Меню

Отработанные источники питания классификация

Как происходит утилизация и переработка аккумуляторов разных типов?

Эпоха нового тысячелетия вывела эксплуатацию миниатюрных автономных источников питания – аккумуляторов на новый уровень. Если еще лет 30 назад – пальчиковая батарейка была объектом для игрушки, часов, то современный человек просто не может обходиться без перезаряжаемых аккумуляторов различного типа.

Отработанные источники питания – классификация

Существует несколько способов распределить отходы аккумуляторов. Во-первых, их можно рассортировать по двум базовым группам одноразовые и перезаряжаемые. Во-вторых, предметом классификации может выступать активное вещество:

  1. Автомобильные комплексы батарей свинцово-кислотного типа. Стандартное исполнение электролита – жидкость, однако встречаются и современные виды устройств: стекловолоконные, гелевые.
  2. Батарейки на основе никеля. Класс объединяет вышедшие из употребления никель-кадмиевые аккумуляторы, а также источники питания NiMH. Это батарейки, где кадмий заменен металлгидридами.
  3. Литиевые источники питания. Различают литий- ионные и полимерные виды аккумуляторов.

Все перечисленные категорий источники питания объединяет единственная проблема, особенно актуальная в современных условиях – утилизация аккумуляторных батарей.

Пример никель-кадмиевого аккумулятора

Что делать с использованными источниками питания

Еще несколько лет назад утилизация отработанных аккумуляторов, особенно пальчиковых, не вызывала особых вопросов: батарейки просто выбрасывали в мусор. Сегодня переработка аккумуляторов стала актуальна, благодаря трем аспектам:

  • масштабное увеличение общего числа батареек;
  • пересмотр отношения к экологии;
  • растущая важность использования вторичных продуктов.

Поэтому, выкинуть обычную батарейку в мусор – поступок не только легкомысленный, но и не этичный.

Действительно, утилизация старых аккумуляторов удешевляет производство и позволяет защитить окружающую среду от дополнительного источника выброса свинца и кислот. Поэтому, одним из признаков цивилизованного города, современного торгового центра становится наличие пунктов сбора использованных аккумуляторов, как пальчиковых, так и от телефона, лэптопа, планшета.

Класс опасности аккумуляторных батарей

Основная масса современных батареек, используемых в электронных устройствах, безвредна для окружающей среды. Это металлгибридные и литий-ионовые/полимерные аккумуляторы. Напротив, обособленно рассматриваются автономные источники питания транспортных средств. Автомобильные аккумуляторные батареи – это класс опасности 2 по ФККО. Современный оборот подобных источников питания в России превышает 3 миллиона единиц, что в пересчете на экологически опасные вещества дает следующие цифры, в тысячах тонн:

  • 90 – под свинец;
  • 20 – для серной кислоты.

Соответственно нормативам, установленным природоохранным законодательством РФ, сбор отходов автомобильных аккумуляторов требуется производить отдельно от прочего вторичного сырья. Храниться они должны в специально отведенном месте. Более того, поддон под автомобильные аккумуляторы должен быть оборудован таким образом, чтобы предотвратить утечку электролита. Оптимальное расположение для контейнера – ремонтная область. При расположении поддона на прилегающей территории, дополнительными требованиями выступают: наличие твердого покрытия и присутствие навеса. Кроме того, отработанные аккумуляторы должны не подвергаться механическому воздействию.

В контейнерах подобного рода должны храниться отработанные аккумуляторы

Но в нашей стране почему-то хранят аккумуляторы и перевозят – в таком виде

Утилизация автомобильных аккумуляторов

Переработка АКБ осуществляется специализированными предприятиями, обладающими соответствующим оборудованием. Дополнительно, требуется специальный подбор или обучения рабочих кадров и соблюдения техники безопасности на производстве. Сама переработка аккумуляторов, технология процесса, включает несколько последовательных этапов:

  • нейтрализация электролита;
  • демонтаж пластмассового корпуса;
  • извлечение свинцовых пластин;
  • дробление отходов;
  • плавление металлического вторичного сырья в шахтных печах.

Первый этап подразумевает частичный слив электролита, с последующим разрезанием пластикового корпуса АКБ и удалением остатков водного раствора серной кислоты. Далее происходит разделение металлических и прочих элементов аккумулятора, их дробление.

