Меню

Для чего нужно знать цифры и буквы на зарядке

Как устроен АКБ – общее описание. Типы корпусов Азия, Европа, Америка

Автомобильная аккумуляторная батарея несет в себе функцию основного и вспомогательного источника энергии. Без нее максимально затруднен старт двигателя и невозможно питание бортовой сети при выключенном ДВС. Качественная и сбалансированная АКБ обязательно сочетает высокие пусковые токи и большую емкость. Такой набор характеристик позволяет стартеру эффективно проворачивать маховик с поршнями под давлением 10-12 атмосфер и длительное время отдавать электричество со стабильным номинальным напряжением под динамичной нагрузкой.

Сейчас можно купить аккумулятор для авто с доставкой по адресу или на условиях самовывоза. Но при этом проблемы выбора никуда не уходят, если не понимать особенности маркировки, конструкции корпуса и внутреннего устройства.

Маркировка

Нюансы символьных обозначений на АКБ зависят от используемой методологии. Чаще всего это европейский стандарт ETN (European Type Number), который официально сокращен в надписях до двух букв «EN». Сама маркировка состоит из 9-значного числа, разделенного на четыре зоны, последовательно указывающие на диапазон и фактическую емкость, конструктивное исполнение и 10% тока «холодной прокрутки».

Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что производители стараются упростить для потребителей процедуру подбора оптимальной батареи и дублируют информацию на корпусе в более понятной форме. Например, австрийский авто аккумулятор Banner дополнен наклейкой, на которой четко прописаны основные характеристики – рабочее напряжение (V), емкость в амперо-часах (Ah), сила стартерного тока в амперах (A).

На корпусе возле клеммы выбиты четыре буквы, позволяющие узнать дату выпуска. Первые две указывают на порядковую неделю, последние – на год. Чтобы перевести буквенные обозначения в цифры, следует использовать специальную таблицу.

Буква Соответствующая ей цифра
А
B 1
C 2
D 3
E 4
F 5
G 6
H 7
I 8
J 9
K 10
L 11
M 12

Если на корпусе указано EBBF – это 41-я неделя (начало октября) 2015 года, СGBI – 26-я неделя (конец июня) 2018 г.

На батарее может присутствовать также отечественная (по ГОСТ Р 53165-2008), немецкая (DIN), американская (SAE) маркировка. Между ними существуют различия в трактовке величины пусковых токов. Не зная нюансов, достаточно сложно, к примеру, купить авто аккумулятор Bosch для корректной замены штатной АКБ Exide на «Форде», «Вольво» или «Хонде». (см. таблицу).

Соответствие тока холодного старта в различных стандартах, ампер
EN DIN SAE ГОСТ Р 53165-2008
230 140 250 160
330 200 350 195
360 225 400 225
420 255 450 260
480 280 500 290
520 310 550 325
540 335 600 355
600 365 650 390
640 395 700 420
680 420 750 450
760 450 800 485

Отмененный отечественный стандарт ГОСТ 959-91 соответствовал DIN. Действующий ГОСТ Р 53165-2008 ориентирован на международные нормы IEC 60095-1:2006.

Устройство и электрохимические типы

Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).

Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.

Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность.

Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).

Деление по типам

Свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор выпускают в различных модификациях, которые отличаются по физико-химическому состоянию электролита, составу и толщине пластин. Принято выделять:

  • WET («мокрый») – классический, со стандартной комплектацией пакета и жидким электролитом;
  • EBF – утолщенные электроды (1,5-2 раза);
  • AGM – со стекловолоконными матами между пластинами, в который абсорбирован электролит;
  • кальциевый (Ca/Ca) – оба типа электродов легированы кальцием;
  • гибридный (Ca+ или HIBRID) – анод содержит сурьму, а катод – кальций.

Гелевые АКБ (GEL) с загущенно-твердым электролитом практически не выпускают в стартерной модификации из-за низких пусковых токов, в основном являются тяговыми источниками энергии для машин и устройств с приводным электродвигателем. Батареи EBF и AGM, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Юкерая), адаптированы под систему «старт-стоп», устойчивы к глубокому разряду и низким температурам. Кальциевые модели чувствительны к потере заряда, но генерируют максимально высокие пусковые токи и не допускают самопроизвольной утечки емкости. Гибриды сочетают положительные стороны всех технологий, но не поддерживают режим «старт-стоп» и достаточно интенсивно саморазряжаются.

Типы корпусов – Азия, Европа, Америка

Среди автомобилистов распространенно заблуждение, что аккумулятор с жидко-абсорбированным электролитом (AGM) и его гелиевый аналог (GEL) – это однотипные АКБ с идентичными технико-эксплуатационными свойствами. Это не так! Второе ошибочное мнение – азиатские батареи отличаются от европейских и американских полярностью за счет левой «плюсовой» клеммы.

У всех серьезных производителей независимо от «географии» в модельном ряду присутствуют АКБ с обратной («0») и прямой («1») полярностью для максимально широкого охвата профильного рынка. Реальные же различия имеют только конструктивную основу и не связаны с направлением электрохимических процессов внутри батареи.

Монтажное расположение клемм

Выводные электроды на аккумуляторе европейского типа утоплены в специальных нишах крышки. Это позволяет подключить клеммы заподлицо с верхней плоскостью АКБ, не допуская искусственного прироста монтажной высоты.

