Меню

Порядок действий при закипании АКБ

Что нужно делать в случае кипения аккумулятора на автомобиле

Нельзя сказать, что в настоящее время автомобилисты с завидной регулярностью сталкиваются с проблемой закипания аккумуляторной батареи на машине. Но подобные ситуации исключать нельзя.

Аккумулятор на автомобиле

Это действительно явный признак неисправности. Подобная проблема может спровоцировать отказ системы пуска ДВС, нарушения в работе электропроводки, стать причиной распространения коррозии и запустить разрушительные процессы в АКБ, которые станут уже необратимыми.

  1. Характерные симптомы
  2. Причины закипания
  3. Перезаряд
  4. Короткое замыкание
  5. Сульфатация
  6. Перегрузка
  7. Вентиляция
  8. Переполюсовка
  9. Возможные последствия
  10. Порядок действий при закипании АКБ
  11. Профилактические мероприятия

Характерные симптомы

Закипание АКБ нельзя считать конкретно физическим или химическим процессом. Дело всё в том, что электролит состоит из дистиллированной воды с температурой закипания 100 градусов Цельсия, и серной кислоты, способной кипеть только при 337 градусов.

Что же касается физического закипания электролита, то по данным специалистов, температура должна быть около 113 градусов. Достичь такой температуры жидкость может лишь в условиях сильной жары и длительного простоя машины в пробках, когда отсутствует эффективное охлаждение.

Кипением АКБ обычно называют электролиз. Это электрохимический процесс, при котором вода распадается на компоненты. Это кислород и водород.

То есть пузыри газов, а вовсе не водяные или кислотные испарения, создают эффект физического закипания. Потому АКБ может начать пузыриться даже при сравнительно небольшой температуре. Иногда и при отрицательных показателях.

Определить кипение достаточно просто. Это проявляется в виде образования пузырей выделяющегося газа на поверхности рабочей жидкости. Но обнаружить такой признак можно только путём прямого доступа к содержимому АКБ. Для этого придётся снимать пробки, что актуально лишь для обслуживаемой батареи.

Если же АКБ необслуживаемая, определить визуально кипение не получится. Тут придётся задействовать альтернативные методы диагностики:

  1. При кипении кислотные батареи выделяют небольшое количество испарений серной кислоты. Если обоняние хорошее, узнать о кипении можно по характерному запаху.
  2. Если под рукой вдруг оказался медицинский стетоскоп, его можно приложить к корпусу. Вы услышите звуки шипения или бурления.
  3. Ещё один характерный признак проявляется в виде образования белого или зеленоватого налёта на клеммах батареи. Также может меняться окрас поверхностей под капотом около аккумулятора.
  4. Некоторые надевают надувной шарик на газоотводную трубку необслуживаемых АКБ. Если шарик надувается, кипение происходит.

Какой именно метод диагностики задействовать, зависит от конкретных обстоятельств. Но даже без посторонней помощи узнать о проблеме со стороны аккумулятора можно.

Причины закипания

Существует несколько основных причин, из-за которых на машине кипит аккумулятор.

Обычно это связано с:

  • перезарядом;
  • коротким замыканием;
  • сульфатацией;
  • переполюсовкой;
  • вентиляцией;
  • перегрузкой.

Закипел аккумулятор на машине

Их следует рассматривать отдельно.

Перезаряд

Одна из основных причин, почему на машинах кипят аккумуляторы, связана с перезарядом источника питания.

Когда машина эксплуатируется, а не просто стоит подключённой к зарядному устройству, перезаряд происходит из-за проблем с генератором. После запуска ДВС в работу вступает генератор и берёт на себя питание всех потребителей. Параллельно он заряжает АКБ. В норме напряжение заряда батареи от генератора должно составлять 14,5 В. Но это значение может увеличиваться. Виной тому обычно выступает неисправное реле, регулирующее напряжение.

Также перезаряд аккумулятора возможен при использовании неисправного или неподходящего зарядного устройства, где нет возможности регулировать подачу тока и напряжения. Ток заряда по нормативам должен составлять 10% от ёмкости АКБ. На зарядку обычно уходит до 10 часов. Если повысить ток и увеличить время, электролит начнёт подкипать.

Оптимальным решением станет проверка генератора, реле-регулятора и диодного моста, а также покупка современного автоматического зарядного устройства.

Короткое замыкание

Здесь речь идёт про короткое замыкание самих банок аккумуляторной батареи. Ещё одна возможная причина, почему при езде активно кипит аккумулятора.

Короткое замыкание встречается на новых и старых АКБ, отслуживших не один год. Обусловлено это тем, что любая батарея при эксплуатации сталкивается с вибрациями и тряской. От этого постепенно разрушаются внутренние компоненты аккумулятора. И в итоге они могут закоротить.

Когда возникает короткое замыкание, протекает ток большого значения, и секцию (банку) АКБ может попросту разорвать. Если же такую нагрузку банка выдержала, визуально это никак не будет заметно. Зато часть мощности батарея потеряет, поскольку каждая банка в среднем выдаёт 2,1 В.

Чтобы узнать, почему в машине активно кипит аккумулятор, причём в процессе эксплуатации, проверьте состояние секций на предмет КЗ. Сделать это можно мультиметром.

Если одну банку замкнуло, общее напряжение сократится до 10,5 В. При этом генератор будет подавать около 14,5 В, что приведёт к превышению допустимого зарядного тока.