Видео – разбор АКБ

Автоматизация процедуры утилизации

Упрощенная переработка аккумуляторных батарей автомобиля происходит несколько иначе. Первоначально сливается электролит: далее кислота нейтрализуется внутри герметичных камер, под высокотемпературным воздействием. Оставшийся АКБ поступает на конвейер, где дробится на мелкие составляющие. Для этой процедуры используются мощные дробильные станки. После их прохождения, разрешенный аккумулятор представляет свинцово-кислотную пасту, а также смесь металлических и пластиковых мелких частиц. Паста отделяется посредством процесса фильтрации. Для этого используются специальные решетчатые фильтры. Осевшая на них паста направляется на дальнейшую переработку в виде металлической смеси.

Для разделения измельченных частиц свинца и пластика, состав подается в заполняемые водой емкости. Дальнейшая сепарация происходит тривиально: металлические частицы оседают на дно, пластиковые элементы собираются с поверхности жидкости. Подобная методика эффективна тем, что утилизация свинцовых аккумуляторов производится максимально эффективно. Даже корпус источника питания перерабатывается в пластиковые гранулы, принося положительный экономический эффект. Переработка пластмассы нередко осуществляется сторонними предприятиями, но при наличии соответствующего оборудования может производится непосредственно организацией, занимающейся утилизацией АКБ.

Заключительный этап – выделение металла из следующего состава:

  • свинцово-кислотной массы, снятой с решетчатых фильтров;
  • металлических раздробленных частиц.

Данная смесь все еще содержит некое количество кислоты, поэтому процесс дальнейшей ее переработки требует проведения нейтрализации. Процедура производится добавлением к составу специальных химических реагентов, нейтрализующих кислоту – см. статью Утилизация химически-отравляющих веществ. Результатом процесса становится металл (частицы свинца), осадок и вода. Последние два компонента удаляются, а свинцовые частицы направляются на завершающую очистку.

Эта процедура начинается с просушки металлической массы в печи. Дальнейшее повышение температуры позволяет отделить свинец от прочих металлических включений. Достигается это, благодаря его низкой температуре плавления. Из расплава свинца, просто удаляют частицы прочих металлов. Остаток заливают в специальные формы. Результатом переработки становятся слитки свинца достаточно высокой чистоты и пластиковые гранулы. Преимущество данного подхода – автоматизация процесса, снижающая расходы на проведение утилизации аккумуляторов.

Видео – Автоматическая линия по разделке аккумуляторных батарей

Переработка батареек на основе лития

Утилизация литий ионных аккумуляторов обладает рядом отличительных нюансов. Опасность подобной разновидности отработанных источников питания состоит в их потенциальной взрывоопасности. Литий-ионные батарейки, получающие механические повреждения при хранении, при попадании влаги могут разогреваться до температуры 450 0 С, вследствие короткого замыкания. Этот процесс может вызвать взрыв или стать источником пожара. Последние модели подобных аккумуляторов обладают предохранительным клапаном, выпускающим пары в случае критической ситуации, что не исключает необходимости правильной утилизации подобных источников питания.

Большой литий-ионный аккумулятор

Крупные аккумуляторы на основе лития – потенциальные источники утечки тионил хлорида или диоксида серы, что может вызвать выброс в атмосферу паров соляной кислоты. Поэтому переработка Li-ионных аккумуляторов необходима не только из экономических соображений.

Сейчас в России имеется ряд узкоспециализированных предприятий, занимающихся непосредственно утилизацией данных источников питания. Сама процедура переработки происходит в несколько этапов:

  • демонтаж корпуса в отдельном сухом помещении;
  • извлечение содержимого аккумулятора;
  • устранение электролита – необходимо вымыть соли лития;
  • разделение пластин – требуется отделить анодные сегменты от катодных;
  • очистка пластин от продуктов адгезии;
  • переплавка полученных металлов – меди и алюминия;
  • измельчение и переработка корпуса.
Читайте также:  Зарядное устройство для аккумулятора ручной регулировки

Видео – измельчение литиевых аккумуляторов:

На видео видно, как некоторые батареи взрываются и воспламеняются – в этом основная опасность таких аккумуляторов.

Последняя процедура также как и в случае со свинцово-кислотными аккумуляторами, позволяет переработать даже пластик. Полученные гранулы могут быть использованы при изготовлении пластмассовой продукции и даже для нанесения автодорожного покрытия.

