Меню

Ламповый винил корректор на 6Н6П и EF86 своими руками

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Еще при «эскизном проектировании» — на уровне идеи, было принято решение вынести источники питания в отдельный корпус. Вообще говоря, изрядный смысл в таком «вольте» есть, особенно для подверженного всяким наводкам и фону, винил-корректору — удаление на некоторое расстояние источника мощных электромагнитных полей — трансформаторов. С другой стороны, источник питания в однотактном каскаде, находится в цепи сигнала и желательно минимизировать все соединения, словом — компромисс, как и всегда, как и везде. К преимуществам решения, можно также отнести, существенно более простую конструкцию усилителей, их компоновку. Меньший вес каждого блока — усилитель, не смотря на скромную мощность, получился очень тяжелым, с блоком питания, перемещать его в одиночку было бы затруднительно.

В блоках питания современных ламповых усилителей, часто применяют двухполупериодную схему со средней точкой обмотки трансформатора, выпрямители на кенотронах и фильтры с дросселями. Кроме ретро вида, такая схема построения оправдывается несколькими достоинствами, которые, тем не менее, экономнее и проще реализовать их на современной элементной базе. К преимуществам, можно причислить некоторые, свойственные вакуумным приборам особенности из за чего в выпрямителе не возникает помеха при переключении диодов в выпрямительном мосте. При применении классического диодного моста, от такой помехи, можно избавиться шунтированием каждого диода небольшим конденсатором емкостью около 100 нФ, на соответствующее напряжение и применением «быстрых» диодов.

Автоматическая задержка подачи анодного напряжения — по мере прогрева катода кенотрона. Дело в том, что ресурс приемно-усилительных ламп существенно увеличивается при подаче анодного напряжения, когда катод лампы уже прогрет. Обычно это занимает несколько десятков секунд. Здесь, предлагается, пожертвовав ресурсом кенотрона, продлить жизнь усилительных ламп, однако в наши дни и кенотроны имеют изрядную ценность, кроме того, задержку подачи высокого напряжения, довольно просто организовать простой схемой таймера с исполнительным элементом в виде электромагнитного реле, на современной элементной базе.

Здесь, стоит сказать, что для работы каскада на вакуумном триоде, требуется три напряжения — отрицательное напряжение смещения (иногда, при «автоматическом» смещении, получается падением напряжения на специальном резисторе), питание нити подогрева катода или самого «прямонакального» катода — напряжение «накала» и наконец — «анодное» напряжение. При применении в блоке питания стабилизации напряжения, недопустимо стабилизировать одно или только несколько напряжений. Требуется стабилизация всех, иначе, при изменении напряжения сети, режим радиолампы может выйти за допустимые пределы.

Описываемый блок питания, построен на полупроводниках, содержит в одном корпусе два независимых блока питания — для лампового усилителя мощности и лампового-же винил-корректора. Каждый из них, состоит из относительно сильноточного источника напряжения для питания накалов ламп и слаботочного, но высоковольтного для «анодного» напряжения. Все источники стабилизированы, задержка подачи анодного напряжения осуществляется вручную — переключением тумблеров. В блоке питания, есть возможность применять «ждущий» режим — подачу пониженного напряжения накала и анодного. Такой режим, позволяет не выключать полностью усилители при длительных перерывах в прослушивании, экономя ресурс радиоламп и электричество — как и любые приборы с нитью или спиралью накаливания, при подаче напряжения накала, происходит бросок тока из-за низкого сопротивления холодной спирали, он существенно снижает ресурс приборов — чаще всего, они выходят из строя именно в этот момент. Снимать же полностью анодное напряжение на относительно длительное время, оставляя разогретым только катод нельзя — в последнем наступают необратимые изменения, именуемые «отравлением катода». Алгоритм включения блока, обратный — снимаются анодные напряжения, через пять-десять секунд можно выключать напряжения накала.

Итак. Что понадобилось для работы.

Инструменты, оборудование.

Прежде всего, обычный набор инструмента для радиомонтажа, не повредят несколько более мощные, чем обычно кусачки. Паяльник, а лучше два — небольшой, для мелочей — 25. 40Вт и покрупнее — 60. 100Вт с принадлежностями. Мультиметр. Для работы с фанерными элементами корпуса, применялась небольшая циркулярная пила, плоскошлифовальная машинка. Для декоративного покрытия — кисти, посуда. Понадобилась электрическая дрель со сверлами, нечто, для сверления маленьких (0,8. 1.5мм) отверстий на печатных платах. Специальный инструмент для рисования и изготовления печатных плат — рейсфедеры, специальная линейка, игла для корректирования дорожек, посуда для травления, небольшой удобный керн. Перманентный маркер, ножницы. Строительный или специальный, для радиомонтажа, фен для работы с термотрубками. Выдавливатель герметика. Для изготовления простейшей передней панели, понадобился доступ к компьютеру с принтером. Мелкий слесарный инструмент, «пистолет» для термоклея.

