Меню

Руководство по эксплуатации автоматического зарядного устройства модели BC 12SL

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. Автоматическое зарядное устройство

1 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Автоматическое зарядное устройство

2 Общие сведения Основное назначение данного автоматического зарядного устройства (далее АЗУ) заряд аккумуляторных батарей (далее АБ), применяемых на автомобилях, мотоциклах, катерах и т.п. напряжением до 12 В включительно, в том числе полностью разряженных (до 0 В), любого типа и емкости в полностью автоматическом режиме. Алгоритм работы АЗУ реализует комбинированный метод заряда АБ (работа в режиме стабилизации тока в фазе основного заряда с переключением в режим стабилизации напряжения в конечной фазе), что обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к кипению электролита и перезаряда АБ. Поэтому, устройство может быть использовано для заряда современных необслуживаемых батарей и не требует отключения заряжаемой АБ от бортовой сети автомобиля. Можно также использовать АЗУ в неавтоматическом режиме для заряда АБ любой электрохимической системы с максимальным напряжением в конце заряда менее 14,7 В. Возможно использование АЗУ в качестве стабилизированного многоцелевого источника постоянного тока для питания электроприборов напряжением 14,7 В. Устройство защищено от переполюсовки и коротких замыканий, работает в широком диапазоне питающих напряжений, имеет электронную защиту от перегрева, следящую за внутренней температурой силовой части схемы. Требования техники безопасности Перед началом эксплуатации АЗУ необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации АБ. ВНИМАНИЕ! В процессе заряда АБ происходит выделение взрывоопасных газов, поэтому заряд АБ необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. Запрещается перекрывать посторонними предметами вентиляционные отверстия на корпусе прибора. Не допускайте попадание любых жидкостей и мелких посторонних предметов на корпус АЗУ и сетевой провод. При эксплуатации АЗУ не допускается вскрытие корпуса прибора во включенном состоянии. Перед включением прибора к сети убедитесь в отсутствии повреждений изоляции сетевого шнура. В случае попадания кислоты (электролита) на одежду ее необходимо промыть проточной водой. При попадании кислоты на кожу или в глаза необходимо срочно промыть пораженные участки проточной водой и обратиться к врачу. 2

3 Технические характеристики Параметр Напряжение питающей сети 50 Гц Диапазон плавной регулировки выходного тока Выходное напряжение в режиме стабилизации тока (равно напряжению на клеммах аккумуляторной батареи) Выходное напряжение в режиме стабилизации напряжения (при токе потребления меньшем, чем ток, заданный регулятором) Потребляемый ток Значение В 0,4 6 А 1,6 14,7 В 14,6 14,8 В не более 0,5 А (при токе нагрузки 6 А) Диапазон рабочих температур от -15оС до + 40 ос Габариты, мм 195х135х85 Масса изделия, кг не более 1,0 Устройство изделия Конструктивно АЗУ выполнено в пластмассовом корпусе, имеющим отверстия для вентиляции. На передней панели расположены: амперметр, ручка регулятора силы тока, светодиодный индикатор включения сети и светодиодный индикатор превышения температуры нагрева устройства. Сетевой шнур и выходные провода с зажимами уложены в задний отсек корпуса, закрываемый крышкой. На задней стенке АЗУ расположен микровентилятор, обеспечивающий защиту силовой части схемы от перегрева. Предохранитель, защищающий схему АЗПУ при неправильном подключении к АБ, находится в капсуле на выходном проводе. Электронная схема АЗУ представляет собой двухтактный высоковольтный высокочастотный преобразователь с широтно-импульсной модуляцией, со схемой управления содержащей две цепи обратной связи по выходному току и напряжению. Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД в широком диапазоне питающих напряжений, практически идеальные выходные характеристики генератора тока и генератора напряжения, надежную гальваническую развязку, а также высокие мощностные характеристики. Подготовка АЗУ к работе 1. Извлеките сетевой шнур и выходные провода с зажимами из заднего отсека корпуса, предварительно открыв крышку отсека. 2. Проверьте внешним осмотром прибор на отсутствие повреждений, целостность изоляции сетевого провода. 3. Убедитесь внешним осмотром в исправности сменного предохранителя, установленного в капсуле на выходном проводе. 4. Присоедините к заведомо исправной розетке сетевой шнур АЗУ, выходные зажимы должны быть разомкнуты. 5. Убедитесь, что индикатор «СЕТЬ» светится и работает микровентилятор. 3