Утилизация батареек и аккумуляторов для электронных устройств

В это класс попадают источники питания различного типа: пальчиковые, круглые или используемые в телефонах, лэптопах и планшетах. Особенность переработки подобных батареек в том, что для экономической выгоды требуется большая масса отработанных аккумуляторов. Поэтому часть таких источников питания батареек все еще просто утилизируется, без последующего выделения металла.

С другой стороны, вопрос как утилизировать аккумулятор телефона имеет альтернативное решение, основанное на внедрении новых технологий переработки портативных источников питания. Извлечь выгоду на уровне пользователя электронного устройства в этом отношении сложно. Однако решается другая задача – куда сдать аккумулятор от телефона.

Появление новых методик переработки батареек, способствует увеличению пунктов для сдачи отработанных аккумуляторов. Новая концепция позволяет снизить технологические затраты и заменить энергоемкие металлургические методы следующей процедурой.

Инновационная методика

Базу для этого технологического процесса переработки портативных аккумуляторов составляет электрогидравлическое дробление ударными волнами. Это позволяет измельчить продукт не до твердых частиц, а превратить его содержимое в жидкое состояние. Полученная смесь позволяет легко разделить композиционные материалы на границах их раздела. Технология находится на стадии внедрения, однако важна она не только с практической точки зрения.

Важность развития передовых технологий переработки

Развития новых методик – показатель уровня внимания, уделяемого процессу утилизации источников питания. Сегодня просто обезопасить окружающую среду от наплыва батареек различной формы и содержания – малоэффективно. Намного выгоднее, использовать отработанные аккумуляторы как источник сырья. Это не только способно удешевить продукцию, но и сказывается на бытовом уровне. Владельцу электронного устройства, игрушки или другого аппарата, требующего портативных батареек, не приходится задумываться над способом их утилизации. Благодаря внедрению эффективных решений по переработке аккумуляторов, число пунктов их сдачи \непрерывно растет.

Таким образом, тонны ранее непригодного опасного мусора превращаются в реальную финансовую выгоду, как в масштабах общества, так и на индивидуальном уровне. Исключение составляют, пожалуй, только батарейки таблетки. Технология переработки для них развита еще в недостаточной мере.

Переработка отсортированных частей аккумуляторов

При переработке затрачивается большое количество энергии – для извлечения материалов нужно до 9 раз больше энергии, чем для производства материалов другим способом. Поэтому предприятия создают комфортные условия для переработки. К примеру, в Европе компании заранее учитывают затраты и предлагают покупателям получить скидку на новый аккумулятор при сдаче старого.

При переработке никель-металлогидридных батарей получается большое количество никеля, процесс окупается, а переработка становится выгодной. В случае переработки никель-кадмиевых, литий-ионных батарей компаниями устанавливаются дополнительные правила и сборы – они содержат мало извлекаемого металла.

Совсем недавно в нашей стране начало функционировать предприятие по переработке аккумуляторов, до этого существовали компании, которые только собирали и хранили. Завод находится в Челябинске, недавно на нем была запущена первая партия переработки.

Куда можно сдать?

Приемом старых аккумуляторов в мелких масштабах занимаются сети магазинов электроники и техники, экологические компании и даже сыроедческие кафе и магазины. Туда вы можете принести отработанные батарейки и аккумуляторы, а в некоторых случаях даже получить скидку на покупку нового. Список всех адресов и компаний, принимающих батареи в Вашем городе, можно с легкостью найти в интернете.

Источник

Для чего проводится утилизация аккумуляторов и как это происходит?

За последние несколько десятилетий человечество наконец-таки осознало, что к природе нужно относиться аккуратно и бережно хотя бы из тех соображений, что переселение на другие планеты в ближайшие сто лет нам точно не грозит. Утилизация аккумуляторов — одна из необходимых для сохранения окружающей среды процедур.

Зачем это нужно?

В зависимости от того, к какому виду относится АКБ, отличается и его опасность для окружающей среды. Свободное вытекание электролита, обычно являющегося каким-либо едким химическим соединением, опасно не только для растений и животных, но и для человека.