Аккумуляторы с корпусом Азия имеют токоотводы в виде торчащих рожек, которые установлены сверху на ровной крышке.

АКБ американского типа отличаются фронтальным (боковым) размещением выводных электродов. Часто можно встретить комбинированные «американо-азиатские» модели с дополнительной парой токоотводов на крышке.

Диаметр подключения

Самое важное отличие, которое сильно влияет на возможности эксплуатации. В зависимости от типа корпуса выводные клеммы различаются по штатной форме и диаметру:

  • европейский – мощные конусные токоотводы высотой 18,1 мм. Плюс – 19,5 мм, минус – 17,9 мм;
  • азиатский – более тонкие клеммы, возвышающиеся над крышкой на 18,1 мм. Плюс – 12,7 мм, минус – 11,1 мм;
  • американский – резьбовые втулки под болт 12,7 мм.

Применение на одном АКБ клемм с разным сечением нивелирует риск ошибки с выбором «плюса» и «минуса» при подключении питания стартера и бортовой сети автомобиля.

Типоразмер

Корпусы Европа и Америка имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота 17,5-19 см. У азиатских этот показатель чуть больше (до 22 см) за счет верхнего расположения электродов. Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать случайного касания токоотводами металлических частей кузова.

Более 95% штатных батарей на автомобилях с ДВС – свинцово-кислотные АКБ различных модификаций, которые не обладают эффектом памяти и отличаются максимальным временем удержания заряда. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики (стойкость к вибрациям, срок службы, высокие стартовые токи), применяют специальные технологии поддержки электрохимической реакции и упрочнения конструкции пластин. Батареи AGM способны эффективно функционировать под любым углом установки. Мокрые модели Ca+Ca и HIBRID обладают сниженным саморазрядом и электролизом воды, стойкостью к коррозионным процессам и осыпанию активной массы электродов.

Аккумуляторы в корпусе Азия, Европа или Америка – взаимозаменяемы при условии, что стандартизированы по единой системе (EN, DIN, SAE). В противном случае необходимо воспользоваться переходной таблицей для корректного определения подходящих стартерных токов. Могут возникнуть также сложности из-за различий в диаметрах выводных клемм. При выборе достаточной емкости АКБ можно ориентироваться на объем двигателя:

  1. 50-55Ач – 1,0-1,5л;
  2. 60-65Ач –1,5-2,0л;
  3. 70-75Ач – 2,0-2,5л;
  4. 80-85Ач – 2,5-3,0л;
  5. 90-110Ач – от 3,0л.

Но лучше всегда брать батарею с запасом 5-15Ач для достаточного резерва питания в холодную погоду и при увеличении потребителей бортовой сети.

Чтобы купить качественную АКБ Banner, Bosch, Hankook, не нужно дожидаться сомнительных акций и распродаж залежалого товара. Всегда можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и компенсировать значительную часть стоимости новой батареи с хорошей датой выпуска и гарантией качества от производителя.

Источник

Маркировка аккумуляторов

Все автомобильные аккумуляторы на сайте интернет-магазина «Колесо» имеют единый формат наименования, содержащий в себе информацию об их основных параметрах. Например, аккумулятор с ёмкостью 70Ah, прямой полярностью, пусковым током в 600A, длиной 232 мм, шириной 173 мм и высотой 225 мм имеет наименование 70Ah L+ 600А 232х173х225.

Чтобы сделать верный выбор при покупке нового аккумулятора, стоит учитывать не только их основные параметры, но и те, что указаны в маркировке. Для того, чтобы понимать, что значит та или иная цифра или буква на этикетке автомобильного аккумулятора, в первую очередь, необходимо определить к какому стандарту он относится.

В зависимости от места изготовления аккумулятора существует 4 стандарта: российский (по ГОСТу), азиатский (JIS), американский (SАЕ) и европейский (немецкий DIN или международный ETN).

Все стандарты включают в маркировку информацию о:

маркировка автомобильных аккумуляторов

  • номинальной емкости;
  • компании-производителе;
  • номинальном напряжении;
  • токе холодной прокрутки;
  • дате производства;
  • полярности;
  • весе акб;
  • уровне электролита.

Российский стандарт

Согласно российскому ГОСТ маркировка батареи, например, выглядит так: 6СТ-55АЗ,
где:
6 — количество банок в аккумуляторной батарее;
СТ — назначение аккумулятора(стартерная батарея);
55 — номинальная емкость в Ампер-часах;
АЗ — исполнение аккумуляторной батареи (А-общая крышка, З-залитая электролитом и заряженная, П-сепаратор-конверт из полиэтилена, М — сепаратор минпласт из поливинилхлорида, Э — эбонитовый моноблок, Т — моноблок из термопластичной пластмассы).

В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.

Азиатский стандарт

Согласно азиатскому (японскому) стандарту JIS маркировка, например,выглядит как: 75B24L,
где:
75 — своеобразный коэффициент ёмкости, указывающий на показатели уровня пускового тока и ёмкости, но это не ёмкость в чистом виде;
B — исполнение аккумулятора: тип клемм, габариты и тп. Используются латинские буквы от A до H;
24 — длина аккумулятора в сантиметрах;
L — расположение выводов аккумулятора: L — отрицательная клемма слева, R — отрицательная клемма справа.