Короткие замыкания в банках не редкость. Зачастую восстановить АКБ после такого проблематично. Лучше взять новую батарею.

Сульфатация

Очередная возможная причина того, почему ваш аккумулятор в машине активно кипит, причём при эксплуатации.

Сульфатацией называют процесс образования сернокислого свинца на поверхностях пластин аккумулятора. Из-за них нарушается течение электрохимического процесса, АКБ частично теряет свою ёмкость по мере покрытия налётом пластин.

Если сульфатация пластин оказалась достаточно сильной, батарея не сможет в полной мере заряжаться и начнёт быстро терять заряд. В итоге нередко напряжение падает ниже 10 В.

В процессе зарядки от ЗУ или генератора через АКБ проходит большой ток, что и провоцирует эффект кипения.

Если батарея сильно разряжена, заряжать её от генератора не рекомендуется. Иначе можно спровоцировать закипание АКБ и поломку самого генератора.

Лучшим решением станет подключить АКБ к ЗУ и выбрать ток заряда не 10, а 5% от ёмкости.

Перегрузка

Нельзя исключать и такую проблему, как перегрузка электрической автомобильной системы.

Когда машина движется, а водитель при этом одновременно включает большое количество потребителей, АКБ начинает работать в режиме повышенного тока нагрузки.

Мощности, выдаваемой генератором, оказывается недостаточно, чтобы компенсировать заряд аккумулятора. Батарея греется, начинается процесс кипения.

Вентиляция

Иногда бывает так, что виновником кипения оказывается недостаточная вентиляция для источника питания.

Есть категория автомобилистов, которые игнорируют рекомендации автопроизводителей и их ограничения. Вместо АКБ, предназначенных для конкретной машины, под капот ставят более ёмкие и крупные батареи. Это способствует уменьшению технологических проёмов, сужается пространство между АКБ и другими элементами.

Аккумулятор в автомобиле

Всё это ведёт к тому, что аккумулятор охлаждается плохо, ему не хватает естественной вентиляции. В итоге наблюдаются перегрев и закипание.

Переполюсовка

Достаточно редкой, но всё же возможной причиной считается переполюсовка. Среди автомобилистов такие ситуации до сих пор встречаются.

Да, сейчас АКБ и машины создают таким образом, чтобы минимизировать вероятность установки клемм на батарею с нарушением полярности.

Суть переполюсовки заключается в том, что минус соединяется с плюсом, а плюс с минусом. Это провоцирует соответствующие проблемы. В результате неправильного подключения может выйти из строя батарея, обычно перегорают предохранители, а также сгорает диодный мост генератора.

Возможные последствия

Вполне закономерно будет узнать, к каким именно последствиям может привести закипание аккумулятора под капотом вашего автомобиля.

Здесь возможно развитие одновременно нескольких различных сценариев. А именно:

  • начнут разрушаться пластины аккумулятора, что обусловлено уменьшением процентного содержания воды и ростом концентрации серной кислоты;
  • может произойти замыкание пластин и последующий вероятный взрыв аккумулятора;
  • если электролит начнёт кипеть и выкипать, это может обернуться повреждением кузовных элементов, разрушением проводки, запуском коррозийных процессов;
  • при увеличении тока заряда при кипении могут выйти из строя генератор, его компоненты, включая реле и диодный мост.

Но лучше не настраивать себя на то, что какая-то проблема обязательно возникнет и даст о себе знать.

Самым правильным решением будет заняться профилактическими мероприятиями.

Но если кипения не удалось всё же избежать, нужно знать, как правильно действовать в такой ситуации.

Порядок действий при закипании АКБ

Остановить кипение при зарядке от ЗУ довольно просто. Достаточно просто отключить зарядное устройство от сети, а затем поснимать все клеммы.

Но несколько иначе выглядят рекомендации о том, что делать, если аккумулятор кипит на машине именно во время движения. Здесь специалисты и бывалые автомобилисты дают следующие советы:

  • при первых же признаках кипения незамедлительно заглушите мотор, вытащите из замка ключ зажигания;
  • переходите к подкапотному пространству, поднимите и зафиксируйте капот, чтобы обеспечить приток воздуха к батарее;
  • если батарея накрыта защитным кожухом или чехлом, обязательно снимите их;
  • когда АКБ кипит при работе двигателя машины, после проведённых манипуляций просто дайте батарее время остыть;
  • нужно дождаться, чтобы температура упала хотя бы до 40 градусов Цельсия;
  • если вы можете спокойно прикоснуться к корпусу рукой, не ощущая жжения, температура нормальная;
  • закройте капот, заведите двигатель и попробуйте добраться до АЗС, если она есть неподалёку;
  • купите ёмкость с дистиллированной водой, откройте крышки и залейте в батарею жидкость;
  • если у вас необслуживаемая АКБ, доливку можно выполнить через трубку для газоотвода;
  • при наличии мультиметра сделайте замеры напряжения на выводах при работающем двигателе;
  • если напряжение выше 15 В, отсоедините толстый провод от генератора;
  • изолируйте этот провод с помощью изоленты, зафиксируйте так, чтобы он не касался элементов кузова;
  • отключите все потребители и продолжайте движение до автосервиса или собственного гаража.

Банки обслуживаемого аккумулятора

В самых серьёзных случаях, либо когда вы опасаетесь ехать своим ходом, отключите зажигание, скиньте провода с аккумулятора и дождитесь приезда эвакуатора.