Кроме радиоэлементов и установочных деталей, понадобилась фанера 15мм для корпуса, фанера тонкая, 6мм для передней панели. ЛКМ, шлифовальная шкурка, ветошь хлопчатобумажная. Фольгированный стеклотекстолит для печатных плат, проволока медная луженная и провод монтажный различного сечения для монтажа. Термотрубка. Припой безсвинцовый, флюс, спирто-бензиновая смесь, химикаты для травления. Стяжки капроновые различной длины, герметик акриловый. Площадки капроновые для крепления стяжек. Радиаторы алюминиевые игольчатые, уголки перфорированные крепежные. Термопаста, прокладки слюдяные. Крепеж разный. Термоклей. Скотч малярный, бумага с липким слоем для печати на принтере.

Читайте также:  Обзор и тестирование материнской платы ASRock 970A G 3 1 проще и современнее страница 5

Прежде всего, определился с общей концепцией. Высоковольтные источники — повышающие трансформаторы- выпрямительные мосты на быстродействующих диодах с шунтированием каждого керамическим конденсатором — стабилизаторы на высоковольтных полевых транзисторах. Высоковольтные электролитические емкости обычные, ширпотреб.

Выпрямитель-стабилизатор анодного напряжения, использовались в обоих усилителях, только настроенные на разные напряжения. Здесь, количеством и рабочим напряжением стабилитронов, устанавливают выходное напряжение стабилизатора. Транзистор Т1 – практически любой высоковольтный соответствующей структуры, диоды шунтировать пленочными или керамическими емкостями на 100…150нФ, 630В

Стабилизаторы напряжения накала ламп винил-корректора — на 7806, с добавочным кремниевым диодом в цепи общего провода (дает на входе стабилизатора прирост напряжения

0,3 вольта). Выпрямитель — мост из диодов Шоттки, также шунтированных конденсаторами (не обязательно). Лампы усилителя мощности (6Э5П) по накалу, потребляют ток значительно больший, чем 6Н9, чтобы его снизить, применено последовательное соединение нитей накала двух ламп и задействованы интегральные стабилизаторы 7812 с диодами в цепи общего провода.

Подобраны радиаторы достаточной площади и подходящие трансформаторы. Для питания нитей накала ламп усилителя мощности, нашелся стандартный ТН, для анодного напряжения ТА. Габаритная мощность оказалась с изрядным запасом, что неплохо — трансформаторы не гудят, не греются. Наличие большого количества обмоток, позволило подобрать нужное напряжение на входе стабилизатора, чтобы не перегревать регулирующий транзистор. Также, оказалось возможным ввести режим ожидания — со сниженным напряжением накала и анодным, для экономии ресурса ламп.

Трансформатор питания винил корректора — комбинированный ТАН, в нем есть как высоковольтные обмотки, для анодного напряжения, так и низковольтные сильноточные для накала. Большое количество обмоток, также позволило организовать ждущий режим.

В соответствии с размерами радиаторов, разработаны печатные платы для мелких элементов выпрямителей и стабилизаторов. Элементы, требующие охлаждения — микросхемы стабилизаторов и полевые транзисторы, в корпусах ТО-220, смонтированы навыворот и прижаты металлическим фланцем через слюдяную прокладку к радиатору. На стороне платы «к радиатору» отсутствуют токопроводящие дорожки — весь монтаж выполнен на противоположной стороне платы, «печатным» способом сформованы опорные площадки для выводов мелких элементов. Таким образом, монтаж напоминает объемный, риск замыкания на радиатор охлаждения не велик.

Аналогичным образом был смонтирован стабилизатор усилителя мощности на Г-807.

Всего радиатора два, на каждом, закреплена монтажная плата с полным набором напряжений для одного устройства — возможно, решение не слишком удачное в смысле компоновки блока питания в целом, позволило однако, удобно работать при макетировании и настройке устройств, когда блоки питания не были собраны в едином корпусе.

Конструкция корпуса своеобразная — радиаторы вынесены в заднюю открытую часть блока, при этом, платы с высоковольтными элементами несколько утоплены, случайно коснуться их рукой практически невозможно, тем более учитывая расположение блока питания в нише стеллажа.

Корпус блока собран на саморезах, стенки из толстой 15мм фанеры. В передней части блока, винтами к нижней панели закреплены трансформаторы. Центр тяжести, получился смещен к передней панели, но это удобно — при любых манипуляциях с органами управления, отдельно стоящий блок не нужно придерживать.

