить аккумулятор

Как только аккумулятор от машины очищен, продиагностирован и капитально заряжен, необходимо грамотно подыскать место для его сохранности на то время, пока он не будет использоваться. Это может быть как жилая квартира, так и любое другое подсобное помещение. Там не должно быть жарко или холодно, а оптимальная температура должна поддерживаться на уровне 5–10 градусов по Цельсию. Подойдёт любой промышленный холодильник или погреб с положительной температурой.

Однако ни в коем случае в этом месте не должно быть ниже 0 градусов. Хранить неиспользуемую батарею можно и дома, однако прохладные климатические условия нужны нам для того, чтобы замедлились химические процессы. Соответственно, возможность саморазряда изделия также понизится. Вот поэтому правильный выбор места способен существенно продлить срок службы автомобильного аккумулятора.

Когда требуется списание и замена?

Необходимость замены АКБ определяется по следующим признакам:

  1. длительный старт или регулярная невозможность запуска двигателя с первого раза;
  2. указания на необходимость подзарядки на бортовом компьютере;
  3. наличие кислого неприятного запаха от батареи;
  4. невозможность зарядить электролит до минимальной нормы плотности (1,25 гр/см³);
  5. потемнение электролита (это признак коррозии пластин или изменения в консистенции электролита).

При обнаружении этих признаков нужно незамедлительно заменить АКБ.

Вышедшая из строя батарея может спровоцировать взрыв.

Источник

Срок службы свинцово-кислотного аккумулятора

срок службы аккумулятора

Содержание

Ведение

Свинцово-кислотные аккумуляторы названы так потому, что их внутренние пластины сделаны из свинца и содержатся в специальных герметичных банках, заполненных серной кислотой (электролит). Это средство для запуска двигателя, которому требуется постоянное подзарядка от генератора. Если эксплуатировать стартерную батарею для других целей, допуская регулярные глубокие разряды, то срок ее службы сократится в разы.

В статье мы рассмотрим, сколько может прослужить свинцово-кислотная модель, и расскажем, что нужно сделать, чтобы увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.

Сколько служит свинцово-кислотный аккумулятор?

Обслуживание аккумулятора

Есть несколько видов свинцово-кислотных аккумуляторов, и у каждого из них существуют свои ограничения, но в среднем их период работы АКБ для гражданского автомобиля ограничивается 4-5 годами, а если взять мощные кальциевые батареи, то они порой служат и до 6 лет. Если посмотреть данные для особого транспорта (например, такси), который всегда эксплуатируется крайне интенсивно, то там срок службы аккумулятора в норме составляет лишь 2-3 года максимум, после чего его убирают для списания.

Этот разброс зависит от многих аспектов, но в первую очередь от режима езды и от того, насколько хорошо владелец понимает для чего предназначено устройство. Он знает, как за ним ухаживать и в каких условиях хранить, если по какой-то причине батарея окажется в режиме простоя. Так грамотный владелец в силах не только сохранить емкость аккумулятора в работоспособном состоянии, но и немного расширить срок его эксплуатации.

Всего срок службы можно разделить на три вида: это гарантийный, реальный и регламентируемый. Гарантия на АКБ производителем устанавливается на 1-2 года эксплуатации (хотя некоторые топовые производители гарантируют и до 4 лет бесперебойной работы). Бракованные изделия обычно заявляют о себе в первые полгода, после чего их замена производится бесплатно по рекламации. Если владелец будет правильно эксплуатировать устройство, не портить халатным отношением и ухаживать за ним, то реальный срок службы может оказаться даже выше регламентируемого.

Что может повредить сроку службы свинцово-кислотных аккумуляторов?

Обслуживание аккумулятора

Старые обслуживаемые модели (сурьмянистые и малосурьмянистые) требовали к себе повышенного внимания – постоянно приходилось замерять плотность электролита и доливать дистиллированную воду, если та вдруг выкипит. Это заставляло водителей держать стартерный аккумулятор в тонусе и не забывать о его нуждах. К сожалению, с появлением необслуживаемых моделей, которые уже не требуют такого пристального внимания, водитель очень часто стал забывать про АКБ в принципе и, если и вспоминает о его существовании, то только тогда, когда тот сломается.

Самая главная беда любого аккумулятора – это глубокие разряды, с которыми далеко не все устройства могут справиться. «Жизнь» свинцово-кислотного АКБ проходит в среде производственных циклов: их срок службы колеблется от 500 до 5000 таких периодов заряда/разряда. Если часто допускать полный разряд, хранить устройство в разряженном состоянии или пытаться запустить двигатель с помощью разряженного аккумулятора, то тот из-за снижения емкости очень быстро станет бесполезным для эксплуатации. Особенно плохо переносят глубокие разряды кальциевые батареи – «убить» 80% их емкости могут всего 3-4 таких случая. Главный источник глубоких разрядов – это именно халатность владельца, которая может довести батарею до списания. Часто он просто забывает выключить фары, когда оставляет машину на парковке на ночь. Утром гарантирован глубокий разряд аккумулятора. Глубокие разряды – норма для любителей слушать музыку при выключенном двигателе.

Также возможны технические неполадки бортовой сети автомобиля – утечки электричества. Чаще всего они происходят на бортах, с огромным количеством электроники и устройств, работающих в автономном режиме. Прежде всего, это касается сигнализации, которая за ночь может «слить» всю энергию АКБ всего за несколько часов.

Очень опасен для свинцово-кислотных аккумуляторов режим коротких заездов: автомобиль заводится утром и вечером на 30 минут за одну поездку. Нормой снижения реального срока службы выступает постоянное стояние в пробках с отключением двигателя и последующим зажиганием. Все это не дает стартерному аккумулятору восполнить заряд, и он находится в состоянии постоянного недозаряда. У кальциевых АКБ есть неприятная особенность, так называемая «память», когда аккумулятор запоминает постоянный низкий уровень заряда и в дальнейшем заряжается только до этого предела.