При работе машины источник питания, то есть АКБ, на практике кипит не так часто, если говорить о статистике последних лет. Это обусловлено активным переходом на более современные и устойчивые аккумуляторные батареи.

Профилактические мероприятия

Как уже говорилось ранее, самым правильным и действенным способом борьбы с кипением аккумулятора является профилактика, направленная на недопущение возникновения подобных ситуаций.

Читайте также:  Аккумулятор A32 A15 14 4 14 8V 5200mAh 20024457

Если вы не хотите, чтобы на вашей машине аккумулятор не закипал, достаточно придерживаться таких правил:

  1. Старайтесь не заполнять место около АКБ, предусмотренное производителем для естественной вентиляции и охлаждения, посторонними предметами. Многие водители по старой привычке складывают туда разные тряпки, ветошь, некоторые даже хранят бутылки с техническими жидкостями. Другие устанавливают чехлы, не предусмотренные с завода.
  2. Если аккумулятор обслуживаемый, хотя бы раз в месяц рекомендуется проверять уровень электролита. На необслуживаемых АКБ проверяется уровень заряда с помощью мультиметра. Когда на улице жара, периодичность стоит увеличить до 1 раза в неделю.
  3. Хотя бы раз в месяц проверяйте напряжение аккумулятора при работающем двигателе. Это позволит понять, правильно ли заряжает АКБ генератор. Это же можно сделать и при отключённом моторе. В первом случае нормальным напряжением считается 13,5–14,5 В, а во втором это около 12,4–12,7 В.
  4. Проверяя уровень масла, жидкость в бачке омывателя, возьмите за правило осматривать визуально состояние клемм, выводов аккумулятора и самого корпуса. Нельзя допускать образования окислов, ржавчины, скопления технических жидкостей или просто грязи. Для обработки корпуса от загрязнений и окислов следует применять содовый раствор. Для этого нужно на 1 литр тёплой воды добавить 100 грамм пищевой соды, которая есть в каждом доме и стоит копейки.

Кипение аккумулятора – явление редкое, но возможное. К нему следует быть готовым.

Если не удалось предотвратить закипание по тем или иным причинам, вы будете хотя бы знать порядок действий в подобных ситуациях.

Источник



Горячий аккумулятор в машине, причины, по которым он кипит

Борьба с аккумулятором – дело привычное для многих автомобилистов. Почему кипит аккумулятор на машине, знают далеко не все. Новички порой даже не подозревают, что такое явление возможно. Между тем, кипение батареи в перспективе может иметь целый ряд неприятных последствий.
Во-первых, ждать от нее нормальной работы не приходится: час кипения можно приравнять к 3 дням беспрерывной работы, с отдыхом только в ночные часы. Во-вторых, вытекающий электролит создает постоянную влажность под капотом – а это значит, что массовая коррозия не за горами. В-третьих, жидкость-наполнитель аккумулятора попадает на все, что находится на пути. А она по сути своей является кислотой – очень агрессивным химическим соединением.

Первым от него страдает лакокрасочное покрытие; если меры не приняты, едкий состав принимается непосредственно за кузов. Для небрежного и невнимательного водителя следствием становится ржавчина в борту, требующая сварочных работ. Случай редкий – все же в основной массе народ бережен по отношению к машине – но весьма возможный.

Как определить закипание аккумулятора

Стандартная автомобильная АКБ с номинальным напряжением 12 вольт состоит из 6 секций. Каждая секция – это отдельная ячейка, независимая от других аккумуляторная батарея, с отельной емкостью для электролита и собственным набором свинцовых пластин. Все 6 секций соединены параллельно в кластер, который и составляет автомобильную АКБ.

Аккумуляторные батареи по конструкции делятся на два типа:

  • обслуживаемые;
  • необслуживаемые.

У обслуживаемых АКБ легковых автомобилей в верхней части есть 6 пробок: по одной на каждую секцию. Эти пробки позволяют контролировать уровень электролита и проверять его плотность. Чтобы увидеть, кипит ли обслуживаемая АКБ, достаточно открутить пробки и заглянуть в отверстия.

Источник

Почему аккумулятор закипает прямо на машине

Как определить закипание аккумулятора

Стандартная автомобильная АКБ с номинальным напряжением 12 вольт состоит из 6 секций. Каждая секция – это отдельная ячейка, независимая от других аккумуляторная батарея, с отельной емкостью для электролита и собственным набором свинцовых пластин. Все 6 секций соединены параллельно в кластер, который и составляет автомобильную АКБ.

Аккумуляторные батареи по конструкции делятся на два типа:

  • обслуживаемые;
  • необслуживаемые.

У обслуживаемых АКБ легковых автомобилей в верхней части есть 6 пробок: по одной на каждую секцию. Эти пробки позволяют контролировать уровень электролита и проверять его плотность. Чтобы увидеть, кипит ли обслуживаемая АКБ, достаточно открутить пробки и заглянуть в отверстия.

У необслуживаемого аккумулятора пробок нет. Он в обычных условиях не нуждается в доливке, и имеющийся внутри электролит рассчитан на весь срок службы батареи. Кипение необслуживаемой АКБ сопровождается выделением водорода с характерным запахом или выбрасыванием части электролита через вентиляционное отверстие.