4 6. Установите ручку регулятора силы тока в крайнее левое положение (соответствует минимальному выходному току) 7. Подключите к выходным зажимам АЗУ в качетве нагрузки автомобильную лампу накаливания мощностью Вт. 8. Вращая ручку регулятора силы тока по часовой стрелке и наблюдая за шкалой амперметра, убедитесь, что ток регулируется, а яркость свечения лампы меняется. Замечание проверка работоспособности АЗУ замыканием выходных зажимов снижает ресурс работы прибора и рекомендуется только при необходимости, как мера проверки, при сомнении в работоспособности прибора, но не более 10 сек непрерывно. Запрещается устанавливать зарядный ток в режиме короткого замыкания более 2.5 А. 9. Отключите АЗУ от розетки. Поверните ручку регулятора силы тока в крайнее левое положение. Выдержите время стекания заряда на выходных зажимах прибора примерно 2-3 минуты. Порядок работы Заряд 12 В АБ в автоматическом режиме Замечание несоблюдение порядка подключения может привести к выходу АЗУ из строя. 1. Подключите зажимы АЗУ к клеммам АБ строго соблюдая полярность. Плюсу «+» соответствует красный цвет маркировки зажима, а минусу «-» черный. 2. Установите ручку регулятора силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток). 3. Убедившись, что засветился светодиод, подключите сетевой шнур АЗУ к сети переменного тока 220 В 50 Гц. 4. Вращая вправо ручку регулятора силы тока установите максимальный зарядный ток в соответствии с инструкцией на конкретный аккумулятор. При отстутсвии инструкции, рекомендуем устанавливать максимальный зарядный ток примерно 0,1 от паспортной емкости АБ (например: для АБ емкостью 55 А*час установите ток 5,5 А). Заряд АБ будет проходить в автоматическом режиме током, установленным ручкой регулятора. При достижении на АБ напряжения, равного 14,7 В, ток автоматически уменьшается. При этом регулятор силы тока не позволяет выставить ток больший, чем задает схема автоматики. Начало уменьшения силы выставленного тока говорит о достижении батареей 75 95% заряда. Для полного заряда АБ может потребоваться еще от получаса до нескольких часов (зависит от типа, емкости и технического состояния АБ). В процессе дозаряда АЗУ переходит в буферный режим, при котором саморазряд АБ компенсируется требующимся током заряда. Длительность работы в бу- 4

5 ферном режиме неограничена, более того полезна для не новых АБ, так как после нескольких десятков часов большинство АБ улучшают и восстанавливают свои главные характеристики внутреннее сопротивление и емкость. Замечание самопроизвольное уменьшение тока в начале заряда может свидетельствовать о наличии сульфатации пластин АБ. Уменьшив ток, АЗУ автоматически переходит в режим десульфатации АБ. В зависимости от степени поражения пластин на десульфатацию может потребоваться от нескольких минут до нескольких часов. В процессе десульфатации ток постепенно автоматически возрастает до значения, выставленного ручкой регулятора тока. 5. Проведя заряд, отключите АЗУ от сети питания. Во избежании замыкания АБ и уменьшения искрообразования отключайте сначала черный зажим «-» от клеммы АБ и только затем красный «+». 6. Рекоммендуется протереть зажимы и провода влажной, а затем сухой ветошью для удаления попавшего электролита. Желательно после этого смазать зажимы любой автосмазкой для защиты от коррозии. ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что АЗУ не требует вашего участия в процессе заряда АБ, недопустимо оставлять подключенное ЗУ без присмотра, как всякую сложную технику, особенно при питании от гаражной электросети. Использование АЗУ в качестве многоцелевого источника питания АЗУ является источником стабилизированного постоянного тока для питания электроприборов. Запитка производится напряжением 14,7 В с сумарным током потребления меньше выставленного регулятором силы тока. Использование АЗУ для заряда АБ других электрохимических систем в неавтоматическом режиме ВНИМАНИЕ! Несоблюдение порядка подключения может привести к выходу АЗУ из строя. Неавтоматическим режимом заряда считается режим, при котором напряжение на АБ в конце заряда меньше, чем напряжение, которое может создавать АЗУ. 1) Убедитесь, что напряжение на АБ в конце заряда (указывается в паспорте на АБ) меньше 14,7 В. 2) Подключите зажимы АЗУ к клеммам АБ строго соблюдая полярность. Плюсу «+» соответствует красный цвет маркировки зажима, а минусу «-» черный. 3) Установите ручку регулятора силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток). 4) Убедившись, что засветился светодиод, подключите сетевой шнур АЗУ к сети переменного тока 220 В 50 Гц. 5) АЗУ работает в режиме генератора стабильного тока. В таком режи- 5