Зарядка аккумулятора

Реальный срок службы батареи также связан с:

Конструктивным ресурсом (технология производства пластин, решеток, электролита и других элементов устройства аккумулятора);

Снижения плотности электролита – промерзание банок зимой;

Неправильно выставленной полярностью;

Постоянной работы на 60% емкости без необходимой полной подзарядки;

Грязью, влагой, механическим повреждением корпуса, налетом на клеммах и др.

Еще для свинцово-кислотных АКБ опасны скачки напряжения или перезаряды – с помощью избыточного напряжения от внешнего устройства. Чтобы не допустить такого, нужно следить за напряжением бортовой сети или зарядного устройства – в условиях положительной температуры достаточно 2,5 В на элемент, или же 15 В для 12-ти вольтной батареи. Если температура падает до отрицательной, соответственно напряжение должно быть больше.

Все эти факторы провоцируют появление сульфатов, окисление свинца, осыпание активной массы и последующее короткое замыкание. В результате срок службы аккумулятора существенно сокращается или он перестает работать вовсе.

Как продлить срок службы свинцово-кислотного аккумулятора?

Обслуживание аккумулятора

Нередко на разных автомобильных ресурсах можно прочитать комментарии пользователей, что их свинцово-кислотные АКБ служат не стандартные 4 года, а срок эксплуатации уже приближается к 8-10 годам. Однозначно утверждать, насколько это правда, мы не можем, ибо условия эксплуатации в холодном Омске с жарким Краснодаре совсем разные. Но сбрасывать со счетов грамотное обслуживание и тщательный уход за автомобилем тоже будет неправильным.

Для обеспечения аккумулятору долгого срока службы достаточно проследить, чтобы цикл заряд/разряд не переходил отметку в 20% от его емкости, а полный разряд не превышал 80%. Проще говоря, запускать двигатель нужно с помощью исправного стартера и с первого раза. Если сразу завести автомобиль не удается, не следует продолжать поворачивать ключ в замке зажигания – так вы только навредите АКБ. У вас еще есть 2-3 попытки с интервалами по 1-2 минуты. Если двигатель не запустился после третьего раза, то дальнейшие попытки не имеют смысла. Либо проблема в аккумуляторе (он потерял емкость и находится в глубоком разряде), либо сломан стартер или другой элемент двигателя. Точно вам скажут только в сервисе.

Чтобы облегчить АКБ запуск в холодное время года, предварительно его необходимо «прогреть». Просто включите дальний свет и дайте ему поработать в течение 30 секунд. Включайте зажигание с полностью выжатым сцеплением.

Следует систематически следить за уровнем напряжения – оптимально, если оно находится в пределах 12,6 В. Если оно опустилось ниже 12,4 В, то аккумулятор недополучает энергии. Его необходимо заряжать слабыми токами 1-2 А в течение 12-14 часов.

Обслуживание аккумулятора

Свинцово-кислотный АКБ нельзя хранить отдельно от машины в разряженном состоянии. Лучше вообще обойтись без покупки впрок «лишнего» аккумулятора, АКБ должен находиться в режиме работы, иначе будет происходить постоянный саморазряд. Однако если все же придется убирать устройство в долгий ящик, то предварительно его нужно зарядить до 100%. Вызвано это тем, что при долгом простое с менее чем 20% емкости пластины начинают покрываться сульфатами, а также происходит выделение влаги, которая будет снижать плотность серной кислоты в электролите. Пользоваться можно обычной электросетью в 220 В и производить профилактическую зарядку раз в месяц.

Устройство следует расположить подальше от источников повышенного тепла: батарей, печей, электронагревателей, не хранить в быстро нагревающихся чердаках или металлических сооружениях. Лучше выбрать место, где сравнительно прохладно, но температура не опускается ниже нуля из-за опасности загустения электролита. Достаточно 5-10 о С.

Регулярно эксплуатируемый АКБ должен полностью соответствовать генератору и всем бортовым системам (кондиционер, сигнализация, музыкальный центр и др.). Иными словами, слабое устройство в мощной, производительной машине долго не протянет. Ищите все характеристики в документах по эксплуатации машины.

Раз и навсегда следует отказаться от режима коротких поездок. Если не получается растянуть свой путь до работы дольше 30 минут, то возьмите за правило по выходным выезжать в поездки на 40 минут, чтобы дать АКБ получить причитающийся ему заряд.

Заключение

Аккумулятор для автомобиля

При необдуманной эксплуатации испортить АКБ очень легко, а чтобы добиться долгого срока службы, который выходит даже за рамки регламента, нужна внимательность и последовательность в действиях. Гарантия длительного использования этого устройства зависит, с одной стороны, от бесперебойной работы бортовой сети, стартера, генератора и других приспособлений; с другой, от того, насколько водитель осознает свою ответственность перед ними. Не менее важно учитывать и срок годности аккумулятора – устройство должно быть произведено максимум за полтора года до покупки. Дату производства можно найти на корпусе.

Если еще остались вопросы о том, как увеличить срок службы АКБ, то читайте нашу прошлую статью, где мы подробно осветили все моменты.

А купить достойную стартерную батарею, которая прослужит вам верой и правдой весь положенный срок, вы можете в интернет-магазине BlackTyres . В каталоге для вас представлены только проверенные европейские и отечественные производители. Заходите и выбирайте свою модель.

А если все еще интересна тема срока эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов, то можете еще расширить свои знания, посмотрев полезное видео:

Источник