Источник тока в автомобиле

В электрооборудовании машины аккумулятор является значительным элементом: основная его задача состоит в запуске двигателя. Кроме этого, он питает потребителей при заглушенном движке, а также в дополнение к генератору при полноценной работе мотора. Благодаря совместному функционированию с генератором, допускается возможность переходных процессов, запрашивающих максимальный ток, и выравнивается колебание напряжения в электросети.

Устройство батареи

Первая батарея из свинца была изобретена французом Гастоном Плантэ в 1859 году. К настоящему времени в неё были внесены незначительные изменения. В автомобиле источник питания состоит из соединенных последовательно независимых элементов.
Устройство имеет пропиленовый корпус, устойчивый к кислоте и неспособный проводить ток. В каждом аккумуляторе объединяются положительные и отрицательные электроды, чередующиеся между собой. Их покрывает пласт активной массы. У положительных электродов в основу этой массы заложен диоксид свинца, у отрицательных — губчатый свинец. Пластины с противоположной полярностью изолирует сепаратор из пластмассы.

​Для изготовления современных электродов используется свинцово-кальциевый сплав. У таких батарей невысокий уровень саморзаряда и сведенный к минимуму расход воды, что полностью освобождает от добавления жидкости на протяжении всего эксплуатационного периода. Все электроды размещены в растворе серной кислоты — электролите, плотность которого напрямую зависит от уровня заряженности АКБ (чем ниже заряженность, тем ниже плотность и наоборот). Существуют два основных вида батарей. Они могут быть с твердым и жидким электролитом: последний в настоящее время является наиболее распространенным.

В процессе зарядки источника питания образуются газы, отвод которых происходит благодаря вентиляционной системе, соединяющей отдельный элемент в составе АКБ с атмосферой.

Герметичность системы создают предохранительные клапаны, встроенные в пробки батареи и срабатывающие при излишнем давлении. К электрической сети аккумулятор подключается при помощи двух выводов из свинца.

Работа АКБ в машине

При заряде аккумулятора электрическая энергия преобразовывается в химическую, а при разряде — наоборот. Разряд батареи осуществляется при включении потребителей. Во время этого процесса активная масса двух видов электродов вступает во взаимодействие с электролитом, уменьшая плотность и образовывая воду и сульфат свинца. Рекомендуем: Гибридный автомобильный аккумулятор Торнадо
Заряд источника питания осуществляется от генератора во время работы двигателя, при этом происходит преобразование воды и сульфата свинца в свинец, серную кислоту и двуокись свинца. Плотность электролита повышается. .

На работу АКБ влияет температура окружающей среды. При её повышении происходит возрастание отдаваемой мощности, вместе с которой увеличивается коррозия электродов и саморазряд. При понижении температуры разрядная емкость снижается, замедляются химические процессы и уменьшается плотность электролита. Отсутствие нагрузки не останавливает процессы в батарее, и её самозаряд продолжается.

Кипит аккумулятор при езде

При зарядке АКБ от стационарного устройства выделение газа указывает на одно из обстоятельств:

  • неправильно выбран режим заряда;
  • батарея сильно засульфатирована;
  • АКБ полностью восполнила заряд.

Если аккумулятор кипит при езде, то наиболее вероятны две проблемы: неисправен генератор или засорены дренажные отверстия в корпусе батареи. О них и поговорим.

Генератор подает повышенное напряжение

Потенциально генератор способен выдать напряжение и силу тока гораздо выше, чем требуется для зарядки АКБ. К тому же эти показатели зависят от частоты вращения двигателя. Для ограничения подаваемого на батарею тока и напряжения на генераторе предусмотрен регулятор.

Причины кипения

Закипание аккумулятора обусловлено рядом факторов, которые могут выражаться как в неисправности батареи, так и в неправильной её эксплуатации владельцем. Во время использования АКБ электролит может закипеть при присоединении к зарядной системе или находясь непосредственно в машине.

Перезаряд аккумулятора

Это явление происходит из-за продолжения заряда, после того как его номинальная емкость полностью набрана. Вследствие этого происходит электролиз воды, который и приводит к закипанию. Часто это происходит в результате некомпетентности автолюбителей.
В случае перезаряда аккумулятора на автомобиле наиболее распространенной причиной значится высокое напряжение в сети электропитания. Для исправления положения следует измерить его при помощи мультиметра. Оптимальный интервал составляет от 13,7 до 14,3 вольт, а превышение этой физической величины в 15 вольт и выше приводит к закипанию батареи. Чаще всго это происходит из-за неисправности реле-регулятора, которому требуется замена.

Неправильная эксплуатация

В данном случае владелец автомашины приводит работу аккумулятора в экстремальный режим. При таких обстоятельствах следует подчеркнуть два важных момента:

  • периодические разряды батареи;
  • высокая температура в пространстве под капотом.

У автолюбителей часто бывает включена мультимедийная система, обогрев и прочие потребители — в то время, когда двигатель находится не в рабочем состоянии. В результате аккумулятор сильно разряжается, а при запуске мотора батарея на протяжении большого количества времени получает повышенное напряжение, вырабатываемое генератором. В некоторых случаях это и является причиной выкипания.

Кипит АКБ и при работе в условиях высокого температурного режима, это происходит по следующим причинам:

  • автомобиль регулярно эксплуатируется на пониженных передачах, приводящих к перегреву движка и к повышению температуры под капотом;
  • горячий двигатель охлаждается в недостаточной мере;
  • неполадки в реле-регуляторе;

Рекомендуем: Емкость автомобильного аккумулятора и выбор АКБ для авто

Сульфатация и короткое замыкание пластин

Выкипать аккумулятор может по причине длительной эксплуатации или пребывания батареи в состоянии полной разряженности. В этом случае пластины покрываются сульфатом свинца, и полноценный заряд батареи становится невозможным. Электролиз воды при сульфатации начинается через десять или пятнадцать минут после того, как АКБ начнет заряжаться.
Короткое замыкание между пластинами возникает внутри одной банки, в редких случаях это случается в нескольких элементах батареи. Электрическая цепь источника питания полностью исключает замкнувшуюся банку. Причины короткого замыкания пластин могут заключаться в следующем:

  • прорвался сепаратный конверт;
  • от соединительного мостика оторвались электроды;
  • активная масса пластин осыпалась.
Читайте также:  Автомобильные Форумы POKATILI RU

Зафиксировать отказавшую банку АКБ можно путем измерения её напряжения и плотности.

Отказ генератора

Распространены случаи, когда из строя выходит генератор переменного тока. Этот автоприбор важен для автомобиля, так как он несет ответственность за бесперебойное функционирование батареи питания. Установленный на её выходе мост обеспечивает выпрямление переменного тока. Каждый вышедший из строя диод способствует перезаряду АКБ, а это приводит к закипанию внутри него жидкости.
Для устранения этой поломки генератор вначале демонтируется, затем он подлежит ремонту, в процессе которого меняется диодный мост. После завершения ремонтных работ генератор возвращают на прежнее место и проверяют уровень зарядки.

Для того чтобы избежать перезаряда аккумуляторной батареи, рекомендуется систематически делать проверку уровня напряжения на клеммах и при необходимости регулировать заряд.

Закипел аккумулятор на машине во время стоянки

Свинцовая АКБ может закипеть без видимых причин. Например, во время стоянки авто или даже в отсоединенном от потребителя состоянии.

В некоторых случаях кипящий на стоянке аккумулятор указывает на опасные неисправности. Разберемся подробно, почему это происходит.

Короткое замыкание в одной или всех банках

Короткое замыкание в свинцовом аккумуляторе – явление довольно частое. Особенно в батареях, которые эксплуатируются давно или неправильно.

Суть короткого замыкания следующая: между отрицательной и положительной пластиной в одной или нескольких банках появляется проводник с низким сопротивлением. Это может быть отколовшийся кусок свинцовой пластины или шлам высокой плотности

Как не допустить закипания аккумулятора

Чтобы не допустить закипания электролита в АКБ, следуйте следующим правилам.

  1. Следите за напряжением и силой тока на генераторе. В случае появления подозрений на сбои в работе регулятора обратитесь к автоэлектрику.
  2. Заряжайте АКБ хотя бы раз в год перед зимой. Штатный генератор не способен восполнить заряд аккумулятора на 100%, а зимой недозаряд усугубит ситуацию.
  3. Промывайте батарею не реже, чем раз в 5 лет. Хорошая АКБ способна отработать до 10 лет, если правильно ее обслуживать.
  4. Очищайте клеммы от окислов и следите за состоянием силовых проводов.

Важно! Не нужно пытаться выжать из батареи последние соки. Если АКБ износилась или имеет серьезные дефекты – замените ее.

Помните, что выделение водорода из электролита – это опасное явление. Водород взрывоопасен. Достаточно небольшой искры под капотом – и может произойти пожар.

При зарядке аккумулятора одна банка не кипит (не заряжается). Что делать? Подробно с видео

После того как аккумулятор наберет нужный заряд, отсеки аккумулятора, они же банки начинают бурлить или «закипать» под воздействием электрического тока начинает выделяться газ обычно это водород (H) и кислород (0). Если зарядка прошла правильно, то бурлить должны все банки батареи — но иногда случается что 5 отсеков — выделяют пузырьки, а одна банка «не кипит»? Что делать и почему такое происходит. Сегодня как обычно простым и понятным языком …

Для начала скажу что такое «банки» — это отсеки батареи, в которых находится пакет свинцовых пластин. Всего их 6 штук, каждый отсек или «банка» в заряженном состоянии дает примерно 2,1 Вольта, если их подключить последовательно, то вот вам — 12,6 (12,7) Вольта.

Такой эффект при заряде можно наблюдать на обслуживаемых АКБ, именно там вы можете легко и просто открутить пробки и наблюдать за кипением банки. Однако для начала хочу рассказать почему происходит эффект бурления?

Почему кипят банки и нормально ли это?

ДА это вполне нормально, это показывает нам, что батарея заряжена, поэтому и начинается газовыделение. Под воздействием электрического тока вода начинает распадаться на летучий водород и кислород, они поднимаются вверх в виде пузырьков. Нужно отметить, что этот газ очень взрывоопасный – если на него попадет искра или рядом будет открытое пламя, то запросто может произойти взрыв аккумулятора, мало не покажется.

Если пошли пузырьки, то это горит нам что пора снимать батарею с зарядки, перезаряд также ничего хорошего не принесет – интенсивность бурления будет только нарастать, уровень воды в «банках» будет стремительно падать, так как из электролита уходит вода. Далее оголяться пластины (которые должны быть полностью погружены в электролит) они начнут разогреваться и после возможно их разрушение.

Некоторые автолюбители специально доводят батарею до газовыделения, все дело в том что – таким образом можно повысить плотность электролита – «догнать» его до нужного значения. Ведь вода выкипает, а кислота остается — таким образом, плотность увеличивается.