Читайте также:  Мега Обзор Батареи NOHON для Apple iPhone 6 Распаковка установка тестирование сравнение с мертвой батареей

Американский стандарт

Согласно американскому стандарту SAE аккумулятор имеет подобную маркировку: А34650,
где:
А — тип батареи (автомобильная батарея);
34 — коэффициент типоразмера и полярности (34 — 260х173х205 мм, прямая полярность)
650 — ток холодной прокрутки в амперах (650А).

Европейский стандарт

По европейским стандартам ETN маркировка аккумулятора выглядит как: 560 065 043,
где:
5 — группа ёмкости батареи 12В (5 — ёмкость от 1 до 99 Ah);
60 — ёмкость аккумулятора (60Ah);
065 — исполнение аккумулятора;
043 — ток холодной прокрутки в амперах (430А).

Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

Дата выпуска аккумуляторов различных марок

На каждом аккумуляторе указана дата и место его изготовления. Чаще всего они выдавлены на корпусе. К сожалению, сейчас не существует единого стандарта маркировки этой информации, поэтому каждый изготовитель использует свой формат. Так, например, дата выпуска аккумуляторов A-mega выглядит как 0491 62-0M7 126/14, где 14 — год (2014), а 126 — день с начала года (6 мая). Аккумуляторы Varta имеют маркировку С0С453032, в которой С — место расположения завода (Чехия), 0 — номер конвеера, C — тип заказа, 453 — дата выпуска (4 — 2014, 53 — май). На аккумуляторах Feon информация размещается в формате 2436, где 4 — 2014 год, а 43 — номер недели.

Источник

Маркирование автомобильных аккумуляторных батарей

Типы маркировки АКБ

Маркировка аккумуляторов делятся на несколько типов, и для каждой страны введено свой порядок расположения цифр. Но при любом расположении цифр на батареях указана информация, о:

Расшифровка маркировки АКБ

  • Ёмкости;
  • Напряжении;
  • Фирме-изготовителе;
  • Дата (год выпуска);
  • Полный вес;
  • Полярности;
  • Уровне электролита;
  • Токе холодной прокрутки (далее ТХП).

При расшифровке, потенциальный покупатель получит информацию о выбранном аккумуляторе с изделия, и будет возможность проверить слова консультанта, а это означает, что «нечистым на руку» продавцам не получится обмануть клиента.

Маркировка АКБ делится на 4 типа.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Российская

Отечественные производители наносят маркировку не просто по общепринятой договорённости – правительством введён ГОСТ, который строго определяет, в каком порядке и какие данные должны быть нанесены на аккумулятор.

Согласно ГОСТ на автомобильном аккумуляторе должны быть нанесены следующие обозначения в соответствующем порядке — примером послужит 6СТ60АП3 – при расшифровке, это будет значить:

  1. Обозначает, какое количество банок имеет выбранный аккумулятор (6).
  2. Определяет назначение АКБ, и позволяет подобрать подходящий. Для автомобилей должно стоять значение СТ – стартерная батарея.
  3. Третья цифра обозначает ёмкость АКБ (60);
  4. Последняя группа в обозначении (АП3), указывает на исполнение батареи.

Важно: некоторые производители пытаются скрыть часть данных на АКБ, поэтому сильные стороны наносят в виде рекламы, которая сразу кидается в глаза! Обращать на это серьёзное внимание не нужно, и при выборе необходимо найти и расшифровать полную маркировку, в которой можно увидеть реальные параметры батареи!

Маркировка даты выпуска аккумулятора

Купить аккумулятор для легкового авто в Москве

Каждый автолюбитель знает, насколько важны автомобильные аккумуляторные батареи для правильной работы собственного транспортного средства. Многие попадали в ситуацию, когда машина поутру не хочет заводиться, и причина кроется в ненадлежащем состоянии аккумулятора. На сегодняшний день все легковые аккумуляторы подразделяются на 2 вида: свинцово-кислотные (с жидким электролитом) и гелевые (с густым электролитом). И те, и другие в свою очередь классифицируются на типы, характеристики которых определяют возможности эксплуатации. Это так называемые аккумуляторные батареи для легкового автомобиля : обслуживаемые, мало обслуживаемые, необслуживаемые.

Наряду с традиционными моделями с жидким электролитом гелевые аккумуляторы становятся все более популярными среди автолюбителей. Их особенность заключается в типе самого электролита (желеобразный состав, включающий в себя серную кислоту). Такие авто аккумуляторы быстрее восстанавливаются после глубокого разряда (после полной отдачи энергии) и имеют большее количество циклов зарядки. Среди минусов можно отметить высокую стоимость и использование для зарядки специальных программируемых устройств. Данные автомобильные батареи очень чувствительны к высокой температуре (постоянная эксплуатация в жару приводит к сокращению срока использования). Поэтому в большей степени гелевые устройства применяют в холодных климатических зонах.

Обслуживаемые легковые аккумуляторы имеют технические отверстия, через которые можно произвести замену электролита. Это очень удобно с точки зрения длительного срока эксплуатации при условии бережного использования. Однако обслуживаемые модели требуют постоянного контроля со стороны владельца за уровнем и составом электролита. Необслуживаемые модели пользуются популярностью из-за своей устойчивости к ударам и вибрациям. Их корпус полностью герметичен и не поддается вскрытию. Многие автовладельцы по ошибке называют их одноразовыми, несмотря на то, что устройства имеют не менее длительный срок службы.