6 ме необходимо выставить регулятором силу зарядного тока, соответствующую типу и емкости заряжаемой АБ, и контролировать степень заряженности общепринятыми методами (по напряжению, по времени и силе тока, по плотности электролита и т.д.). Защита от переполюсовки АЗУ имеет защиту от переполюсовки. Она может быть реализована в различных вариантах: а) внтурення электронная схема (без капсулы на выходном проводе); б)плавкий предохранитель в капсуле на выходном проводе. ВНИМАНИЕ! Неправильное подключение приводит к перегоранию предохранителя, расположенного в капсуле на выходном проводе. Предохранитель представляет собой медный проводник диаметром 0,3 мм. При замене проводника следует применять только пайку. Порядок хранения и профилактический уход АЗУ следует хранить в сухом месте, защищенном от прямого попадания солнечных лучей, при температуре воздуха от -15оС до +40оС и относительной влажности не более 80%. Длительное хранение прибора допускается в закрытых складах с контролируемой температурой и влажностью в картонных групповых и индивидуальных потребительских упаковках. При длительной эксплуатации АЗУ рекомендуется: 1) периодически удалять следы коррозии и смазывать зажимы прибора; 2) пылесосом очищать АЗУ от пыли через отверстия для вентиляции. Гарантийные обязательства АЗУ «ИКАР-506» имеет сертификат качества РОСС RU.ХП28.В06613, орган по сертификации продукции «ПРОМСЕРТ» рег РОСС RU ХП28. Изготовитель гарантирует работоспособность прибора при соблюдении всех требований, изложенных в руководстве по эксплуатации. Гарантийный срок эксплуатации АЗУ 12 месяцев с момента продажи. В течении гарантийного срока изготовитель безвозмедно производит ремонт или замену изделия при наличии правильно заполненного гарантийного талона. Гарантия недействительна в следующих случаях: 1) неправильной эксплуатации, включая использование изделия не по назначению или не в соответствии с руководством по эксплуатации; 2) при наличии на изделии следов неквалифицированного ремонта, либо следов ремонта, произведенного лицом, не уполномоченным производителем. 3) при повреждении изделия в результате несчастного случая, затопления, пожара, удара молнии и т.п. 6

7 4) при механических повреждениях изделия, возникших по вине пользователя. Настоящая гарантия не ущемляет законных прав потребителя в рамках действующего законодательства РФ. Гарантийный ремонт осуществляется предприятием-изготовителем. Отказавшее АЗУ следует направить по адресу: ООО «АвтоПрибор», Россия, , г. Барнаул, ул. Кулагина, 18. Свидетельство о проверке и продаже АЗУ «ИКАР-506» соответствует требованиям ТУ и признано годным к эксплуатации. Дата изготовления Отметка службы контроля Продавец Дата продажи 7

8 ГАРАНТИЙНЫЙ ТАЛОН на ремонт ( замену ) в течение гарантийного срока Изделие: Автоматическое зарядно-предпусковое устройство «ИКАР-506» ТУ Приобретён (дата продажи, наименование, подпись и штамп торгующей организации) Фамилия и адрес покупателя (заполняется при отправке на гарантийный ремонт) Предприятие- изготовитель: ООО «АвтоПрибор», Россия, , г. Барнаул, ул. Кулагина, 18. Телефон/факс: +7(385-2)

Читайте также:  Беспроводное зарядное устройство для Toyota Camry 2018

Источник

Компактное автоматическое зарядное устройство AutoExpert BC-44

Всех приветствую, кто заглянул на огонек. Речь в обзоре пойдет, как вы наверно уже догадались, о компактном автоматическом зарядном устройстве AutoExpert BC-44, предназначенным для заряда свинцово-кислотных аккумуляторов. Данное зарядное устройство имеет компактные размеры, три режима работы и зарядный ток до 4А. В обзоре будет описание, разборка и некоторые мысли по методам заряда аккумуляторов, поэтому кому интересно, милости прошу под кат.

Общее фото зарядного устройства AutoExpert BC-44:

Краткие ТТХ по заявлению производителя:

— Наименование модели – BC-44

— Материал корпуса – пластик

— Тип зарядного устройства – автоматическое

— режимы заряда: 12V мото, 12V авто и 12V «зима»

— Напряжение питающей сети – 220V

— Напряжение на выходе – 14,4V-14,7V

— Сила тока на выходе – до 4А

— Встроенная защита – от перегрева, переполюсовки, КЗ

— Доп. функции – встроенный вольтметр

Комплектация:

— зарядное устройство AutoExpert BC-44

— инструкция по эксплуатации

Зарядное устройство поставляется в красочной коробке:

На обратной стороне присутствуют краткие характеристики и назначение прибора:

Также присутствует небольшая таблица с рекомендуемыми режимами (токами) заряда для аккумуляторных батарей:

Табличка весьма сомнительная, поскольку всегда рекомендуемый зарядный ток был равен 1/10 от емкости батареи.

Приятным бонусом можно считать достаточно подробную инструкцию по эксплуатации на русском языке.

Габариты зарядного устройства:

Размеры небольшие, всего 175мм*80мм*55мм. По традиции, сравнение с тысячной банкнотой и коробком спичек:

Вес зарядного устройства также небольшой, около 370г:

Внешний вид:

Зарядное устройство AutoExpert BC-44 имеет приятный внешний вид:

На передней панели расположены ЖК дисплей и единственная кнопка управления «MODE». Поскольку зарядное устройство полностью автоматическое, в различных регуляторах нет необходимости.

С нижней стороны корпуса имеется наклейка с наименованием модели и серийным номером:

С торцов устройства выведены провода для подключения к сети и заряжаемому аккумулятору:

Крокодилы удобные, с защитными бортами и ухватами:

К сожалению, материал токоведущей части – жесть, хотя общей картины это не портит, потому как к концу заряда ток мал и падение напряжения в крокодилах ничтожно мало.