Пластик и другие материалы, из которых чаще всего делается корпус гальванических элементов любого типа, очень плохо разлагается в природе. От 20 до 40 лет может понадобиться, чтобы одна отдельно взятая батарейка стала, наконец, частью окружающего мира. Но, если говорить о времени разложения вытекших из корпуса химических соединений, цифры получатся более устрашающими. Согласно некоторым источникам, может понадобиться до 2 000 лет. Логично предположить, что на отравленной почве ничего расти не будет, а попадание токсичных веществ в источники воды обернется экологической катастрофой местного масштаба.

Еще одна причина, так сказать, меркантильная, заключается в том, что запасы полезных ископаемых на нашей планете все-таки не безграничны. Разумно предположить, что, если не заботиться об утилизиации бывших в употреблении металлов, можно создать некоторые сложности следующим поколениям.

Литиевые

Меньше всего проблем стоит ждать от литиевых аккумуляторов. В них редко используются особо токсичные соединения, к тому же эти батареи обычно невелики, так как используются для портативных устройств. Тем не менее, не стоит забывать о том, что любое б/у устройство, сделанное человеком, будет очень долго разлагаться в природных условиях. Поэтому даже сравнительно безвредные литиевые батарейки нужно сдавать в специализированные центры по переработке химических источников тока.

Основная опасность, которая может исходить от неправильно утилизированных аккумуляторов такого типа — угроза взрыва или пожара. Эти устройства быстро нагреваются до высоких температур и, перегревшись, способны взорваться. В последние модели таких источников питания стали добавлять предохранительный клапан, выпускающий газы, если они достигают опасной концентрации. Самой реальной эта возможность выглядит для батареек и аккумуляторов с поврежденным корпусом.

Все вышесказанное о сравнительной безвредности составных частей литий-ионных аккумуляторов справедливо только для моделей, используемых для портативных устройств. Неправильная утилизация крупных АКБ такого типа грозит поступлением в воздушное пространство соляной кислоты.

Это едкое соединение может:

  • вызвать сильные ожоги;
  • вступить в реакцию с содержащейся в атмосфере влагой и создать пар, негативно влияющий на слизистые оболочки человека;
  • прореагировав с одним из сильных окислителей превратиться в хлор — газ, использовавшийся в качестве химического оружия.

Утилизация литиевых АКБ состоит из нескольких последовательных процедур:

  1. Разборка корпуса, которая обязательно производится в помещении с невысокой влажностью.
  2. Разбор батареи и слив электролита.
  3. Разделение электродов и их очистка.
  4. Переплавка полученных металлов, переработка корпуса.
Читайте также:  Mobis 75d23l аккумулятор отзывы

Утилизация батареек должна проводиться специализированными центрами, имеющими лицензию на работу с подобными устройствами. Их ни в коем случае нельзя разбирать самостоятельно!

Свинцово-кислотные

Утилизация аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа, использующихся в автомобилях и мотоциклах, — серьезная проблема, с которой столкнулось человечество. Эти АКБ токсичны, их одинаково опасно и держать в жилых помещениях, и утилизировать с бытовыми отходами.

В этом случае речь идет о более серьезной проблеме, чем замусоривание:

  • Свинец — чрезвычайно токсичный металл, наиболее опасны его летучие и растворимые в воде соединения. Попадая в организм человека, он переходит в неорганическую форму, и отравление постепенно становится хроническим. Сильнее всего отравление этим веществом влияет на кровеносную систему и головной мозг.
  • Серная кислота — полезное соединение, даже зарегистрированное в качестве разрешенной пищевой добавки (Е 513). Но вся проблема в ее количестве. Для свинцово-кислотных аккумуляторов ее используют явно больше, чем для Е 513. Уже из названия понятно, что это едкое соединений, автолюбители, самостоятельно хотя бы один раз заправлявшие АКБ автомобиля, знают, что, допустив небрежность в обращении с электролитом, можно испортить одежду или получить болезненные ожоги. Испарения серной кислоты могут вызвать заболевания дыхательных путей.

Сейчас утилизацией автомобильных аккумуляторов занимаются специальные учреждения, где за сдачу отработавших свое устройств предусмотрено небольшое материальное вознаграждение.

Переработка их происходит в несколько этапов:

  1. Нейтрализация электролита. Этот процесс должен проводиться специалистом, одетым в защитный костюм и имеющим определенные навыки. Если перед сдачей требуют слить раствор серной кислоты самостоятельно — есть смысл поискать другое предприятие.
  2. Потом остатки кислоты нейтрализуют, а корпус отработанных аккумуляторов дробят.
  3. Полученную массу разделяют при помощи емкостей с водой, где кусочки пластика остаются на поверхности, а металлические элементы опускаются на дно.
  4. В оставшемся металле снова нейтрализуют остатки серной кислоты, и он отправляется на переплавку. Пластик корпуса тоже получает вторую жизнь, но чаще это происходит на сторонних предприятиях.

Не в каждом регионе России есть доступные и легальные центры, занимающиеся утилизацией использованных гальванических элементов. Альтернативный вариант — продать свинцово-кислотный АКБ СТО. Эти организации часто занимаются скупкой неиспользуемых источников питания.

Утилизация аккумуляторов ИБП (источников бесперебойного питания) проходит так, как и обычных автомобильных. Разница в том, что на клеммах блока питания может оставаться приличный заряд, поэтому вводятся дополнительные требования к электробезопасности. В остальном устройство батареи блока питания аналогично конструкции свинцовых аккумуляторов в автомобиле.

Никель-кадмиевые

Никелевые батареи бывают нескольких типов. Использование тех, в состав которых входит кадмий, сейчас стараются максимально уменьшить, так как этот металл — один из самых токсичных из широко используемых в производстве. Это вещество провоцирует развитие раковых опухолей, а вдыхая его оксид в достаточно большой концентрации, можно лишиться жизни за 30-60 секунд. Кадмий способен накапливаться в организме.

Отказаться совсем от производства батареек с таким опасным металлом сейчас не представляется возможным. Они незаменимы в тех случаях, когда необходим источник питания, выдерживающий много циклов заряда, способный быстро отдавать ток большой мощности и быстро заряжаться. Без использования никель-кадмиевых аккумуляторов не смогут обойтись судо- и авиастроение, моделизм, военная техника, производство трамваев и троллейбусов

Утилизация щелочных аккумуляторов — одна из самых сложных проблем по переработке вышедшего из строя оборудования, с которой столкнулось человечество. На данный момент не существует удовлетворительной технологии, которая бы позволила безопасно и надежно избавляться от б/у никелевых аккумуляторов. Даже Япония, страна, являющаяся одной из самых развитых в технологическом плане, АКБ такого типа предпочитают собирать в специальных хранилищах, где они ждут создания более подходящего способа, как утилизировать никелевые аккумуляторы, чем существуют сейчас. В некоторых странах открыты заводы, которые перерабатывают такие АКБ на сырье для новых батарей.

Как бы банально это ни звучало, Земля — наш общий дом. И в те моменты, когда мы утилизируем отходы, мы заботимся не только о чистоте дома, но и о здоровье обитающих там людей, зверей, птиц и насекомых. Будьте бдительны, последствия неправильной утилизации оборудования, содержащего токсичные вещества, могут оказаться губительны для всего живого.

Источник

Почему важна утилизация автомобильного аккумулятора и как она проводится?

Прогресс не стоит на месте, развиваются технологии, совершенствуются производственные линии и выпускается всё больше различной продукции. И неизбежно с наращиваем производства товаров возрастает и проблема накапливания различных отходов. Сегодня в России остро стоит проблема утилизация продуктов жизнедеятельности человека. Кроме обычных бытовых отходов есть ещё ряд продуктов, которые содержат вредные вещества. И когда такие вещи отрабатывают свой срок службы, их нельзя просто выкинуть на свалку. Среди таких вещей, требующих утилизации, находятся всем нам известные автомобильные аккумуляторы.

Почему необходима утилизация АКБ?

Автомобильные аккумуляторы, которые отслужили свой ресурс, представляют опасность для здоровья человека и окружающей среды. Все это из-за материалов, используемых при производстве аккумуляторов. В основном используются два типа: кислотные и щелочные. Кислотные распространены значительно больше. В их составе присутствует серная кислота в разбавленном виде, свинец и ряд других металлов. В щелочных аккумуляторах к вредным веществам относится щёлочь, никель и некоторых другие компоненты. Даже простой пластик от корпуса аккумуляторной батареи наносит вред природе.

Владельцы автомобилей должны понимать, что все эти компоненты нельзя просто выкидывать на свалку или в кювет. Автомобильные аккумуляторы должны собираться и утилизироваться. В Северной Америке и Западной Европе проблеме сбора и утилизации автомобильных аккумуляторов уделяется пристальное внимание со стороны властей. А в Японии в магазинах вообще нельзя купить АКБ, если вы не сдали старую аккумуляторную батарею. У нас ещё часто можно встретить выброшенные на помойку автомобильные аккумуляторы. Хотя ситуация меняется и появляется всё больше пунктов приёма отработавших АКБ. Постепенно появляется всё больше линий по утилизации аккумуляторных батарей. Так, что не думайте, будто вопросы сохранения экологии кто-то решит за вас. Волшебник не прилетит и не очистит планету от мусора, которые мы выбрасываем. Помните, что каждый выброшенный на улицу автомобильный аккумулятор – это гвоздь, забитый в крышку гроба экологии вашего города. Тем более что теперь каждый, кто сдаёт отработанный автомобильный аккумулятор, получает деньги.

Приём аккумуляторов у населения

Сегодня ситуация со сбором отработавших автомобильных аккумуляторов улучшается. Появляется всё больше пунктов приёма старых АКБ. Уже для всех производителей аккумуляторных батарей и сторонних компаний стало очевидно, что отработавшие аккумуляторы – это источники легкодоступного свинца, который можно превратить в новые продукты. Причём это выгодно и производители готовы платить деньги за старые АКБ. Крупные предприятия по производству аккумуляторов уже закупили и наладили отдельные линии по утилизации батарей. Но им интересно принимать сразу крупные партии. А значит, население не может быть для них поставщиком.

Читайте также:  Вредны ли аккумуляторы высоко тока

Поэтому появилось много пунктов приёма автомобильных аккумуляторов. Особенно в крупных городах. Большинство из них создаются на базе пунктов приёма цветных металлов. Такие пункты играют роль посредников между населением и предприятиями по утилизации. В пунктах приёма автомобильных аккумуляторов происходит накопление до нужного количества, а затем выполняется отправка партии на завод-партнёр. Некоторые подобные организации имеют свой автомобильный транспорт и, если у вас есть большое количество АКБ, могут выехать на место и забрать их для последующей утилизации. Во всех таких пунктах принимают свинцово-кислотные аккумуляторы. А вот со щелочными не все так просто. Партии таких АКБ формируются довольно долго и приёмщикам не интересно ими заниматься. Поэтому их могут принять не везде. К тому же, завод-партнёр, с которым работает пункт приёма, может не иметь линии по переработке щелочных аккумуляторов. Если у вас стандартный свинцово-кислотный аккумулятор, то его можно сдать по цене примерно 20─40 рублей за килограмм. То есть, с одной АКБ выйдет 350-500 рублей. Довольно неплохо, на одну заправку хватит.

Сейчас в гаражных кооперативах часто можно встретить людей, которые собирают там аккумуляторы, а потом сдают их в пункты приёма. Как видите, способствовать утилизации автомобильных аккумуляторов не только полезно для окружающей среды, но ещё и выгодно. Сегодня доля вторичного сырья при производстве аккумуляторов достигает 70 процентов. Поэтому утилизация аккумуляторных батарей не только полезна для окружающей среды, но и выгодна.

Технология переработки автомобильных аккумуляторов

Утилизация старых аккумуляторов осуществляется на специальных линиях. Они могут быть установлены на заводах-производителях АКБ или на предприятиях, которые специализируются только на переработке. Такие компании после переработки батарей поставляют сырьё для аккумуляторной отрасли. Какие материалы можно получить в результате утилизации аккумуляторных батарей:

  • Свинец;
  • Стальной лом;
  • Медь;
  • Электролит;
  • Пластиковые гранулы.

Какие-то отдельные моменты переработки могут отличаться, но в целом технология утилизации аккумуляторов включает следующие этапы:

Источник



Утилизация аккумуляторных батарей

Еще несколько десятилетий назад люди спокойно могли выбрасывать отработанные батареи на обычную свалку, но сегодня к вопросам утилизации потенциально опасных отходов применяют другие правила. Утилизация аккумуляторных батарей в современном мире представляет собой процедуру переработки вышедших из строя аккумуляторов, проводимую с минимальным воздействием на окружающую среду.

Самый оптимальный и эффективный способ избавиться от старых аккумуляторов – это доверить их утилизацию специализированным компаниям. А частные лица могут сдавать свои старые батареи, получая еще и дополнительную выгоду.

Виды аккумуляторных батарей

Все батареи делят на две крупные группы – одноразовые и перезаряжаемые (многоразового использования). К первой группе относятся классические батарейки, многоразовыми являются аккумуляторы.

Аккумуляторные батареи (и обычные батарейки) также классифицируют по типу активного вещества, которое используется для химической реакции:

  • щелочные (в роли токопроводящей жидкости применяется раствор калия гидроксида);
  • углеродно-цинковые (используется хлорид цинка или аммония);
  • серебряные (в качестве электролита берется гидроксид калия);
  • ртутные (в устройстве содержатся ртутные аноды);
  • марганцево-литийные (токопроводящая жидкость представлена органическим раствором).

В сочетании токопроводящей жидкости с конструкционными особенностями используемых электродов, аккумуляторы подразделяются на несколько категорий:

  1. Свинцово-кислотные.
  2. Литий-полимерные.
  3. Литий-ионные.
  4. Никель-металлгидридные.
  5. Никель-кадмиевые.

В нашей стране большую популярность приобрели свинцово-кислотные устройства. Например, только в авто- и сельхозпроме их насчитывают более 4 млн. штук. А в перерасчете это составляет порядка 95 000 тонн свинцовых элементов и около 25 000 тонн едкой кислоты. Учитывая, что каждый год в негодность приходят сотни тысяч аккумуляторных батарей, вопрос грамотной утилизации опасных отходов стоит особенно остро.

Методы переработки и утилизации аккумуляторов

Аккумуляторная батарея содержит различные элементы со своими уникальными свойствами. Поэтому основным методом переработки становится разделение основного корпуса батареи и ее составляющих. Делается это механическим, автоматизированным методом.

После разбора батареи, ее элементы разделяются на следующие фракции:

  • металлизированные части (ферромагнетики);
  • целлюлоза и полимеры (диамагнетики);
  • остальные примеси (парамагнетики).

После разделения аккумулятора на отдельные фракции, каждую из частей повергают дальнейшей переработке по индивидуальной методике утилизации.

Пирометаллургический способ

Затрагивает металлические части батарей. Остатки металла переплавляются в специализированных печах. Главный плюс подобной методики кроется в универсальности.

  1. Утилизация аккумуляторов пирометаллургическим методом состоит из нескольких этапов:
  2. Специализированные пункты приема принимают и сортируют аккумуляторы.
  3. Батареи доставляются до компаний-утилизаторов.
  4. АКБтзагружаются в специализированную печь.
  5. При непрерывном вращении печи, при температуре в +1250⁰С происходит испарение из отходов кадмия, свинца и цинка.
  6. После окончания процедуры от АКБ остается металл, который используется в дальнейшем.

Пирометаллургический метод позволяет выделять из отработанных аккумуляторов и иные важные компоненты – марганец, хром, никель, кобальт, медь и железо.
Несмотря на эффективность методики, у нее имеется и ряд минусов. Такой способ энергозатратен и негативно воздействует на экологию, загрязняя ее газами и пылью. Причем для восстановления некоторых элементов (кадмия, никеля) требуется дополнительная обработка отходов. По этим причина пирометаллургический метод не особенно популярен.

Гидрометаллургический способ

При утилизации АКБ по данной методике, применяется процесс выщелачивания компонентов батареи. Целью становится выделение из аккумуляторов ценных для промышленности элементов.

Такая методика является сложным многоступенчатым процессом. И на данный момент именно она становится наиболее эффективным способом утилизации АКБ. С ее помощью из аккумуляторов извлекается порядка 96% компонентов, которые успешно используются в дальнейшем для изготовления новых батарей.

Какие аккумуляторы считаются самыми опасными

По оценкам экспертов, батареи и аккумуляторы сложно отнести к категории полностью безопасных. Но из всех типов АКБ самыми загрязняющими являются литийсодержащие модели. Их активно используют в крупной спецтехнике, средствах мобильной связи и в источниках бесперебойной поставки энергии.
Повышенные требования по грамотной утилизации батарей обусловлены их высокой степенью взрывоопасности и пожароопасности.

Даже при небольшом попадании внутрь аккумулятора влаги, происходит короткое замыкание, которые влечет за собой нагрев батареи до +450⁰С с последующим взрывом. Острая ситуация, которая затрагивает проблему сбережения экологии, не позволяет допускать легкомыслия при утилизации таких опасных конструкций, как АКБ.

Источник