Европейская

В Европе используют для маркировки один из двух стандартов: DIN (немецкий) или ETN (международный). Часть маркировки в стандартах совпадает, но часть и различается (примером послужит немецкий – 55519, международный – 555065043):

  1. Значения совпадают, и первая цифра обозначают автомобильную группу и классификацию номинальной ёмкости (5 – от 1 до 99 А-ч).
  2. Две следующие цифры указывают ёмкость АКБ (55А-ч).
  3. В третьей цифре стандарты уже различаются в маркировке: в немецком стандарте используются 2 цифры (19), а в международном – 3 (065). Но означают они одно – исполнение аккумуляторной батареи.
  4. Цифры 043 (ETN) показывают значение тока холодной прокрутки – но не весь, а только 0.1.

Маркировка аккумуляторных батарей для автомобилей

Как расшифровать маркировку АКБ по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту

По объему двигателя автомобильный транспорт подразделяется на четыре группы:

  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.0 — 1.6 л,
  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.3 — 1.9 л,
  • внедорожники и минивэны с объемом двигателя 1,4 -2.3 л,
  • микроавтобусы, автофургоны, грузовики с объемом двигателя 1.6 – 3.2 л.

Для каждой из них производители предлагают купить аккумуляторные батареи, отличающиеся по технологии изготовления, качеству и тем или иным техническим параметрам.

На российском рынке в продаже представлены аккумуляторы для отечественных, европейских, азиатских, американских авто российского и зарубежного производства. Все источники питания для автотранспорта производятся по установленным государственным стандартам.

Читаем маркировку по российскому ГОСТу 959-2022

Данный стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторы, предназначенные для пуска автомобильных, тракторных, автобусных и т.д. двигателей и питания бортового электрооборудования.

Чтобы покупка АКБ для автомобиля не вводила покупателя в ступор, ему нужно научиться читать условное обозначение типов батарей и их исполнений, то есть, — расшифровывать маркировку источника питания. Маркировка автомобильного аккумулятора российского производства, независимо от его цены, бренда и технических параметров, представлена четырьмя группами цифр и литер, например, 6СТ – 55АПЗ:

  1. Число 6 обозначает количество последовательно соединенных в батарее аккумуляторов (6 либо 3). Оно характеризует номинальное напряжение АКБ (12 или 6 V).
  2. Буквы «СТ» указывают на функциональное назначение аккумулятора – стартерный.
  3. Число 55 – это номинальная емкость батареи, измеренная в А/ч.
  4. Последние три буквы «АПЗ» указывают на исполнение изделия: литера «А» говорит о том, что корпус имеет общую крышку; литера «П» обозначает полиэтиленовый сепаратор-конверт; литера «З» говорит, что батарея залита и заряжена. В маркировке других моделей могут быть другие литеры: наличие буквы «М» скажет о том, что сепаратор – либо типа мипласт, либо выполнен из пвх. Буква «Э» указывает на эбонитовый моноблок корпуса. «Т» — обозначает термопластичный пластик моноблока.

Маркировка по Евростандарту EN 60095-1

Если вы ищете аккумулятор европейской марки для своего европейского авто, то в Москве их выбор – огромен. Однако и в этом случае умение читать маркировку весьма полезно. Она отличается от российской, так как состоит исключительно из чисел. Всего их – четыре группы. В качестве примера можно взять такую маркировку, как 5 55 065 420:

  1. Цифра «5» обозначает диапазон значений (1 — 99 А/ч) 12-вольтового аккумулятора. Если бы была цифра «6», то она указывала бы на другой диапазон (100 – 199 А./ч), а 7 (200 – 299 А./ч).
  2. Число «55» обозначает емкость аккумуляторной батареи в А/ч. Помимо этой емкости бывают еще 60, 66,77.
  3. «065» — обозначение конструктивны особенностей батареи.
  4. «420» — ток холодной прокрутки в амперах.

Японские и корейские АКБ по японскому стандарту JIS D 5301

Имеющиеся в продаже аккумуляторы для автомобилей производства этих стран маркируются цифрами и буквами. Например – SMF 85 D 26 L, где:

  1. SMF означает, что батарея необслуживаемая.
  2. «85» — коэффициент мощности.
  3. D – код размеров корпуса батареи.
  4. L – обратная полярность (прямая обозначается буквой R).

Маркировка по стандарту США SAE J537

Если в интернет-магазине недорогих аккумуляторов для автомобилей вас заинтересовала модель А 34 770. то знайте:

  1. «А» означает, что батарея автомобильная.
  2. «34» — это номер типоразмерной группы данной модели, которому соответствуют габариты 260×173×205 мм и прямая полярность (обратная обозначается добавлением литеры R после числа — «34R»).
  3. 770 – ток холодной прокрутки в амперах.

Эта информация поможет вам лучше ориентироваться в ассортименте автоаккумуляторов любых производителей.

Азиатская

Производители Азии применяют стандарты маркировки JIS, и при расшифровке обозначают (пример 75B24L):

  • Первые две цифры (75) обозначают коэффициент ёмкости, указывающий на уровень пусковых токов и ёмкость.

Важно: 75 – не показатель номинальной ёмкости!