Разборка устройства:

Зарядное устройство выполнено в прямоугольном пластиковом корпусе. Для того, чтобы разобрать зарядное устройство, необходимо выкрутить 6 саморезов. После этого можно убрать нижнюю крышку:

По монтажу особых нареканий нет: все аккуратно, отсутствующих элементов и галок вместо них не замечено, силовые и низковольтные транзисторы разведены по отдельным радиаторам и прижаты через термопасту. На входе присутствует полноценный фильтр, хотя емкость фильтрующего конденсатора мала:

Для мощности 60W желателен уже 68µF*450V или как минимум 47µF*450V. Обычное правило для импульсных БП – 1W выходной мощности равен 1µF емкости на входе. Также присутствует круглый современный предохранитель, дроссель, конденсатор X2 типа. Высоковольтный мосфет 10N60C рассчитан на 600V/9,5А:

Судя по маркировке импульсного трансформатора, рассчитан он как раз на 4А. Низковольтный мосфет разглядеть не удалось, хотя мощности на выходе небольшие. Порадовало присутствие термопасты между мосфетом и радиатором:

Ревизия платы следующая:

Некоторые мысли вслух по устройству аккумуляторов и их зарядке:

Для начала, практически все свинцовые аккумуляторы делятся на несколько видов:

— Сурьмянистые (Sb/Sb) – самые «древние» аккумуляторы, которые уже практические нигде не встречаются и не производятся

Поскольку свинец очень мягкий металл, то в чистом виде не подходит для использования в аккумуляторах. Многочисленные вибрации и удары выведут из строя такой аккумулятор за несколько часов. Поэтому для повышения прочности пластин, в них добавляют сурьму (Sb). В таких аккумуляторах содержание сурьмы в пластинах от 5% до 7%, из-за чего пластины получаются достаточно прочными. Основной недостаток такого решения (повышенное содержание сурьмы) заключается в том, что при достижении определенного напряжения, начинается бурный процесс электролиза, сопровождающийся выделением водорода с кислородом из воды. В народе такое явление назвали «кипением» электролита. Из плюсов таких аккумуляторов – очень прочные пластины, которые практически не осыпаются и прекрасно выдерживают глубокий переразряд. Минусов гораздо больше: из-за «выкипания» электролита, сделать их полностью необслуживаемыми (без пробок) нельзя. В связи с этим, необходимо контролировать уровень электролита и периодически доливать его, а при заряде обязательно открывать пробки, иначе повышенное давление разорвет корпус. К тому же, у данных аккумуляторов очень высокий саморазряд. В современных автомобилях с повышенным бортовым напряжением (14,7V) эксплуатировать их нельзя. Ну и последнее, из-за особенностей конструкции, объем электролита там значительно больше, чем в современных аккумуляторах, поэтому такие аккумуляторы не могут похвастаться большой емкостью.

— Малосурьмянистые (Sb/Sb) – дальнейшее развитие первых, еще встречаются в продаже

Содержание сурьмы в пластинах снижено до 2-3% (менее 5%), из-за чего они уже не так сильно «кипят» при заряде. Из-за пониженного содержания сурьмы, пластины у таких аккумуляторов менее прочные и в большинстве случаев, в конструкции корпуса предусмотрен специальный отсек, называемый шламоприемником. Саморазряд у них несколько снижен, но по сравнению с современными моделями все равно достаточно высокий. Данные аккумуляторы считаются малообслуживаемыми и практически всегда имеют пробки для контроля уровня электролита. Они не требовательны к напряжению бортовой сети автомобиля и выдерживают большие перепады, отлично подходят к отечественному автопрому

— Кальциевые (Ca/Ca) – самое распространенное решение на рынке

Дабы исключить все недостатки первых двух типов, решили вместо сурьмы добавить кальций (Ca). Это позволило свести к минимуму выделение газов и сделать аккумуляторы «необслуживаемыми» (без пробок), в которых не нужно смотреть за уровнем электролита. В сравнении с предыдущими видами, расход воды в них значительно снижен, толщина пластин стала меньше, что позволяет при тех же объемах вместить больше пластин и добиться бОльшей емкости. Саморазряд тоже более низкий, чем в предыдущих видах. К тому же, кальций защищает от перезаряда, поэтому такие аккумуляторы выдерживают повышенное напряжение бортовой сети (до 14,7V). По прочности пластин они аналогичны сурмянистым и показывают хорошую виброустойчивость. При всех достоинствах, они имеют серьезный недостаток – высокая потеря емкости после глубокого переразряда.