Поэтому дождаться пузырьков можно, но без фанатизма, давайте малые токи иначе кипеть будет интенсивно, что реально может разрушить ваш АКБ.

Почему один «отсек» не кипит?

Опять же основных причин не так-то много, иногда это говорит о выходе батареи из строя – просто пришло время менять, но бывают и случаи когда АКБ можно восстановить,

  • Не кипит, потому что замкнула, попал посторонний предмет, или осыпались пластины, именно из-за этого не идет заряд.
  • Разбалансировка заряда. Такое тоже бывает, но редко. Например — пять банок заряжены и кипят, а по какой-то причине шестая еще не подзарядилась.
  • Просто батарея отработала свое. Последняя банка осыпалась полностью, электролит в ней мутный.

Что же делать, выкидывать аккумулятор? Не торопитесь, ведь в 50% случаев его можно восстановить.

Что делать?

Скажу так, если все равно будете выкидывать батарею, можно на ней поэкспериментировать – у моего знакомого удалась оживить АКБ, в принципе ничего сложного просто нужно подумать, итак пошли по пунктам:

  • Восстановить банку — удалить из нее посторонний предмет. Иногда достаточно ее «промыть», иногда нужны кардинальные методы, описал в этой статье. Если там действительно небольшой кусок, который «коротит» пластины, то работоспособность восстановится на 90 – 95%. Затем можно заряжать этот один отсек, или читаем второй пункт.
  • С зарядом также просто. Вам нужно «посадить» все банки в «ноль» (то есть их как бы «сровнять»), обычно это делается нагрузкой, например можно повестить на клеммы лампу из фары. Примерно за сутки батарея полностью разрядится. Затем ставим аккумулятор на зарядку, сейчас энергию должны впитывать все «отсеки», то есть кипеть будут уже шесть.
  • Если вы разобрали мутный отсек, вытащили пакет пластин, а они рассыпались у вас на руках – то здесь уже ничего не сделать, это полное разрушение. Скорее всего, в остальных банках такая же картина. Так что тут только покупка «новой» АКБ!

Если честно, то не всегда восстановить получается, да и промывка не помогает, лишь только опытные мастера смогут вам это сделать. Первый пункт самый сложный, придется резать корпус батареи, а ведь там кислота (обязательно защищайте руки) – если восстановление прошло удачно, тогда нужно герметично запаять корпус.

Хочется подсети итог, и назначить вам краткий план действий.

Если не кипит одна банка, то:

  • Смотрим электролит – в прозрачной батареи (из белого пластика) будет видно сквозь стенки, если батарея темного цвета, тогда нужно чем то «засосать» (идеально ареометр) и вылить, скажем в стакан.
  • Если жидкость прозрачная – то скорее всего банку либо замкнуло, либо она не дозаряжена. Если жидкость мутная – большая вероятность осыпания полностью что пластины осыпались.
  • При прозрачной жидкости для начала стараемся выровнять заряд. Разряжаем в ноль, после подзаряжаем. Если опять все кипят, а одна нет. Значит, будем ее разбирать.
  • Разрезаем верхний корпус – достаем пластины и смотрим, если есть замыкание исключаем его возвращаем пластины обратно, заливаем электролитом, запаиваем корпус.

Вот собственно и все, сейчас видео версия статьи, смотрим.

Источник

Почему автомобильный аккумулятор горячий

Нельзя сказать, что в настоящее время автомобилисты с завидной регулярностью сталкиваются с проблемой закипания аккумуляторной батареи на машине. Но подобные ситуации исключать нельзя.

Аккумулятор на автомобиле

Это действительно явный признак неисправности. Подобная проблема может спровоцировать отказ системы пуска ДВС, нарушения в работе электропроводки, стать причиной распространения коррозии и запустить разрушительные процессы в АКБ, которые станут уже необратимыми.

  1. Характерные симптомы
  2. Причины закипания
  3. Перезаряд
  4. Короткое замыкание
  5. Сульфатация
  6. Перегрузка
  7. Вентиляция
  8. Переполюсовка
  9. Возможные последствия
  10. Порядок действий при закипании АКБ
  11. Профилактические мероприятия

Характерные симптомы

Закипание АКБ нельзя считать конкретно физическим или химическим процессом. Дело всё в том, что электролит состоит из дистиллированной воды с температурой закипания 100 градусов Цельсия, и серной кислоты, способной кипеть только при 337 градусов.

Что же касается физического закипания электролита, то по данным специалистов, температура должна быть около 113 градусов. Достичь такой температуры жидкость может лишь в условиях сильной жары и длительного простоя машины в пробках, когда отсутствует эффективное охлаждение.

Кипением АКБ обычно называют электролиз. Это электрохимический процесс, при котором вода распадается на компоненты. Это кислород и водород.

То есть пузыри газов, а вовсе не водяные или кислотные испарения, создают эффект физического закипания. Потому АКБ может начать пузыриться даже при сравнительно небольшой температуре. Иногда и при отрицательных показателях.

Определить кипение достаточно просто. Это проявляется в виде образования пузырей выделяющегося газа на поверхности рабочей жидкости. Но обнаружить такой признак можно только путём прямого доступа к содержимому АКБ. Для этого придётся снимать пробки, что актуально лишь для обслуживаемой батареи.