  • Буква обозначает исполнение аккумулятора (B). Могут использоваться буквы, начиная от латинской буквы A, и заканчивая H.
  • Две цифры (24) обозначают размер аккумулятора (длину в см).
  • Последняя буква обозначает Left – лево, возможна в обозначении буква R (right) – право. Указывает на место расположения отрицательной клеммы.

Маркировка литий-ионных батарей

Среди автомобильных аккумуляторов, не стоит забывать о существовании аккумуляторов 18650 – аккумуляторы, предназначенные для разнообразных устройств, и имеющие большую ёмкость. Больше, чем пальчиковые и мизинчиковые – применение нашли в виде аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, фонарей и других устройств.

Читайте также:  Аккумулятор булькает при зарядке это нормально или нет

Маркировка литий-ионных батарей

Маркировка аккумуляторов 18650 имеет свои обозначения, и при расшифровке может многое сказать об аккумуляторе (пример ICR18650-26F M):

  1. Первая буква говорит технологии производства (I – литий-ионный аккумулятор).
  2. Вторая буква сообщает о материале катода (C – кобальт).
  3. R рассказывает о том, что это АКБ.
  4. Следующие пять цифр указывают форм-фактор (аккумулятор 18650).
  5. Две последние цифры обозначают номинальную ёмкость (26 – ёмкость 2600 А-ч).
  6. Далее стоят ещё несколько букв или цифр, но это зависит от производителя, и окончание маркировки – визитная карточка производителя (F M).

Для чего нужно знать цифры и буквы на зарядке

  1. В первую очередь, это помогает судить о целом ряде параметров: емкость, сила холодного тока, количество батарей и многое другое;
  2. Дата изготовления товара играет важную роль, потому что аккумулятор имеет срок годности;
  3. Батарея для автомобиля – это сложно устройство, поэтому по надписям можно узнать практически все характеристики.

Маркировка на аккумуляторе – это не простой набор различных знаков. Даже человек, который мало разбирается в таком оборудовании, сможет понять его работу. Обратите внимание на представленное фото. Если немного изучить надписи, многое станет понятнее.

Дата изготовления

На каждом аккумуляторе должна быть указана маркировка года выпуска аккумулятора и дата. Единого ГОСТ или стандарта нет, поэтому производители выставляют маркировку даты выпуска аккумулятора так, как считают удобным для покупателя.

Основные части аккумулятора

Примером может послужить расшифровка маркировки даты на батареях Bosch и Varta (примером можно взять маркировку С0С453032):

  1. Буква означает завод и страну, в которой был произведен аккумулятор (C – Чехия).
  2. 0 – номер конвейера, на котором осуществлялась сборка.
  3. Буква, обозначающая тип заказа: индивидуальный, опт, для автомобильного концерна.
  4. 4 – означает, что АКБ выпущена в 2014 году.
  5. 53 обозначают месяц выпуска. В конкретном примере 53 – месяц Май.

Итог можно подвести следующий: если ознакомиться с маркировкой и достаточно хорошо изучить – выбор аккумуляторной батареи любого типа перестанет быть проблемой, и никто не сможет обмануть вас «полезными советами», которые будут выгодны только продавцам.

Информация на батареи

Существуют такие показатели батареи, которые, как правило, указываются всеми производителями. Если хотя бы чего-то из этого списка нет, это значительно уменьшает представление о свойствах аккумулятора, а потому такие варианты лучше не брать.

Вот что выносится на корпус батареи:

  1. Предупреждающие знаки.
  2. Количество банок.
  3. Маркировка значения номинального напряжения.
  4. Знаки полярности клемм.
  5. Наименование завода и его фирменный знак.
  6. Тип батареи по международному стандарту или стандартам.
  7. Маркировка значения емкости.
  8. Дата производства.

Все это дает четкое представление о возможностях аккумуляторной батареи и ее качестве. Разумеется, то, какая именно фирма произвела аккумулятор, играет не последнюю роль. Но важно знать, как расшифровать АКБ и надписи на ней.

Источник

Расшифровать маркировку: миссия выполнима

27.10.2016 10825 Просмотров 1 Статьи,

Все международные стандарты качества, касающиеся автомобильных аккумуляторов, предусматривают, что на батарее в обязательном порядке должна быть представлена маркировка. По названию ясно, что это некое «клеймо», отличающее батарею с одними характеристиками от всех прочих. На корпус или крышку маркировка наносится либо с помощью краски по специальному трафарету, либо на самоклеющейся этикетке. В обоих случаях маркировка должна быть устойчивой к воздействию влаги, электролита, сохраняться в течение всего срока эксплуатации АКБ.

Где её искать и какой маркировка быть должна, мы выяснили, но как прочитать эту, на первый взгляд, «тарабарщину» из букв и цифр? Для этого не нужно знать 12 языков, которые потребовались Шампольону, чтобы перевести древнеегипетские иероглифы. Нам достаточно руководствоваться всего несколькими общими правилами, чтобы узнать о батарее практически все за несколько секунд.