Компенсировать этот недостаток призвана дальнейшая модификация – кальциевые аккумуляторы с серебряным легированием (Ca/Ag). Они более устойчивы к глубокому разряду, имеют бОльшие пусковые токи (серебро отличный проводник, внутреннее сопротивление АКБ минимально) и коррозионную стойкость решеток. Но, серебро дорогой металл, поэтому ценники на данную разновидность аккумуляторов достаточно высоки

— Гибридные (Sb/Ca) – бюджетный компромисс между вторыми и третьими

Нетрудно догадаться, что положительные пластины содержат небольшое количество сурьмы, отрицательные – кальций. Характеристики получились средние, цена приемлемая

— Гелевые AGM/Gel (Ca/Ca) – самые современные аккумуляторы, но пока что очень дорогие

Существует несколько модификаций. Основное отличие от предыдущих видов — электролит между пластинами находится в гелеобразном виде. Практически отсутствует газовыделение, эксплуатация батареи становится более безопасной. Из плюсов – бОльшее количество циклов заряд/разряд, более низкий саморазряд, устойчивость к вибрации и возможность установки под углом. Также заявлена высокая устойчивость к глубоким переразрядам. Из минусов только несколько сниженные максимальные пусковые токи, использование только специализированных зарядных устройств и высокие требования к качеству бортовой сети автомобиля

С видами разобрались, теперь некоторые мысли по поводу заряда свинцово-кислотных аккумуляторов. Есть два основных вида заряда: заряд при постоянном токе и заряд при постоянном напряжении. С появлением автоматических устройств появились и комбинированные способы заряда, но основной принцип построен на этих двух.

Я понимаю описанные принципы заряда следующим образом (могу ошибаться):

— заряд при постоянном токе

При заряде данным способом, ограничивают зарядный ток равным 1/10 от емкости аккумулятора. Если заряжается АКБ емкостью 60Ач, то зарядный ток ограничивают на уровне 6А. По мере заряда аккумулятора, зарядный ток снижается, напряжение увеличивается. Заряд продолжается до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не достигнет 14,4-14,7V и не будет наблюдаться обильного газовыделения. Аккумулятор считается полностью заряженным, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Плотность электролита при этом составляет около 1,28г/см3. Данный способ хорошо подходит для зарядки малосурмянистых батарей. Для заряда современных кальциевых батарей, рекомендуют в конце заряда повысить напряжение до 15-16,4V, что на мой взгляд, ошибочно (см. ниже).

— заряд при постоянном напряжении

При заряде этим способом, зарядное устройство стабилизирует выходное напряжение на уровне 14,4-14,7V. В силу того, что при заряде таким методом начальные зарядные токи достаточно велики и могут достигать десятки ампер, в «чистом» виде применяется редко. По мере заряда аккумулятора, зарядный ток снижается и после снижения его до определенной величины, ЗУ сигнализирует об окончании заряда. Опять же, для заряда современных кальциевых батарей, рекомендуют применять ЗУ с напряжением 15-16,4V.

К слову, в автомобилях уже полвека используется именно этот способ заряда (при постоянном напряжении) и в зависимости от модели авто, напряжение стабилизируется регулятором на уровне 14,4V (классики и большинство иномарок) или 14,7V (некоторые иномарки и современные ВАЗы)

Теперь «больная» тема по поводу зарядки современных кальциевых аккумуляторов:

Бытует миф, что кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15-16V, что при напряжении 14,4V 12-вольтовая батарея зарядится лишь на 75-85%, при напряжении 15V — на 85-90%, а при напряжении 16V — на 95-97%. Полностью зарядить батарею можно лишь при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4V. Миф берет начало из старинного буклета «VARTA». Как пример, руководство к моему аккумулятору Varta Blue Dinamic (Ca/Ca) 6-ти летней давности, где написано следующее:

Другими словами, заряд необслуживаемых (кальциевых) АКБ необходимо производить при постоянном напряжении (второй метод), с поддержанием напряжения 16V.

Технологии изменились, новые исследования показали ошибочность этого вывода. «VARTA» не пыталась ввести покупателей в заблуждение, чтобы те чаще меняли батареи, поэтому в нынешней редакции правил зарядки кальциевых АКБ от немцев говорится: «Для современных батарей со свинцово-кальциевыми сплавами рекомендуется заряд током 10% от номинальной ёмкости до напряжения 14,4V».

Также, в статье о заряде аккумуляторов приведены некоторые рекомендации от ведущих фирм. К примеру, правильный алгоритм зарядки от шведской фирмы Ctek выглядит следующим образом (зарядка происходит в несколько этапов):

Лично мне кажется, что заряжать современные кальциевые аккумуляторы повышенным напряжением (выше 14,7V) опасно, поскольку уже при 15V, преимущественно в конце заряда, наблюдается повышенное «кипение» электролита. Учитывая особенности строения таких аккумуляторов, а именно, близкое расположение пакетов пластин друг к другу – сильное газовыделение разрушает плотность намазок пластин и снижает характеристики аккумулятора. Поскольку добавление кальция в пластины позволило добиться некоторой защиты от перезаряда, то на мой взгляд, самый оптимальный режим заряда как раз таки напряжением не более 14,7V. Это лишь мое субъективное мнение и не претендует на истину!