Читайте также:  Как выбрать аккумулятор для внедорожника

Если же АКБ необслуживаемая, определить визуально кипение не получится. Тут придётся задействовать альтернативные методы диагностики:

  1. При кипении кислотные батареи выделяют небольшое количество испарений серной кислоты. Если обоняние хорошее, узнать о кипении можно по характерному запаху.
  2. Если под рукой вдруг оказался медицинский стетоскоп, его можно приложить к корпусу. Вы услышите звуки шипения или бурления.
  3. Ещё один характерный признак проявляется в виде образования белого или зеленоватого налёта на клеммах батареи. Также может меняться окрас поверхностей под капотом около аккумулятора.
  4. Некоторые надевают надувной шарик на газоотводную трубку необслуживаемых АКБ. Если шарик надувается, кипение происходит.

Какой именно метод диагностики задействовать, зависит от конкретных обстоятельств. Но даже без посторонней помощи узнать о проблеме со стороны аккумулятора можно.

Причины закипания

Существует несколько основных причин, из-за которых на машине кипит аккумулятор.

Обычно это связано с:

  • перезарядом;
  • коротким замыканием;
  • сульфатацией;
  • переполюсовкой;
  • вентиляцией;
  • перегрузкой.

Закипел аккумулятор на машине

Их следует рассматривать отдельно.

Перезаряд

Одна из основных причин, почему на машинах кипят аккумуляторы, связана с перезарядом источника питания.

Когда машина эксплуатируется, а не просто стоит подключённой к зарядному устройству, перезаряд происходит из-за проблем с генератором. После запуска ДВС в работу вступает генератор и берёт на себя питание всех потребителей. Параллельно он заряжает АКБ. В норме напряжение заряда батареи от генератора должно составлять 14,5 В. Но это значение может увеличиваться. Виной тому обычно выступает неисправное реле, регулирующее напряжение.

Также перезаряд аккумулятора возможен при использовании неисправного или неподходящего зарядного устройства, где нет возможности регулировать подачу тока и напряжения. Ток заряда по нормативам должен составлять 10% от ёмкости АКБ. На зарядку обычно уходит до 10 часов. Если повысить ток и увеличить время, электролит начнёт подкипать.

Оптимальным решением станет проверка генератора, реле-регулятора и диодного моста, а также покупка современного автоматического зарядного устройства.

Короткое замыкание

Здесь речь идёт про короткое замыкание самих банок аккумуляторной батареи. Ещё одна возможная причина, почему при езде активно кипит аккумулятора.

Короткое замыкание встречается на новых и старых АКБ, отслуживших не один год. Обусловлено это тем, что любая батарея при эксплуатации сталкивается с вибрациями и тряской. От этого постепенно разрушаются внутренние компоненты аккумулятора. И в итоге они могут закоротить.

Когда возникает короткое замыкание, протекает ток большого значения, и секцию (банку) АКБ может попросту разорвать. Если же такую нагрузку банка выдержала, визуально это никак не будет заметно. Зато часть мощности батарея потеряет, поскольку каждая банка в среднем выдаёт 2,1 В.

Чтобы узнать, почему в машине активно кипит аккумулятор, причём в процессе эксплуатации, проверьте состояние секций на предмет КЗ. Сделать это можно мультиметром.

Если одну банку замкнуло, общее напряжение сократится до 10,5 В. При этом генератор будет подавать около 14,5 В, что приведёт к превышению допустимого зарядного тока.

Короткие замыкания в банках не редкость. Зачастую восстановить АКБ после такого проблематично. Лучше взять новую батарею.

Сульфатация

Очередная возможная причина того, почему ваш аккумулятор в машине активно кипит, причём при эксплуатации.

Сульфатацией называют процесс образования сернокислого свинца на поверхностях пластин аккумулятора. Из-за них нарушается течение электрохимического процесса, АКБ частично теряет свою ёмкость по мере покрытия налётом пластин.

Если сульфатация пластин оказалась достаточно сильной, батарея не сможет в полной мере заряжаться и начнёт быстро терять заряд. В итоге нередко напряжение падает ниже 10 В.

В процессе зарядки от ЗУ или генератора через АКБ проходит большой ток, что и провоцирует эффект кипения.

Если батарея сильно разряжена, заряжать её от генератора не рекомендуется. Иначе можно спровоцировать закипание АКБ и поломку самого генератора.

Лучшим решением станет подключить АКБ к ЗУ и выбрать ток заряда не 10, а 5% от ёмкости.

Перегрузка

Нельзя исключать и такую проблему, как перегрузка электрической автомобильной системы.

Когда машина движется, а водитель при этом одновременно включает большое количество потребителей, АКБ начинает работать в режиме повышенного тока нагрузки.

Мощности, выдаваемой генератором, оказывается недостаточно, чтобы компенсировать заряд аккумулятора. Батарея греется, начинается процесс кипения.

Вентиляция

Иногда бывает так, что виновником кипения оказывается недостаточная вентиляция для источника питания.

Есть категория автомобилистов, которые игнорируют рекомендации автопроизводителей и их ограничения. Вместо АКБ, предназначенных для конкретной машины, под капот ставят более ёмкие и крупные батареи. Это способствует уменьшению технологических проёмов, сужается пространство между АКБ и другими элементами.

Аккумулятор в автомобиле

Всё это ведёт к тому, что аккумулятор охлаждается плохо, ему не хватает естественной вентиляции. В итоге наблюдаются перегрев и закипание.