Российская маркировка

Аккумуляторы российского производства маркируются согласно требованиям ГОСТ 959-2002. Маркировка этого типа выглядит похожим образом:

«6СТ – 90АЗ»
(1)(2) – (3)(4)

где:
(1) – указывает число последовательно соединенных аккумуляторов (3 или 6),и, соответственно, позволяет узнать, какой у батареи вольтаж (6 или 12В),
(2) – буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ – стартерная),
(3) – число, показывающее емкость батареи в ампер-часах (А-ч),
(4) – цифры или буквы, которые, при необходимости, содержат дополнительную информацию об исполнении батареи. Возможные варианты:
«А» – крышка батареи общая для всех аккумуляторов, входящих в нее,
«З» – батарея полностью залита и заряжена (если этой буквы нет в маркировке, значит АКБ продается в сухозаряженном виде),
«Э» – корпус моноблок из эбонита,
«Т» – моноблок из термопластичной пластмассы,
«М» – сепаратор-мипласт из поливинилхлорида,
«П» – сепаратор-конверт из полиэтилена,
«необслуживаемая» – для необслуживаемых батарей, попадающих под это определение по требованиям ГОСТ.

Зачастую, изготовитель обозначает на этикетке состав сплава, из которого делаются положительные и отрицательные пластины, однако служит это, почти всегда, целям рекламы.

Маркировка аккумулятора ГОСТ 959

Маркировка аккумулятора ГОСТ 959

Таким образом, клеймо «6СТ – 90АЗ» означает: батарея стартерная, состоит из шести аккумуляторов, ее напряжение равно 12В, а номинальная емкость 90А-ч при 20-часовом режиме разряда. Кроме того, из маркировки становится ясным, что данная батарея залита и заряжена, изготовлена в моноблоке с общей крышкой.

Маркировка заграничных АКБ

Большинство европейских производителей маркируют батареи по пятизначному немецкому стандарту DIN (например, 560 19) или девятизначному международному ETN (например, 563 401 061).

Маркировка аккумулятора ETN

Маркировка аккумулятора ETN

Первые три цифры в структуре кодов как DIN, так и ETN означают одно и то же: номинальную емкость и напряжение батареи. У 6-вольтовых батарей данное число берется без изменений (от 001 до 499), у намного более распространенных 12-вольтовых АКБ из имеющегося в маркировке числа (от 501 до 799) необходимо вычесть 500, чтобы узнать ампераж батареи. Так, если на батарее выбит уже приведенный нами для примера код «560 19», то емкость данной АКБ равна 560 – 500=60 А*ч. Последние две цифры при маркировке DIN и вторая тройка цифр кода ETN характеризуют размеры и тип полюсных выводов, тип газоотвода, конструкцию крепежных элементов, тип крышки, наличие ручек и вибропрочность данного варианта конструктивного исполнения АКБ.

Как не купить «просрочку»? Учимся определять дату выпуска аккумулятора по маркировке

Три последние цифры маркировки ETN – 1/10 от тока холодной прокрутки батареи. Используя уже приведенный пример кода ETN (563 401 061), получим, что данная батарея демонстрирует ток холодной прокрутки равный 0,61*10=610 А.

У производителей АКБ из Японии есть свой стандарт качества – JIS. Он содержит в себе четыре показателя и выглядит подобным образом: 95D26L. Число «95» здесь – своеобразный коэффициент, указывающий на показатели емкости АКБ и пусковой ток, воспринимать его как чистый показатель емкости нельзя. Буква «D» – указывает на размер батареи и конструкцию изготовления клемм, маркируется эта информация при помощи латинских букв от A до H. Третий показатель («26») дает покупателю данные по длине аккумулятора. Последний же показатель обозначает полярность. Буква «R» ставится в коде JIS в случае, если отрицательная клемма расположена справа, «L» – если слева.

Маркировка аккумулятора JIS

Маркировка аккумулятора JIS

Чтобы Вы могли лучше разобраться в «хитрой» японской маркировке АКБ, приведем таблицу основных показателей АКБ из Страны Восходящего Солнца:

Таблица основных характеристик японских аккумуляторов

Таблица основных характеристик японских аккумуляторов

Наконец, американские производители АКБ пользуются при маркировке стандартом SAE(например, А24410) . Данное обозначение состоит из номера типоразмерной группы (24) и ампеража батареи при -18С(410).

Пусковой ток: как не заблудиться в трех соснах?

Одна из главных загвоздок при чтении маркировки батареи – пусковой ток. Разные стандарты регламентируют разные подходы к его измерению. Значения пускового тока при стандартах маркировки ENT и SAE получается существенно выше, чем по DIN. Связано это с тем, что стандарт DIN рассматривает способность батареи к длительным разрядам меньшими токами, а SAE – к разряду большими токами, но за меньший отрезок времени, в течение которого аккумулятор способен давать ток 25 А (фактически подменять собой генератор).

Разностью в подходах к измерению пускового тока часто пользуются недобросовестные рекламщики, пишущие об огромном превосходстве своей продукции, маркированной, к примеру, по стандарту SAE над батареей немецкого производства. Чтобы Вы, уважаемый покупатель, не попали в подобную ловушку, приведем универсальную формулу для пересчета пусковых токов.

Она выглядит так:

При емкости АКБ менее 90 А*ч Величина тока по SAE=1,7*величина тока по DIN
При емкости АКБ от 90 до 200 А*ч Величина тока по SAE=1,6*величина тока по DIN

А как же дело обстоит в России? До июля 2003 года у нас действовал ГОСТ 959-91, содержавший те же требования по определению стартерного разряда АКБ, что и немецкий стандарт DIN. Начиная с указанного времени в силу вступил ГОСТ 959-2002, показатели которого ориентированы на европейский стандарт EN-60095. Вот так емкость всех российских АКБ выросла за считанные дни в 1,7 раза безо всякого вмешательства отечественных производителей аккумуляторов!