Читайте также:  Зарядное устройство для аккумулятора на тракторах

Порядок работы ЗУ AutoExpert BC-44 и некоторые примечания:

Для начала, напомню порядок подключения сетевого зарядного устройства AutoExpert BC-44:

— сначала подключить крокодилы (клеммы) ЗУ к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность, красный крокодил к «+», черный к «-»

— при этом на дисплее отобразится текущее напряжение аккумулятора

— подключить сетевую вилку, установить нужный режим заряда из трех на выбор

— по окончании заряда сначала вынуть вилку из розетки и только после этого отключать крокодилы от АКБ

На самом деле порядок подключения стандартный и подходит к большинству зарядных устройств, главное, сначала подключить крокодилы и только после этого вставлять вилку в розетку. Это очень важное правило при заряде малосурмянистых аккумуляторов, поскольку в конце заряда идет бурное газообразование (гидролиз воды) и выделяющаяся смесь газов (водород и кислород) легко взрывается от малейшей искры. Зарядку таких аккумуляторов нужно производить в хорошо проветриваемых помещениях.

Теперь непосредственно по заряду. В ЗУ AutoExpert BC-44 зарядка происходит в автоматическом режиме в несколько этапов (метод заряда постоянным током):

1) Диагностика. Здесь ЗУ проверяет состояние батареи и при сильном (глубоком) разряде активирует режим импульсной зарядки малыми токами (0,2-0,5А). Если напряжение находится в пределах нормы, ЗУ переключается на второй этап

2) Заряд постоянным током. Основной режим заряда. На данном этапе идет заряд батареи в предварительно выбранном режиме: режим для небольших батарей 14,4V/2А (иконка мотоцикл), режим для обычных батарей 14,4V/4А (иконка авто) или режим «ЗИМА» 14,7V/4А (иконка снежинка)

3) Последняя фаза заряда. Зарядный ток при этом постепенно уменьшается, напряжение растет до 14,4-14,7V

4) Окончание заряда. Остановка заряда, проверка напряжения

5) Непрерывная подзарядка. Зарядка током 1А до напряжения 15V в течение 3 часов

6) Эксплуатационная подзарядка. Поддержание батареи на 95-100% емкости, зарядка импульсным током 2А

Тестирование:

В качестве подопытного аккумулятора будет выступать мой предыдущий безымянный аккумулятор, скорее всего на 55-60Ач:

Индикатор светится, напряжение на клеммах АКБ 12,4V, встроенный вольтметр в заряднике показывает также 12,4V:

Приблизительный уровень заряда 70-75%. Оценить степень заряженности аккумулятора можно с помощью этой таблицы:

Для начала, замер холостого тока (16ма), потребляемый встроенной подсветкой дисплея:

Далее подключаем зарядное устройство к сети. ЗУ диагностирует батарею и через несколько секунд начинается второй этап зарядки – заряд током 2А:

Показания прыгают, но находятся в районе 1,9-2А. Мультиметр и токовые клещи подключены последовательно в режиме амперметра для измерения тока заряда, как говорится, для сравнения показаний.

Поскольку наибольший интерес представляет зарядка обычных автомобильных батарей, то тестировал именно в этом режиме. Как видим, ток заряда около 3,8-4А:

Токовые клещи обычные, могут чуток подвирать, но общее представление дать могут. Мультиметр имеет поддержку True RMS и хорошо подходит для замеров импульсных режимов работы. Поскольку заряд АКБ несколько продолжителен по времени, вместо мультиметра будут выступать токовые клещи.

Как видим, ток ограничен 4А, напряжение в процессе заряда медленно повышается:

Источник

Устройство зарядное электроника как пользоваться

Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-6/12-6,3-УХЛ 3.1 (в дальнейшем -устройство УЗ-А) предназначено для заряда 6-ти и 12-ти вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.

Перед началом эксплуатации устройства УЗ-А (необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.

Устройство УЗ-А имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).

Устройство УЗ-А рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.

Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Технические данные

  • Напряжение питающей сети – 220 ± 22 В;
  • Частота сети – 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда – 0,5 – 6,3 А;
  • Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
  • Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
  • Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).

На лицевой панели расположены:

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. индикатор тока для контроля тока заряда;
  3. кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
  4. ручка для установки тока заряда;
  5. светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.

На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.

В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый – не менее 3х элементов).

Проверку производить следующим образом:

  1. Установить ручку В в крайнее левое положение.
  2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
  3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку [i]. При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
  4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
  5. После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.

Требования по технике безопасности

При эксплуатации устройства УЗ-А не допускается:

  • замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
  • механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и Т.Д.).

В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60 °С.

Устройство изделия

Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.

Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.

На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 – счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 – делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 – управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.

Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).

Рис. 3. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 2 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате).

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Рис. 5. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

На транзисторе VT11 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VT4 и VT5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 – 8 часов ток уменьшится в 1,3 – 2,5 раза).

На диодах VD7 и VD8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VD5 и VD6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VD2 и VD13.