Вокруг трансформаторов, этакими ведьмиными кругами установлены специальные площадки для крепления к ним нейлоновых стяжек. Учитывая большое количество проводов и жгутов из них, количество площадок не излишнее — практика показала, что практически все они оказались задействованы.

Соединение блока питания с усилителями выполнено толстым многожильным кабелем. Большое количество жил, позволило формовать необходимые группы в зависимости от пропускаемого тока и назначения кабеля.

В процессе монтажа, такого рода, непременно нужно применять, хотя бы технологическую маркировку, это очень облегчает жизнь.

Блок питания без крышки и передней панели. Усилители были собраны некоторое время назад и работали с открытыми макетами своих блоков питания. В том виде было очень удобно делать настройку — подбирать напряжения, контролировать работу и прочее. Сейчас же, только проверка работоспособности и устранение возможных ошибок монтажа.

Передняя панель блока была выпилена из тонкой фанеры, после лакирования, на нее наклеиваются вычерченные в Автокаде и распечатанные на принтере блоки с поясняющими надписями. Для защиты надписей, наклейки также покрыты слоем лака. В соответствующих местах, высверлены отверстия для установки тумблеров, неоновых лампочек индикации и колодки предохранителя. Параллельно колодке, также установлена неоновая лампочка, индицирующая перегорание предохранителя.

Практика длительного использования блока, показала, что блок надежен, обладает всеми заданными электрическими параметрами. К недостаткам, следует отнести некоторую сложность коммутации режимов — тумблерами. Если предполагается делать аналогичное устройство, для использования «в чужих руках», лучше применить специальное устройство, реализующее нужные алгоритмы автоматически при помощи электромагнитных реле. Кроме того, столкнулся с необходимостью раздельных блоков питания — для каждого устройства свой, правда, это был «нештатный режим» — при переездах.

Читайте также:  Доработка усилителя ВЕГА У 120 СТЕРЕО

Источник

Ламповый винил-корректор на 6Н6П и EF86 своими руками

Всем привет!
Ранее я писал тут про сборку транзисторного усилителя и лампового усилителя.
Затем я заболел виниловыми пластинками и собрал виниловый проигрыватель из Веги-108.
Выкинул все лишнее, собрал новый корпус оставив только польский стол UNITRA G-602.

Корректор там стоял транзисторный, собранный по популярной схеме Никитина.
Но этот было как-то не по канону. Винил — транзистор — лампы. Звук корректора меня устраивал полностью, но душа требовала лампы, а руки жаждали работы.

Поэтому было решено собрать ламповый корректор, чтобы спать спокойно. Порывшись по форумам натолкнулся на схему Евгения Комиссарова (РадиоХобби №4 за 2002г. ). Отзывы были вполне положительные. Но было одно существенное НО! Корректор был построен на двойном триоде 6Н30П. Это достаточно редкая лампа и цена на Авито достигала 7-8 тыс. рублей. Не вариант.

Покопавшись еще в интернете наткнулся на адаптацию данной схемы под дешевые лампы. Автором являлся Александр Торрес. Тут уже на выходе была применена 6Н6П, которая на барахолке обошлась мне в 150 рублей. На входе стоят EF86 (аналог 6Ж32П).
Полную статью можно посмотреть также в журнале РадиХобби №4 за 2004 год.

Ну вот и все, со схемой определился. Пришло время для сборки.
Делать решил в точно таком же стиле, что и ламповый усилитель, чтобы они смотрелись красиво друг с другом.

Сборка началась с закупки и поиска основных элементов, чтобы понимать размеры и нарисовать в голове компоновку.

Далее, когда есть план, собирается рамка-скелет. Алюминиевый профиль из ЛеруаМурла снова выручает. На этот раз я не стал мучиться с уголками и отверстиям, и купив прутки «Кастолина» просто напросто спаял их. Быстро, качественно, но дороговато.

Источник

Усилитель-корректор для винила

В настоящее время виниловые диски продолжают пользоваться популярностью в определённых кругах сообщества «меломанов». И это происходит не только из-за ностальгии по былым временам. «Механический» формат звука действительно ощутимо отличается от цифрового на слух, но в худшую или в лучшую сторону — это уже чисто субъективные особенности слушателя и, как говорится — личное дело каждого.