Переполюсовка

Достаточно редкой, но всё же возможной причиной считается переполюсовка. Среди автомобилистов такие ситуации до сих пор встречаются.

Да, сейчас АКБ и машины создают таким образом, чтобы минимизировать вероятность установки клемм на батарею с нарушением полярности.

Суть переполюсовки заключается в том, что минус соединяется с плюсом, а плюс с минусом. Это провоцирует соответствующие проблемы. В результате неправильного подключения может выйти из строя батарея, обычно перегорают предохранители, а также сгорает диодный мост генератора.

Возможные последствия

Вполне закономерно будет узнать, к каким именно последствиям может привести закипание аккумулятора под капотом вашего автомобиля.

Здесь возможно развитие одновременно нескольких различных сценариев. А именно:

  • начнут разрушаться пластины аккумулятора, что обусловлено уменьшением процентного содержания воды и ростом концентрации серной кислоты;
  • может произойти замыкание пластин и последующий вероятный взрыв аккумулятора;
  • если электролит начнёт кипеть и выкипать, это может обернуться повреждением кузовных элементов, разрушением проводки, запуском коррозийных процессов;
  • при увеличении тока заряда при кипении могут выйти из строя генератор, его компоненты, включая реле и диодный мост.

Но лучше не настраивать себя на то, что какая-то проблема обязательно возникнет и даст о себе знать.

Самым правильным решением будет заняться профилактическими мероприятиями.

Но если кипения не удалось всё же избежать, нужно знать, как правильно действовать в такой ситуации.

Порядок действий при закипании АКБ

Остановить кипение при зарядке от ЗУ довольно просто. Достаточно просто отключить зарядное устройство от сети, а затем поснимать все клеммы.

Но несколько иначе выглядят рекомендации о том, что делать, если аккумулятор кипит на машине именно во время движения. Здесь специалисты и бывалые автомобилисты дают следующие советы:

  • при первых же признаках кипения незамедлительно заглушите мотор, вытащите из замка ключ зажигания;
  • переходите к подкапотному пространству, поднимите и зафиксируйте капот, чтобы обеспечить приток воздуха к батарее;
  • если батарея накрыта защитным кожухом или чехлом, обязательно снимите их;
  • когда АКБ кипит при работе двигателя машины, после проведённых манипуляций просто дайте батарее время остыть;
  • нужно дождаться, чтобы температура упала хотя бы до 40 градусов Цельсия;
  • если вы можете спокойно прикоснуться к корпусу рукой, не ощущая жжения, температура нормальная;
  • закройте капот, заведите двигатель и попробуйте добраться до АЗС, если она есть неподалёку;
  • купите ёмкость с дистиллированной водой, откройте крышки и залейте в батарею жидкость;
  • если у вас необслуживаемая АКБ, доливку можно выполнить через трубку для газоотвода;
  • при наличии мультиметра сделайте замеры напряжения на выводах при работающем двигателе;
  • если напряжение выше 15 В, отсоедините толстый провод от генератора;
  • изолируйте этот провод с помощью изоленты, зафиксируйте так, чтобы он не касался элементов кузова;
  • отключите все потребители и продолжайте движение до автосервиса или собственного гаража.

Банки обслуживаемого аккумулятора

В самых серьёзных случаях, либо когда вы опасаетесь ехать своим ходом, отключите зажигание, скиньте провода с аккумулятора и дождитесь приезда эвакуатора.

При работе машины источник питания, то есть АКБ, на практике кипит не так часто, если говорить о статистике последних лет. Это обусловлено активным переходом на более современные и устойчивые аккумуляторные батареи.

Профилактические мероприятия

Как уже говорилось ранее, самым правильным и действенным способом борьбы с кипением аккумулятора является профилактика, направленная на недопущение возникновения подобных ситуаций.

Если вы не хотите, чтобы на вашей машине аккумулятор не закипал, достаточно придерживаться таких правил:

  1. Старайтесь не заполнять место около АКБ, предусмотренное производителем для естественной вентиляции и охлаждения, посторонними предметами. Многие водители по старой привычке складывают туда разные тряпки, ветошь, некоторые даже хранят бутылки с техническими жидкостями. Другие устанавливают чехлы, не предусмотренные с завода.
  2. Если аккумулятор обслуживаемый, хотя бы раз в месяц рекомендуется проверять уровень электролита. На необслуживаемых АКБ проверяется уровень заряда с помощью мультиметра. Когда на улице жара, периодичность стоит увеличить до 1 раза в неделю.
  3. Хотя бы раз в месяц проверяйте напряжение аккумулятора при работающем двигателе. Это позволит понять, правильно ли заряжает АКБ генератор. Это же можно сделать и при отключённом моторе. В первом случае нормальным напряжением считается 13,5–14,5 В, а во втором это около 12,4–12,7 В.
  4. Проверяя уровень масла, жидкость в бачке омывателя, возьмите за правило осматривать визуально состояние клемм, выводов аккумулятора и самого корпуса. Нельзя допускать образования окислов, ржавчины, скопления технических жидкостей или просто грязи. Для обработки корпуса от загрязнений и окислов следует применять содовый раствор. Для этого нужно на 1 литр тёплой воды добавить 100 грамм пищевой соды, которая есть в каждом доме и стоит копейки.

Кипение аккумулятора – явление редкое, но возможное. К нему следует быть готовым.

Если не удалось предотвратить закипание по тем или иным причинам, вы будете хотя бы знать порядок действий в подобных ситуациях.

Источник