Предприятие – изготовитель оставляет за собой право замены отдельных элементов схемы, не влияющих на технические характеристики изделия.

Подготовка и порядок работы

Вынуть из ниши сетевой шнур и контактные зажимы.

Установить устройство устойчиво на ручку – подставку.

Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.

Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:

  • «+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
  • «-» зажима устройства к «-» аккумуляторной батареи.

Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.

Нажать кнопку [i]. При этом, если после включения горел светодиод И, то он погаснет. Поворотом ручки регулировки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.

При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6-8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 – 2,5 раза.

Через 10,5 часов (± 1 час) устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, при этом на лицевой панели загорится светодиод.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Чего ради? Мы же не выкидываем двигатель только потому,что нужна регулировка карбюратора.

Менее 13-ти вольт. Зарядное само знает, что с аккумулятором делать. При ремонте заряднаго в основном меняються силовые элементы. Настройки остаються.

Спасибо! Замена была не силовых элементов (как ни странно), а пары транзисторов, которые «принимают решение», потому и нужна коррекция. В схеме специально стоит потенциометр.

Зачем? Коробка хорошая, хотя транс слабоват. Амперметр добавил и всю электронику поменял после того как в течение месяца не смог найти схемы.

Зачем? Коробка хорошая, хотя транс слабоват. Амперметр добавил и всю электронику поменял после того как в течение месяца не смог найти схемы.

У меня схема этой штуки есть – при необходимости могу поделиться. Вещь, кстати, дефицитная( в смысле схема).

Читайте также:  Как пользоваться зарядным устройством для аккумулятора автомобиля вымпел

У меня схема этой штуки есть – при необходимости могу поделиться. Вещь, кстати, дефицитная( в смысле схема).

Сергей, полностью с Вами согласен – дефицитная вещь! Не смог найти 🙁
Если вам не трудно, прошу выслать мне или выложить ее на сайте.

Устройство зарядное
с автоматическим
отключением
УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1

Руководство по эксплуатации

В устройстве отсутствует указанный на схеме переключатель SВ1 и кнопка на лицевой панели. Обнуление счетчика таймера происходит автоматически при включении устройства в сеть.

Устройство зарядное УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1 соответствует всем требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в ГОСТ 2757.0-87.

Обращаем ваше внимание, что данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарею из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарею 3336 типа «Планета-2» напряжение 4,5 В; допускается использование последовательно включенных элементов 373 и 343 и др. по 1,5 В каждый – не менее 3-х элементов).
Проверку производить следующим образом:
1. Установить ручку в крайнее левое положение.
2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: «+» зажим устройства к «+» батареи; «-» зажим устройства к «-» батареи.
3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели устройства загорится светодиод СЕТЬ.
4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства.

ПРИМЕЧАНИЕ. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ÷ 10 с и величину тока устанавливать не более 3÷5 А

5. После проверки выведите ручку против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока.
Отключите зарядное устройство от сети и от батареи.

ОПЕЧАТКИ ПО ТЕКСТУ

Стр. 3, 4-я строка сверху

Вид СПЕРЕДИ Вид СЗАДИ

Вид СЗАДИ Вид СПЕРЕДИ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ-1 (в дальнейшем – устройство УЗ-ПА) предназначено для заряда 6 и 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.
Перед началом эксплуатации устройства УЗ-ПА необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ-ПА имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом: что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство УЗ-ПА рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10° С до плюс 40° С и относительной влажности до 98% при 25° С.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Напряжение питающей сети

Диапазон установки тока заряда

Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы

Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи

Габаритные размеры, не более

Потребляемая мощность, не более

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

Устройство зарядное УЗ-ПА 1 шт.
Предохранитель ВП2Б-1В-4А 2 шт.
Руководство по эксплуатации 1 шт.
Упаковочная коробка 1 шт.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При эксплуатации устройства УЗ-ПА не допускается:
1) замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
2) механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и т. д.)
В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60°С.

5. УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ

Устройство УЗ-ПА представляет собой выпрямитель, с плавной установкой тока. Электрическая схема представлена на рис. 1.
С выводов 3,6 сетевого трансформатора TV1 напряжение поступает на 2-х-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.
Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты XI («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.
Для отключения цепи заряда от аккумулятора через (10,5 ±1) ч, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1, VT4, VТ8, VТ9, VТ10 и интегральной схеме (ДД1).
На транзисторе VТ1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме ДД1 – счетчик с импульсов, на транзисторах VТ8 и VТ10 – делитель частоты на 2, на транзисторе VТ6 – управляемый генератор (стабилизатор) тока.
При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.
Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VТЗ, VТ7.
Транзистор VТ2 является усилителем этих импульсов по мощности.
На диоде VД1 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.
Схема на транзисторах VТ4 и VТ5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 – 8 часов ток уменьшится в 1,3 – 2,5 раза).
На диодах VД7 и VД8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VД5 и VД6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.
Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VД2 и VД13.
С выводов 3 и 6 силового трансформатора снимается переменное напряжение 36 В.
Конструктивно устройство состоит из нижнего и верхнего корпуса, лицевой панели, радиатора, печатной платы с радиоэлементами и силового трансформатора.
На лицевой панели (рис. 2) расположены:
светодиод 1 (СЕТЬ), сигнализирующий о включении устройства в сеть;
индикатор тока 2 для контроля тока заряда;
ручка 4 для установки тока заряда;
светодиод 5, сигнализирующий об окончании цикла заряда.
На заднюю стенку устройства зарядного (рис. 2) вьнесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка 6 (

36У) для питания переносной лампы, электропаяльника и др., и предохранитель 7.
В нижнем корпусе устройства (рис. 3) имеется ниша 3, в которую укладывается сетевой шнур 1 и контактные зажимы 4.

6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

Вынуть из ниши (рис. 3) сетевой шнур и контактные зажимы.
Установить устройство устойчиво на ручку (подставку) 1 (рис. 4).
Установить ручку в крайнее левое положение.
Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
«+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
«-» зажима устройства к « – » аккумуляторной батареи.
Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод СЕТЬ.
Поворотом ручки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.
При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6 – 8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 – 2,5 раза.
Через (10,5±1) ч устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, причем на лицевой панели загорится светодиод.
При непредвиденном отключении сети может нарушиться 10-часовой цикл заряда, это надо учитывать при подсчете времени заряда.
При заряде глубоко разряженных аккумуляторов цикл заряда следует повторить.

7. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

Зарядное устройство в заводской упаковке должно храниться в проветриваемых помещениях при температуре воздуха от + 1° до +40° С, относительной влажности до 80%, при отсутствии в воздухе газов и щелочей, паров кислот, вызывающих коррозию.

8. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Устройство зарядное просто и надежно в эксплуатации.
Однако, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Эти ошибки сведены в таблице 1.

Перечень возможных неисправностей и методы их устранения

Источник



Руководство по эксплуатации автоматического зарядного устройства модели BC-12SL

Автоматизм Зарядные устройства Зарядное устройство

Руководство по эксплуатации автоматического

С помощью этого зарядного устройства Вы можете заряжать 12 В свинцово-кислотные батареи автоматически. Как только подключённая батарея получает полный заряд, ток ЗУ автоматически снижается для исключения перезаряда. Именно из-за автоматического контроля зарядного тока и напряжения батарея всегда будет находиться в полностью заряженном состоянии, при этом перезаряд и выделение газов будут исключены.

Схема защиты исключает появление напряжения на контактах прибора до тех пор, пока батарея не будет подключена.

Особенности данного ЗУ:

    Защита от короткого замыкания и неправильной полярности Постоянное значение тока окончания заряда Отсутствие заряда при неправильном подключении Возможность заряда только при правильном подключении Световая индикация режима заряда и полярности

Информация о работе

По сравнению с обычными ЗУ ток заряда этого устройства не является постоянным и зависит от нескольких параметров, в частности, от степени реальной заряженности батареи, возраста батареи, её типа и ёмкости.

Также важно, насколько глубоко батарея была разряжена перед началом. Так, если батарея была сильно разряжена, то первоначальный ток заряда будет максимальным (до 1А), а затем снизится за короткое время. Это означает, что с ростом напряжения на аккумуляторе зарядный ток будет снижаться.

В нормальных условиях свечение зеленого светодиода уменьшается к окончанию заряда. В старых батареях возможны токи утечки, при этом зелёный светодиод будет продолжать светиться. Яркость будет зависеть от уровня токов утечки. При заряде новой батареи светодиод погаснет, как только батарея будет заряжена. ЗУ может быть использовано с батареями различной ёмкости, при этом для батарей большей ёмкости требуется большее время заряда. С батареями малой ёмкости время заряда ниже.

Степень разряженности батареи перед началом заряда не имеет значения. Батарея может быть подсоединена к ЗУ на длительный период.

При неправильном подключении батареи зарядный ток будет отключён, красный светодиод будет светиться.

Пользование ЗУ

ЗУ имеет защиту от короткого замыкания на малый промежуток времени! Замыкание клемм более 1 мин должно быть исключено при любых обстоятельствах, т. к детали или электронная часть ЗУ будут перегружены. Не пытайтесь заряжать другие типы аккумуляторов. Это может привести к травмам и выходу ЗУ из строя.

    Пожалуйста, соблюдайте правильность подключения при заряде! Не допускайте глубокого разряда батареи во время заряда! Производите заряд в хорошо проветриваемом помещении! В обслуживаемых батареях откройте пробки перед началом заряда! При проверке кислоты будьте осторожны и исключите возможность появления огня, искры и т. д. (вероятность взрыва из-за выделения газов при заряде) Всегда соблюдайте инструкцию по заряду аккумулятора (обычно печатается на корпусе) Держите ЗУ подальше от детей! По окончании заряда сначала отключите батарею от ЗУ, а затем само ЗУ от сети.

Источник