Учимся определять полярность автомобильного аккумулятора

Кроме уже указанных данных, маркировка батареи должна включать общие данные о ней, в частности:

  1. товарный знак завода-изготовителя,
  2. номинальная емкость в А*ч,
  3. пусковой ток холодной прокрутки при -18С,
  4. номинальное напряжение,
  5. дата изготовления (две первые цифры – месяц изготовления, две последние – год),
  6. масса батареи в состоянии поставки с завода,
  7. знаки полярности,
  8. предупреждающие знаки («опасно-едкое вещество», «не кантовать», «не курить»),
  9. уровень залитого электролита (min, max, либо другие обозначения предельных уровней.

Общие данные аккумулятора

Общие данные аккумулятора

Как видим, разобраться в премудростях аккумуляторной маркировки не так просто, но знание ее позволит Вам подобрать оптимальный АКБ для своего авто и избежать подделок!

Источник



Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей

Типы маркировки АКБ

Маркировка аккумуляторов делятся на несколько типов, и для каждой страны введено свой порядок расположения цифр. Но при любом расположении цифр на батареях указана информация, о:

Читайте также:  Промышленные свинцово кислотные стационарные аккумуляторы

Расшифровка маркировки АКБ

  • Ёмкости;
  • Напряжении;
  • Фирме-изготовителе;
  • Дата (год выпуска);
  • Полный вес;
  • Полярности;
  • Уровне электролита;
  • Токе холодной прокрутки (далее ТХП).

При расшифровке, потенциальный покупатель получит информацию о выбранном аккумуляторе с изделия, и будет возможность проверить слова консультанта, а это означает, что «нечистым на руку» продавцам не получится обмануть клиента.

Маркировка АКБ делится на 4 типа.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Маркировка АКБ для легковых автомобилей

Вся необходимая информация наносится на корпус аккумулятора в соответствии стандарту. Российский, европейский и азиатский способ обозначения параметров отличаются. Приведем расшифровку маркировка АКБ разными производителями.

Маркировка аккумуляторов в России

В России маркировка автомобильных аккумуляторов происходит по ГОСТ 959-91. Первое число показывает количество банок, соединенных последовательно. Если автомобиль должен иметь батарею с выходным напряжением 12 В, элементов 6. Буквы обозначают тип АКБ – СТ – стартовый. Следующие цифры обозначают емкость – оптимально от 55 А-ч. буквы после цифр означают дополнительные сведения:

  • «З» — батарея залита электролитом, заряжена;
  • «Э» — корпус эбонитовый;
  • «Т» — корпус выполнен из термопласта.

Европейский стандарт маркировки АКБ

Европейские производители пользуются стандартом DIN (пятизначным)и FLT (девятизначным). Первые 3 цифры обозначают емкость аккумулятора, если вычесть 500. В пятизначном коде 2 цифры обозначают тип аккумулятора и его особенности. В девятизначном коде первые 3 цифры обозначают емкость, 3 последующих – конструктивные особенности, 3 крайних — 0,1 тока холодной прокрутки.

Маркировка АКБ из Японии и Кореи

Расшифровка маркировки аккумулятора из азиатских стран ведется по японскому стандарту JIS D 5301 “Lead-acid starter batteries”. Запечатанные необслуживаемые батареи здесь обозначены SMF. На картинке приведен пример обозначения аккумулятора Rocket SMF 85D26L. По европейской градации емкость этого АКБ 80 А-ч, резервная емкость 130 минут.

Американский стандарт маркировки АКБ

Маркировка американских АКБ для автомобилей соответствует стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers). Код шестизначный. Первой указывается тип батареи – А, потом размер корпуса и полярность. Последние 3 цифры обозначают ток холодной прокрутки.

Мало расшифровать маркировку АКБ, необходимо знать взаимозависимость величин, указанных на этикетке. Главное, нужно правильно определить пусковой ток, чтобы сравнить приборы. При емкости аккумулятора до 90 А-ч, можно воспользоваться соотношением: ток SAE = 1.7*ток DIN

Российская

Отечественные производители наносят маркировку не просто по общепринятой договорённости – правительством введён ГОСТ, который строго определяет, в каком порядке и какие данные должны быть нанесены на аккумулятор.

Согласно ГОСТ на автомобильном аккумуляторе должны быть нанесены следующие обозначения в соответствующем порядке — примером послужит 6СТ60АП3 – при расшифровке, это будет значить:

  1. Обозначает, какое количество банок имеет выбранный аккумулятор (6).
  2. Определяет назначение АКБ, и позволяет подобрать подходящий. Для автомобилей должно стоять значение СТ – стартерная батарея.
  3. Третья цифра обозначает ёмкость АКБ (60);
  4. Последняя группа в обозначении (АП3), указывает на исполнение батареи.

Важно: некоторые производители пытаются скрыть часть данных на АКБ, поэтому сильные стороны наносят в виде рекламы, которая сразу кидается в глаза! Обращать на это серьёзное внимание не нужно, и при выборе необходимо найти и расшифровать полную маркировку, в которой можно увидеть реальные параметры батареи!

Маркировка даты выпуска аккумулятора

Европейская

В Европе используют для маркировки один из двух стандартов: DIN (немецкий) или ETN (международный). Часть маркировки в стандартах совпадает, но часть и различается (примером послужит немецкий – 55519, международный – 555065043):

  1. Значения совпадают, и первая цифра обозначают автомобильную группу и классификацию номинальной ёмкости (5 – от 1 до 99 А-ч).
  2. Две следующие цифры указывают ёмкость АКБ (55А-ч).
  3. В третьей цифре стандарты уже различаются в маркировке: в немецком стандарте используются 2 цифры (19), а в международном – 3 (065). Но означают они одно – исполнение аккумуляторной батареи.
  4. Цифры 043 (ETN) показывают значение тока холодной прокрутки – но не весь, а только 0.1.

Маркировка аккумуляторных батарей для автомобилей

Параметры маркировки

Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.

Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:

  • название и страну производителя;
  • емкость аккумуляторной батареи;
  • номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
  • тип АКБ;
  • дата и год выпуска;
  • количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
  • полярность контактов;
  • буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.

Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности. Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре. Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.

Азиатская

Производители Азии применяют стандарты маркировки JIS, и при расшифровке обозначают (пример 75B24L):

  • Первые две цифры (75) обозначают коэффициент ёмкости, указывающий на уровень пусковых токов и ёмкость.

Важно: 75 – не показатель номинальной ёмкости!

  • Буква обозначает исполнение аккумулятора (B). Могут использоваться буквы, начиная от латинской буквы A, и заканчивая H.
  • Две цифры (24) обозначают размер аккумулятора (длину в см).
  • Последняя буква обозначает Left – лево, возможна в обозначении буква R (right) – право. Указывает на место расположения отрицательной клеммы.

Аккумуляторы американского производства

Американский стандарт обозначается SAE J537. В маркировке используется одна литера и пять цифр.

  1. Буква показывает назначение. «А» – значит автомобильный аккумулятор.
  2. Следующие две цифры указывают на габариты аккумулятора в соответствии с таблицей. Например, «34» соответствует габаритам 260×173×205 мм. Есть много групп и разные размеры. Иногда после этих цифр может стоять литера «R». Она показывает обратную полярность. Если ее нет, то полярность прямая.
  3. Следующие три цифры показывают значение пускового тока.

Пример. Маркировка A34R350 означает, что аккумулятор автомобильный, имеет размеры 260×173×205 мм, обратной полярности и выдает ток в 350А. Остальная информация находится на корпусе батареи.

Маркировка литий-ионных батарей

Среди автомобильных аккумуляторов, не стоит забывать о существовании аккумуляторов 18650 – аккумуляторы, предназначенные для разнообразных устройств, и имеющие большую ёмкость. Больше, чем пальчиковые и мизинчиковые – применение нашли в виде аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, фонарей и других устройств.

Маркировка литий-ионных батарей

Маркировка аккумуляторов 18650 имеет свои обозначения, и при расшифровке может многое сказать об аккумуляторе (пример ICR18650-26F M):

  1. Первая буква говорит технологии производства (I – литий-ионный аккумулятор).
  2. Вторая буква сообщает о материале катода (C – кобальт).
  3. R рассказывает о том, что это АКБ.
  4. Следующие пять цифр указывают форм-фактор (аккумулятор 18650).
  5. Две последние цифры обозначают номинальную ёмкость (26 – ёмкость 2600 А-ч).
  6. Далее стоят ещё несколько букв или цифр, но это зависит от производителя, и окончание маркировки – визитная карточка производителя (F M).

АКБ европейского производства

Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:

  1. ENT (European Typical Number) – считается международным.
  2. DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.

Стандарт ENT

Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.

  1. Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
  2. «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
  3. «7» – от 200 до 299 А*ч.
  4. Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
  5. Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
  6. Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.

Маркировка АКБ по стандарту ENT
Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.

Стандарт DIN

Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.

Цифры условно делятся на три группы:

  1. Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
  2. “6” – до 200 А*ч;
  3. “7” – свыше 200 А*ч.
  4. Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
  5. Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.

Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.

Дата изготовления

На каждом аккумуляторе должна быть указана маркировка года выпуска аккумулятора и дата. Единого ГОСТ или стандарта нет, поэтому производители выставляют маркировку даты выпуска аккумулятора так, как считают удобным для покупателя.

Основные части аккумулятора

Примером может послужить расшифровка маркировки даты на батареях Bosch и Varta (примером можно взять маркировку С0С453032):

  1. Буква означает завод и страну, в которой был произведен аккумулятор (C – Чехия).
  2. 0 – номер конвейера, на котором осуществлялась сборка.
  3. Буква, обозначающая тип заказа: индивидуальный, опт, для автомобильного концерна.
  4. 4 – означает, что АКБ выпущена в 2014 году.
  5. 53 обозначают месяц выпуска. В конкретном примере 53 – месяц Май.

Итог можно подвести следующий: если ознакомиться с маркировкой и достаточно хорошо изучить – выбор аккумуляторной батареи любого типа перестанет быть проблемой, и никто не сможет обмануть вас «полезными советами», которые будут выгодны только продавцам.

Различия стандартов

Стандарты различаются не только в обозначениях основной информации. Например, самой заметно явной отличительной чертой в аккумуляторах, выпущенных в разных странах, изначально является следующее:

Источник