В продаже имеется немалое количество проигрывателей таких пластинок, причём цены на модели известных, серьёзных производителей довольно не низкие. При этом довольно часто встречаются проигрыватели без встроенного предварительного усилителя-корректора, сигнал с которых подаётся напрямую с выводов звукоснимателя. При подключении такого аппарата к обычному усилителю со стандартной чувствительностью и линейной АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) не позволяет получить полноценного, качественного звучания. При этом довести подобный аппарат «до ума» — не такая уж сложная задача, достаточно лишь подключить к выходу звукоснимателя предусилитель-корректор, который не только повысит уровень выходного сигнала до стандартного уровня (250-500 мВ), но и скорректирует АЧХ звукового тракта соответственно стандартам звукозаписи. На рисунках ниже приведены возможные варианты схемы такого предусилителя:

Настройки такой предусилитель и стабилизатор никакой не требуют и при правильной сборке начинают работать сразу. При желании можно скорректировать АЧХ усилителя подбором элементов R3C3R4C4 в довольно широких пределах. Важный момент — плата предусилителя-корректора обязательно должна быть помещена в коробку-экран из металла, соединённую с «общим» проводом (GND) схемы, во избежание наводок и фона.

Такая схема была изготовлена не раз и опробована на проигрывателях винила различных производителей, показав хорошие результаты и повторяемость.

Буду рад, если статья окажется кому-то полезна и Вы оставите свои отзывы о работе схемы.

Источник



Винил корректор, проверенные простые схемы

riaa винил корректор

Винил корректор — обязательная составляющая любого проигрывателя виниловых дисков. От его качества напрямую зависит качество воспроизведения. Рассмотрим сегодня зарекомендовавшие себя и многократно опробованные схемы, по которым можно собрать винил корректор.

Я уже рассказывал что такое RIAA коррекция и для чего она нужна. Сегодня же рассмотрим пару схем винил корректора на ОУ. Обе схемы собирались и проверялись лично, и прекрасно работают уже более 5 лет.

  1. Винил корректор, схема из даташита на TDA2320A
  2. Чем интересна сама TDA 2320A
  3. Винил корректор с двухполярным питанием
  4. Вместо заключения

Винил корректор, схема из даташита на TDA2320A

Схема позаимствована из даташита на микросхему TDA2320A. По сути это просто сдвоенный операционный усилитель который может быть заменен на любой другой сдвоенный операционный усилитель без изменения схемы .

riaa винил корректор схема

Работа при однополярном напряжение питания обеспечивается подачей на неинвертирующие входы (3 и 5) половинного напряжения питания посредством применения делителей напряжения R1-R2-R5 и R3-R4-R6.

Читайте также:  Блок питания ARPV 24010 D1 24V 0 42A 10W ARL IP67 Металл 3 года

Емкости С1,С2 и С14,С15 на входах и выходах каждого канала нужны для отсечения постоянного напряжения. Конденсатор С13 в 0.1 мкФ, необходимый для фильтрации ВЧ помех по питанию, желательно расположить как можно ближе к ножке микросхемы, параллельно ему можно включить конденсатор емкостью 10-100мкФ

Чем интересна сама TDA 2320A

Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом . В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

riaa винил корректор TDA2320A

Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:

riaa винил корректор TDA2320A

Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.

Винил корректор с двухполярным питанием

Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:

riaa винил корректор схема

По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.

В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ . Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.

riaa винил корректор схема

График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.

В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.

Вместо заключения

Какой вариант и на каких операционных усилителях собирать винил корректор — решать вам. Я лично предпочитаю схему на ОУ с двухполярным питанием, ввиду отсутствия лишних элементов, однако схема с однополярным питанием справляется со своей задачей ни чуть не хуже, а применение качественных операционных усилителей и компонентов позволит добиться значительного прироста в качестве звука.

AliExpress RU&CIS

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂

Вы пишите:
Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом. В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

1. Здесь вы путаете понятия класс усилительного каскада и схема построения каскада — однотактная и двухтактная.
2. Конечно — если говорят о классе то имеют в виду выходной каскад. Открыл даташит. У микросхемы двухтактный выход. А он может быть класса А, АВ, В. Да, там же в даташите написано The TDA2320A is a stereo class A preamplifier. Поверим.

На верхней частоте звукового диапазона требуемый коэффициент передачи винил-корректора должен быть около 20 дБ. В то же время большинство ОУ на этой частоте
уже имеют коэффициент усиления не более 40-50 дБ и фазовый сдвиг определенный и немалый. Глубина обратной связи при этом будет не более 20-30 дБ, а этого маловато.
С другой стороны, немногие люди услышат дефекты такого усилителя, так что для
начального уровня вполне подойдет, учитывая простоту схемы.

А на входе обязательно полярный электролитический конденсатор надо использовать? Или можно и керамический конденсатор……Просто современные электролиты не внушают доверия,часто взрываются.

Здравствуйте!
Совсем не обязательно ставить электролит. Можно спокойно влепить туда и керамику)
Вообще в звуковых цепях обычно рекомендуется ставить многослойные конденсаторы с деэлектриком из лавсана, тефлона, бумаги или керамики.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник