Туберкулезная гранулема причины

Гранулема. Определение, причины возникновения, строение и стадии образования гранулем

Что такое гранулема?

Гранулема представляет собой морфопатологическую единицу или, другими словами, вид поражения ткани организма, который характерен для большого количества болезней. Гранулемы бывают разными по строению, форме, размерам и происхождению. Однако во всех случаях гранулема является результатом гранулематозного воспаления с участием определенных клеток организма.

Причиной образования гранулем является попадание в ткани веществ или частиц (иногда и микроорганизмов ), которые вызывают воспаление. Ограниченный валом защитных клеток очаг, по сути, и является гранулемой. При различных патологиях механизм развития гранулем может несколько отличаться.

Локализация (расположение ) гранулем в организме может быть очень разнообразным. В принципе, они могут располагаться в любом органе и в любой ткани. Дело в том, что клетки, отвечающие за развитие воспаления и расщепление чужеродных веществ, есть практически везде.

При различных заболеваниях и патологических состояниях гранулемы могут обнаруживаться в следующих тканях:

• кожа ;
  • мягкие ткани (мышцы );
  • внутренние органы;
  • стенки сосудов;
  • кости;
  • зубы;
  • слизистые оболочки и др.
  • Разумеется, для тех или иных патологий характерно развитие гранулем в определенных органах. Например, при саркоидозе довольно крупные образования можно обнаружить у корней легких. реже в печени или других органах. Туберкулезные гранулемы также в основном поражают ткань легких.

Следует понимать, что подавляющее большинство гранулем сами по себе не являются ни отдельным заболеванием, ни симптомом. Гранулему нельзя расценивать как отдельную патологию (за редкими исключениями ), так как всегда есть причина, вызвавшая гранулематозное воспаление. К сожалению, эта причина не всегда известна. Например, при кольцевидной гранулеме у пациента не наблюдается обычно каких-либо проявлений болезни, кроме собственно появления гранулем. Поэтому данный вид и был выделен как отдельная патология. В большинстве же случаев гранулемы – лишь одно из проявлений основного заболевания.

Как выглядит гранулема?

Большинство видимых гранулем представляют собой небольшое уплотнение или бугорок. Часто область гранулемы отличается и по цвету от окружающих тканей, так как покраснение – один из основных признаков воспалительного процесса. Кожные и подкожные гранулемы довольно легко прощупываются при пальпации (аккуратное исследование путем нажатия на определенную область ).

Гранулемы внутренних органов и глубокие гранулемы в мягких тканях или костях не видны невооруженным глазом. Их обнаруживают с помощью специальных методов исследования, во время хирургического вмешательства или после смерти пациента при вскрытии. Очаги воспаления могут выглядеть по-разному в зависимости от причин, которые вызвали появление гранулемы.

В целом гранулемы могут выглядеть по-разному. Для каждого из возможных заболеваний-причин гранулем предпочтительнее использовать свои методы диагностики.

Причины возникновения гранулемы

Существует достаточно много различных заболеваний, которые могут привести к развитию гранулематозного воспаления и образованию гранулем. Это объясняется самой природой гранулематозного воспаления, которая обусловлена активностью одних и тех же клеток организма. Заставить эти клетки работать могут самые разные стимулы. Весьма распространены так называемые гранулематозные инфекции. В этих случаях первопричиной воспаления становятся различные инфекционные агенты (бактерии. вирусы. грибки ). Наряду с инфекционными гранулемами выделяют также неинфекционные и гранулемы неустановленной природы. В последнем случае речь идет о достаточно редких заболеваниях, точный механизм развития которых не выяснен окончательно.

Заболевания, при которых могут образовываться гранулемы

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/granulemaus2.html

Туберкулезная гранулема, бугорок

Туберкулезная гранулема представляет собой развитие воспалительного процесса, приводящего к появлению специфических образований. Такими образованиями являются гранулёмы или характерные узелки. Туберкулезная гранулема чаще всего поражает зрелый организм, но не исключены случаи развития данного заболевания в молодом возрасте. Инициаторами этих образований являются фагоцитозные клетки организма. Возникающий бугорок гранулем образуется в результате трансформирования указанных клеточек. Какое же строение имеют эти образования и в чем их особенности?

Анатомия образующихся узелков

Туберкулезные гранулемы возникают в процессе трансформирования либо пролиферации клеточных структур, которые способны к фагоцитозу. В результате поглощения этими клетками определенных частиц и происходит формирование указанных образований. Естественно эти частицы должны иметь прямое отношение к туберкулезу, чтобы образовался аналогичный бугорок.

В строении туберкулёзной гранулёмы выделяют несколько видов клеток, отличных по функциям и строению. Эти клетки внутри образующегося бугорка выстраиваются определенным образом, формируя саму гранулёму.

Внутри образующегося узелка присутствуют:

• Клеточки Пирогова–Лангханса.
  • Эпителиоидные клетки.
  • Лимфоциты.
  • Центральную область указанного бугорка занимают очаги некроза. Именно эта область формирует сам бугорок туберкулезной природы.

Очаг некроза покрыт валом эпителиоидных клеток с лимфоцитами. Такое трехслойное строение обуславливает природу происхождения самой туберкулезной гранулемы. Здесь же находится небольшое количество макрофагов, а также незначительная часть плазматических клеточек.

В составе туберкулезной гранулемы ученые обнаружили клетки Лангханса, имеющие значительные размеры. Эти клетки располагаются в промежуточной зоне между лимфоцитами и эпителиоидными клеточками. Именно клеточные образования Лангханса свидетельствуют об образовании туберкулёзной гранулёмы, являясь ее характерной особенностью. Благодаря таким клеткам можно с легкостью отличить туберкулезное образование от бугорков других патологий.

Гранулёма, вызванная туберкулезом, имеет весьма интересное строение. Если провести ее импрегнацию солями серебра, то в ее структуре можно обнаружить еще кое-какие образования. Данными образованиями являются аргирофильные волокна, образующие своеобразную сеть. При внимательном рассмотрении микроскопической структуры туберкулезного бугорка очень сложно найти объекты его питания – кровеносные капилляры. Данные сосуды занимают незначительную область в наружной зоне гранулемы. Значит, как бы то ни было, питание тканей благодаря им происходит.

Строение такой гранулёмы имеет еще одну особенность. Ее можно выявить благодаря окрашиванию данных образований способом Циля—Нильсена. С помощью указанного способа окрашивания гигантские клетки представленного узелка проявляют наличие микобактерий туберкулёза. Значит, в процессе образования данных бугорков возбудитель туберкулеза играет не последнюю роль. Отсюда можно сделать вывод, что скорее всего возникновение туберкулёзных гранулём связано с поражением организма туберкулезом.

Особенности узелковых клеток

Как уже было сказано ранее, такая гранулема имеет не обычный, а скорее специфический клеточный состав. Именно от него зависит тип распределения входящих в бугорок клеточек.

Первая особенность, на которую нельзя не обратить внимание – это строение клеток Пирогова–Лангханса. Эти структуры отличаются многоядерностью, присущей не всем клеточкам организма. Также для данных клеток характерны гигантские размеры, отличающие их от всей структуры бугорка.

Центральную часть гранулемы занимают образования – макрофаги, которые могут находиться как в активной фазе, так и в пассивном состоянии. В случае, когда наступает активация макрофагов (гистиоцитов) наблюдается значительное увеличение их размеров. При этом они могут быть похожи на эпителиоидные клеточные структуры. Благодаря специальным методам окрашивания, можно подробнее изучить строение этих структур. При использовании таких красителей, как эозин и гематоксилин, обычное рассмотрение указанных структур в световой микроскоп позволяет рассмотреть наличие в них обильной цитоплазмы. Обнаруженная цитоплазма отличается розовым окрасом с мелкогранулированной массой. В такой консистенции можно обнаружить отдельные части либо полноценных интактных бацилл.

Образование гигантских многоядерных клеток происходит в процессе соединения макрофагов. Другими словами, можно сделать вывод, что в процессе образования указанных структур участвуют определенные частицы. Периферическую часть гранулемы занимают Т-лимфоциты.

СЕНСАЦИЯ. Перейди по ссылке:

Классификация образований

В организме может образоваться различное количество туберкулезных узелков. В зависимости от общего количества указанных структур разделяют туберкулезные бугорки.

Чаще всего образуются узелки, следующих вариаций:

Бугорки имеют различные размеры. Одни из них более крупные, другие практически незаметные.

В зависимости от имеющейся величины гранулемы подразделяют на следующие категории:

• солитарные;
    • милиарные;
    • субмилиарные.
    • Для солитарных бугорков характерны размеры в несколько сантиметров в диаметре. Величина милиарных узелков не превышает трех миллиметров диаметра. Для субмилиарных гранулем характерна величина, не превышающая диаметром одного миллиметра.

Именно образование туберкулезных гранулем является морфологическим основанием туберкулезного поражения органов. Безусловно, появление таких структур свидетельствует о нездоровье организма и требует немедленного обращения за квалифицированной врачебной помощью. Благодаря современным диагностикам указанных структур, их можно быстро выявить. Опытные врачи способны не только определить разновидность появившегося в организме узелка, но и выявить причины его появления и разновидность, относительно клеточного состава. Своевременное обращение в больницу, а также правильно подобранная схема лечения – это выигрышный вариант при поражении тела многими болезнями.

Источник: http://tuberkulez03.ru/vidy/tuberkuleznaya-granulema.html

Уже давно ни кто не спорит с утверждением о том, что организм человека это своего рода автономная система, которая порою преподносит своеобразные сюрпризы, как чудесного излечения, так возникновения непредвиденных заболеваний, механизм которых может быть непредсказуем.

Понятие гранулемы

Само понятие «гранулема » в переводе с латинского языка означает «зернышко», что уже красноречиво свидетельствует о сути заболевания – ограниченный очаг продуктивного воспаления, который характеризуется образованием узелков и являющихся гранулемами.

Процесс образования гранулемы становится результатом того, что склонные к фагоцитозу клетки ткани и крови человека, начинают разрастаться и делиться, трансформируясь в некое новообразование. При этом образовавшийся плотный узелок не носит характер опухоли, а является воспалительным разрастанием ткани, в который могут быть вовлечены абсолютно любые ткани и органы человека.

Процесс образования гранулемы происходит в четыре стадии:

1. В будущем очаге воспаления скапливаются молодые клетки, склонные к фагоцитозу (процессу захвата и переваривания твердых частиц).

2. Начинается процесс разрастания фагоцитов.

3. Происходит процесс трансформации фагоцитов в клетки эпителия и образуется эпителиоидная клеточная гранулема.

4. Эпителиоидные клетки сливаются между собой и формируют окончательную гранулему.

Исходя из этого, все гранулемы делят на следующие виды:

макрофагальная гранулема;

гигантоклеточная ;

эпителиоидно-клеточное гранулемное образование .

Все существующие гранулемы делятся на два типа – инфекционные. которые являются результатом воспалительного разрастания ткани вследствие развития в организме человека инфекции, и неинфекционные. то есть те, которые формируются вокруг каких-либо инородных тел.

Причины возникновения гранулем и механизм их образования

Причины возникновения данного вида образований могут быть различны, но по сути дела их две – инфекционная, куда можно отнести все возможные заболевания инфекционной природы происхождения и неинфекционные причины, которые могут включать в себя не только специфические и хронические заболевания, но и различные проникновения в ткани и органы человека.

Сам же механизм возникновения гранулемы может быть различным. Однако для начала процесса воспаления должны присутствовать два необходимых условия – наличие в организме веществ, которые стимулируют рост фагоцитов и стойкость раздражителя, который вызвал трансформацию, к фагоцитам.

А вот классификация гранулем зависит от характера новообразования, его масштабов, скорости развития, месторасположения и прочих критериев, которые собственно и характеризуют сам процесс воспаления.

Классификация гранулем и их лечение

Пиогенная гранулема

Пиогенная гранулема представляет собой сосудистую опухоль, которая стала результатом присутствия в организме человека пиококковой инфекции.

Внешне такое образование напоминает довольно крупную опухоль (до 3 см в диаметре), например, на пальце, которая чаще всего образуется на месте повреждения кожных покровов. Она может быть абсолютно гладкой или крупнозернистой, но непременно яркого цвета. И чаще всего пиогенная гранулема располагается на руке, ноге или лице человека, например, на губе.

Удаление такого образования происходит путем хирургического вмешательства или с помощью лазера, криодеструкции или электрокоагуляции.

Кольцевидная гранулема

Кольцевидная гранулема – хроническое заболевание кожных покровов, которое характеризуется мелкими высыпаниями, собранными воедино и окруженными кольцом (отсюда и название).

К сожалению, природа происхождения этих гранулем, пока до конца невыяснена и предположительно процесс их образования связан с наличием у пациента сахарного диабета или нарушения углеводного обмена. Нередко такие образования появляются в результате нарушения целостности кожных покровов. При этом она может поразить абсолютно любую поверхность тела и чаще всего ее можно встретить у ребенка и взрослой женщины.

Лечение кольцевидной гранулемы заключается во введении кортикостероидных препаратов вовнутрь очага и в применении криотерапии.

Туберкулезная гранулема

Туберкулезная гранулема выглядит как непосредственный очаг некроза, вокруг которого располагаются эпителиоидные клетки и лимфоциты. Причиной его возникновения являются инфекционные заболевания, в том числе и туберкулез.

Коварство заболевания состоит в том, что вопреки сложившемуся стереотипу оно может поражать не только легкие человека, но и лимфатические узлы, верхние дыхательные пути, кожные покровы и ткани мочеполовых органов, развиваясь при этом на фоне основного заболевания. Именно с лечения последнего и начинают борьбу с туберкулезной гранулемой, для чего проводят интенсивный курс терапии антибиотиками.

Согласно статистике, гранулему чаще всего вызывают такие заболевания (по мере убывания):

туберкулез, проказа, сифилис, актиномикоз, туляремия, бруцеллез, ревматизм, инородное тело.

Венерическая гранулема

Венерическая гранулема – хроническое и медленно прогрессирующее заболевание, инфекционной природы происхождения, в результате чего на половых органах, как мужчин, так и женщин, а так же области примыкающей к ним (пах – так называемая паховая гранулема и промежность) возникают образования, внешне напоминающие прыщик — зернышко. При этом заболевание бессимптомно, но может передаваться половым путем (реже бытовым).

Возникновению и развитию венерической гранулемы более склонны мужчины, нежели женщины, зато у последних она может вызывать ряд осложнений – сужение влагалища и мочеиспускательного канала, деформацию самих половых органов, например половых губ, не говоря уже о доставляемом дискомфорте, особенно во время полового акта.

Для ее лечения применяют курс специально подобранных антибиотиков.

Эозинофильная гранулема

Проблема данного новообразования заключается в том, что его этиология на данный момент не выявлена. Известно только, что эозинофильная гранулема встречается чаще всего у лиц мужского пола, причем в раннем возрасте и приводит к множественным поражениям костей (череп, кости таза, позвоночник, а так же бедренная и плечевая полые кости), кожи и внутренних органов.

Часто такие пациенты испытывают довольно противоречивые симптомы – боли при нагрузке и без, припухлости с образованием твердого узла и без. Все это на фоне общей вялости и слабости организма, довольно часто приводит к ошибочному диагнозу и как итог к видимым или нет деформациям костей, внутренних органов и некрозу кожи.

Кроме того, этому заболеванию подвержены участки кожи и костей у кошек и собак.

Для лечения применяют кортикостероидные гормональные препараты и лекарственные средства, уменьшающие болезненность и отечность.

Послеоперационная гранулема

Послеоперационная гранулема возникает на месте рубца, когда применяемый шовный материал не поддается рассасыванию. Однако бывают случаи возникновения новообразования вследствие попадания в рану инфекции.

Лечение сводится к иссечению, как образовавшегося послеоперационного рубца, так и самой гранулемы, со строгим соблюдением асептики и инструкций обработки шва.

Подкожная мигрирующая гранулема

Подкожная мигрирующая гранулема является следствием гранулирующего периодонтита (воспаление связки, которая удерживает зуб) или хронического остеомиелита.

Заболевание характеризуется вялотекущим течением и наиболее часто локализуется по линии нижней челюсти. Само новообразование при этом может быть различных размеров, а кожа над ним имеет синюшный оттенок. Имеет склонность к «переползанию» откуда и пошло название – мигрирующая.

Лечение сводится к устранению первопричины приведшей к новообразованию.

Одонтогенная подкожная гранулема

Одонтогенная подкожная гранулема становиться результатом длительного существования очага инфекции, микроорганизмы из которого постепенно проникают в подкожную жировую ткань лица.

Нередки случаи образования свища в месте существования гранулемы.

Лечение предполагает устранение первичного очага воспаления – удаление зуба, резекция верхушки корня, с последующим иссечением и выскабливанием гранулемы и полости свища.

Лигатурная гранулема

Лигатурная гранулема образуется в месте неправильного или инфицированного наложения лигатуры – специальной нити для сшивания поврежденных тканей во время операций.

В результате этого, вокруг лигатуры, которая стягивает рану, образуется уплотнение, которое и называется гранулемой.

Скоротечность такого воспаления достаточно стремительна, а сам он, во избежание сепсиса, нуждается в безотлагательном лечении – хирургическом вмешательстве по удалению лигатуры и курсе антибиотикотерапии.

Гранулема зуба

Гранулема зуба является, пожалуй, самым распространенным проявлением этого воспалительного процесса.

В данном случае, само новообразование представляет собой небольшой мешочек вокруг корня зуба, который наполнен гноем.

Возможным осложнением процесса является развитие кисты, когда на месте гранулемы образуется свищ, с обильным нагноением десны и отеком.

Лечение гранулемы зуба сводится к интенсивной антибиотикотерапии и возможному хирургическому вмешательству, в процессе которого стоматолог рассекает десну и устанавливает дренаж, для свободного оттока гноя из мешочка гранулемы.

Гранулема молочной железы

Гранулема молочной железы чаще всего возникает вследствие ношения силиконовых имплантов. Однако нередки случаи, когда воспалительный процесс берет свое начало от саркоидоза (воспалительное заболевание легких) или актиномикоза (лучисто-грибковая болезнь). В результате этого, в молочной железе образуются характерные узелки – очаги воспалительного процесса.

Лечение заболевания обязательно комплексное, с применением антибиотиков и иммуностимуляторов. Возможно хирургическое вмешательство, при котором специалист удаляет пораженную ткань.

Гранулема пупка новорожденных

Гранулема пупка новорожденных – довольно распространенное явление, которое представляет собой не что иное, как молодую соединительную ткань на месте удаления пуповины, которая способствует быстрому заживлению раны.

Гранулема пупка образуется в том случае, если фагоциты разрастаются быстрее, нежели формируется новая соединительная ткань.

Лечение сводится к каутеризации (обработке места воспаления концентрированным раствором азотнокислого серебра), но проводить данную процедуру может только специалист, так как вещество способно вызывать сильнейшие ожоги на поверхности кожи.

Примечательным есть тот факт, что гранулема пупка может возникать и у взрослых и причиной тому может быть ношение пирсинга.

Профилактика и прогноз гранулемы

Поскольку причины возникновения гранулемы в каждом отдельном случае могут быть различными, то и сама профилактика данного заболевания весьма специфична и индивидуальна.

Одно можно сказать с полной уверенностью – соблюдение здорового образа жизни и своевременное лечение всех возможных очагов воспаления в организме, может помочь избежать гранулемы и ее возможных осложнений. Что до последних, то, как правило, прогноз благоприятный, но только в случае своевременного обращения к специалистам и применения лечения. В противном случае, неконтролируемый воспалительный процесс может привести к сепсису, склерозу или некрозу тканей.

Не стоит увлекаться и народными средствами для лечения данных новообразований. Их использование возможно только для облегчения болевых симптомов и снятия отечности после проведения медикаментозного лечения или оперативного вмешательства.

Источник: http://fitfan.ru/health/bolezni/7192-granulema.html

Гранулемой называют очаг воспаления, характеризующийся образованием узелков (гранулем). Такие узелки обычно возникают в результате трансформации и пролиферации специальных клеток, называемых фагоцитами.

Образование гранулемы проходит в четыре основных этапа. На первой стадии отмечается накопление юных моноцитарных фагоцитов, присутствующих в очаге повреждения ткани. На второй стадии происходит созревание фагоцитов, а также образование макрофагальной гранулемы. На третьей стадии моноцитарные клетки иммунной систем фагоциты и моноциты, как правило, созревают и трансформируются в клетки эпителия. Кроме того, на этой стадии происходит образование эпителиоидной клеточной гранулемы. На четвертой стадии отмечается слияние эпителиоидных клеток и последующее образование гигантских клеток. Так же происходит образование гигантоклеточной или эпителиоидноклеточной гранулемы. Гигантоклеточные гранулемы могут содержать в себе, как двух-трех ядерные, так и гигантские симпласты, которые имеют более сотни ядер. В диаметре гранулемотозные воспаления обычно не превышают одного-двух миллиметров и могут быть обнаружены только при помощи оптического прибора, а в частности микроскопа.

Согласно морфологическим признакам в современной медицинской практике различают три основных вида гранулем: макрофагальная гранулема, гигантоклеточная гранулема и эпителиоидно-клеточные гранулемные образования.

В зависимости от уровня человеческого метаболизма выделяют гранулемы с высоким уровнем обмена или с низким уровнем обмена. Во втором случае гранулемы возникают вследствие воздействия инертных веществ. Такие гранулемы в основном состоят из гигантских клеток инородных тел. Что касается гранулем с высоким уровнем обмена, то они обычно возникают из-за воздействия токсинов и выглядят как эпителиоидно-клеточные узелки.

Причины возникновения гранулем могут быть различны. Гранулема может иметь инфекционное происхождение. Такие гранулемы обычно возникают при брюшном или сыпном тифе, при бешенстве, при туляремии, при ревматизме, при туберкулезе, при бруцеллёзе, при сифилисе, а так же при склероме и лепре. Так же гранулемы могут иметь и неинфекционную природу. Такие гранулемы обычно обнаруживаются при таких заболеваниях как талькоз, силикоз, асбестоз, биссиноз. Кроме того, гранулемы могут возникнуть при различных медикаментозных воздействиях.

Так же гранулемы могут появляться вокруг инородных тел. Отдельно выделяют гранулемы неустановленной природы, которые обнаруживаются при болезни крона, при саркоидозе, при болезни Хортона и при гранулематоз Вегенера.

Механизмы развития

Не существует какого-то единого механизма развития гранулем. Обычно в каждом случае это происходит по-разному. Известно только то, что для развития гранулемы обязательно два условия. Первое условие – это наличие веществ, которые стимулируют систему моноцитарных фагоцитов, а так же стимулируют созревание и последующую трансформацию макрофагов. Второе условие – стойкость раздражителя к фагоцитам. Эти два условия по-разному воспринимаются иммунной системой человека. В некоторых случаях гранулемы в эпителиоидных клетках или в гигантских клетках подменяются эндоцитобиозом, и в итоге становятся выражением проявления реакции повышенной чувствительности замедленного типа. В данном случае речь обычно идет об иммунной гранулёме, имеющей эпителиоидно-клеточную форму с гигантскими клетками Лангханса. В прочих случаях речь идет о неимунной гранулеме, которая состоит преимущественно из клеток инородных тел. Такие гранулемы обычно имею форму эпителиоидно-клеточной гранулёмы с гигантскими клетками Лангханса.

Классификация и лечение

Гранулемы принято разделять на специфические гранулемы и неспецифические гранулемы. Специфическими гранулемами называют гранулемы, имеющие относительно специфичную форму для данного инфекционного заболевания. Так, обычно возбудителя заболевания можно обнаружить в клетках гранулемы при проведении гистобактериоскопического исследования. Что касается неспецифических гранулем, то к ним относят гранулемы, которые появляются при таких заболеваниях как сифилис, туберкулез, склерома и лепра.

Пиогенная гранулема

Пиогенной гранулемой называют сосудистую опухоль или патологию, которая появляется, если в организме человеке присутствует пиококковая инфекция. Чаще всего данное заболевание вызывается травмой кожного покрова. Внешне такая гранулема напоминает опухоль, которая может достигать размером трех сантиметров. Поверхность образования гладкая или крупнозернистая. Такой гранулеме характерен ярко-красный цвет. Пиогенная гранулема обычно располагается на стопах, лице или кистях. Для лечения используются такие методы как электрокоагуляция, криодеструкция и хирургическое лечение. Нередко такие гранулемы хорошо удаляются с помощью лазерных лучей.

Кольцевидная гранулема

Кольцевидная гранулема представляет собой хроническое заболевание кожного покрова. При этом на коже больного появляются узелковые высыпания, имеющие форму кольца. На сегодняшний день пока не известна точная причина возникновения таких высыпаний. Есть предположения, что эти высыпания связаны с сахарным диабетом. По другой версии эти высыпания вызваны нарушением углеводного обмена. Иногда говорят, что такие гранулемы могут возникнуть при механических травмах кожи. Чаще всего такая гранулема появляется у детей в возрасте 3-10 лет. Также она может появиться у взрослых женщин.

Туберкулезная гранулема

В центре такой гранулемы обычно располагается очаг некроза, а по периферии располагается вал из лимфоцитов и из эпителиоидных клеток. Между лимфоцитами и эпителиоидными клетками обычно располагаются так называемые клетки Лангханса. При пропитке солями серебра среди клеток обнаруживаются аргирофильные волокна. Самое большое количество капилляров находится исключительно в наружных зонах бугорка.

Сифилитическая гранулема

Такая гранулема имеет вид обширного некроза, который окружен клеточным инфильтратом из плазмоцитов, клеток эпителия и лимфоцитов. Для таких гранулем характерно быстрое образование некроза соединительной ткани.

Лепрозная гранулема

Эта гранулема обычно имеет вид узелка, который состоит в основном из моноцитов (макрофагов), лимфоцитов и из плазматических клеток. Макрофаги представлены преимущественно большими клетками, имеющими жировые вакуоли. Они обычно содержат упакованные микробактерии лепры. Когда эти клетки распадаются, то высвобождаются микробактерии в огромном количестве.

Склеромная гранулема

Эта гранулема, как правило, состоит из плазматических клеток, эпителиоидных клеток или из лимфоцитов, среди которых преобладает множество гиалиновых шаров. Характерным признаком является появление макрофагов со светлой цитоплазмой. Возбудителем заболевания в данном случае является палочка Волковича – Фриша.

Неспецифические гранулемы

Эти гранулемы не имеют каких-то характерных черт. Такие гранулемы возникают при некоторых инфекционных и неинфекционных заболеваниях. К инфекционным болезням, провоцирующим развитие гранулем, относится сыпнотифозная гранулема, брюшнотифозная гранулема и лейшманиома. К неинфекционным относятся — гранулемы при силикозе, гранулемы при асбестозе, а так же гранулемы инородных тел.

Гранулема зуба

Гранулемой зуба называют небольшой мешочек, наполненный гноем, который носит обычно воспалительный характер. Эта гранулема опасна тем, что достаточно длительное время протекает без проявления каких-либо симптомов. Это может послужить причиной развития таких осложнений как флегмона и флюс. Если долгое время не лечить данное воспаление, это может привести даже к летальному исходу. Это обычно связано с тем, что при развитии гранулемы гной начинает распространяться не только в мышцы лица и мышцы шеи, но и в область сердца.

Основным симптомом этой гранулемы является боль, которая обычно возникает при легком нажатии на больной зуб или во время приема любой твердой пищи. Кроме того, у человека с такой гранулемой может наблюдаться отечность десны и некоторое потемнение зуба. В более тяжелых случаях может подняться температура тела. Из-за того, что эти симптомы появляются довольно редко, гранулему зуба обычно обнаруживают случайно. Если у стоматолога есть подозрение на подобное воспаление, то он отправит пациента на рентгенограмму, результаты которой помогут установить наличие гранулемы зуба или её отсутствие.

Для лечения этого вида гранулемы сегодня используют терапевтический либо хирургический метод лечения. Оба метода лечения прежде всего направлены на ликвидацию инфекционного процесса из пораженных корневых каналов. При терапевтическом методе назначаются специальные антибиотики и сульфаниламидные препараты. Этот метод лечения обычно позволяет сохранить хотя бы часть зуба.

При проведении хирургического лечения производится рассечение десны для того, чтобы из нее мог вытечь гной. Так же врач устанавливает дренаж, не позволяющий раньше времени зажить ране. Дренаж оставляют во рту на три дня. После чего извлекают. Этот метод обычно применяется в том случае, когда имеются те или иные осложнения. После дренажа больному назначаются специальные лекарственные препараты, помогающие уничтожить инфекцию и снять воспаление.

Для того, чтобы предотвратить появление гранулемы зуба необходимо придерживаться некоторых профилактическим мер. В частности, необходимо соблюдать правила гигиены полости рта, вовремя лечить зубы и регулярно посещать стоматолога.

Гранулема голосовых связок

Это доброкачественное образование, которое развивается в результате раздражения или травмы голосовых связок человека. В некоторых случаях такая гранулема может возникнуть из-за травмы слизистой поверхности гортани. Гранулемы голосовых связок, как правило, появляются только у женщин. Это объясняется тем, что женская гортань значительно меньше, чем у мужчин. Поэтому гортань легко травмируется. Интенсивность проявления симптомов зависит преимущественно от величины гранулемы. Так, основным симптомом этой гранулемы является ощущение инородного тела в гортани. Кроме того, у пациентов может наблюдаться охриплость или прерывистость голоса. Так же имеется кашель. По кашлю можно судить о том, насколько сильно гранулема раздражает горло и гортань. Наличие этого образования может выявить специалист. Она обычно расположена над голосовым отростком.

Гранулема верхних дыхательных путей

Такая гранулема всегда носит воспалительный характер. Внешне эти образования похожи на плотные узелки. Такие гранулемы могут возникать на фоне аллергических, инфекционных и некоторых хронических заболеваний. Подобные гранулемы в итоге могут привести к образованию рубца.

Одним из видов этого заболевания является инфекционная гранулема верхних дыхательных путей, которая возникает обычно из-за незначительных травм носа, глотки, травмы трахеи, бронхов или гортани. Такая гранулема может не давать о себе знать 3-5 лет. В этот период проходит инкубационный период. Заражение обычно происходит воздушно-капельным путем или при прямом контакте с носителем. Правда, заражение возможно, только если у человека очень ослабленная иммунная система. Такая гранулема верхних дыхательных путей развивается в три этапа. На первом этапе обычно возникают маленькие узелки. На втором этапе, как правило, возникают плотные инфильтраты. На третьем этапе происходит процесс образования рубцов.

Гранулема лица

Причинами развития таких гранулем могут стать очаговые инфекции, различные травмы, повышенная фоточувствительность или некоторые лекарственные препараты. Такая патология обычно поражает мужчин в зрелом возрасте. Это заболевание может беспокоить пациентов в течение нескольких лет. Внешне они выглядят как пятна, узлы или бляшки на лице коричневато-красноватого оттенка. Причем, со временем такие образования увеличиваются в своих размерах. Иногда может увеличиваться не только их размер, но и их количество. Преимущественно они располагаются на носу, щеках, на ушах или висках. Среди симптомов нужно отметить зуд и жжение, но они возникают не всегда.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

Источник: http://hnb.com.ua/articles/s-zdorovie-granulema-4077

Что такое туберкулезная гранулема?

загрузка.

Краткое описание недуга

Развитие туберкулеза происходит при поражении легких особыми микобактериями, вызывающими формирование гранулем. В сформированном бугорке выделяют центральную зону казеозного некроза. Он имеет плотную структуру и появляется в результате гибели фагоцитов. Туберкулезная гранулема практически не содержит кровеносных капилляров. Клеточные элементы питаются в основном межклеточной жидкостью.

Строение и клеточный состав

Эти клетки являются результатом неизвестного патологического процесса из эпителиоидных клеток в результате слияния ядер при условии сохранения цитоплазмы. Допускается процесс слияния цитоплазмы с сохранением ядер.

При слиянии отдельных гранулем наблюдается очаг, диаметр которого может достигать 1 см. Число очагов может увеличиваться, что ведет к расширению зоны воспаления. В процессе развития поражения растет зона некроза, которая занимает от трети до половины объема гранулемы.

Величина и количество бугорков определяется формой туберкулеза и особенностями организма.

Формирование новообразований полностью описывают 4 стадии. Определяющим фактором динамики прогрессирования патологии являются особенности иммунитета:

• В начале поражения постепенно накапливаются моноцитарные фагоциты.
    • Клетки трансформируются в макрофаги, наблюдается макрофагальная гранулема.
    • Макрофаги и моноцитарные фагоциты перерастают в эпителиоидные клетки, что приводит к эпителиоидной клеточной гранулеме.
    • Эпителиоидные клетки соединяются, в результате чего образуются гигантские клетки. Они характеризуются большим количеством ядер. Конечным результатом является образование гранулем. Клетки Пирогова-Лангхаса имеют отличительную особенность – расположение ядер по периферии цитоплазмы. Стандартный диаметр новообразований – не более 2-х мм.
    • Особенности клеток

Многоядерные клетки Пирогова-Лангхаса выступают в качестве главной особенности при описании туберкулезной гранулемы. Размеры клеток и расположение ядер ближе к периферии, неимение лизосом – характерные признаки новых клеток в организме. Они не могут поглотить и переварить различные чужеродные агенты. Клетки отличаются малой способностью синтезировать цитокины.

Для нахождения фибробластов и полинуклеарных лейкоцитов необходимо исследовать наружные отделы клеточного слоя. Исследование фагоцитарных кислостойких микобактерий возможно с помощью окрашивания согласно методу Циля-Нельсона. Он имеет решающее значение для определения туберкулеза при начальных стадиях заболевания.

Классификация

Количество гранулем зависит от степени развития заболевания и количества микобактерий. Бугорки могут быть следующих типов:

• Смешанный.
    • Гигантоклеточный.
    • Эпителиоидный.
    • Лимфоцитарный.

Тип гранулемы может быть определен при анализе состава. Для этого используются современные методы диагностики, основанные на томографии.

Другим важным параметром бугорков является размер. В медицине принято выделять милиарные (усредненное положение), солитарные (наиболее крупные, способны иметь в диаметре несколько сантиметров), а также субмилиарные (самые маленькие).

Принятая классификация по уровню метаболизма выделяет образования с низкой и высокой скоростями метаболизма. Бугорки с низкой скоростью стали результатом воздействия инертных веществ, большая часть их состава представлена гигантскими клетками инородных тел. Возникновение бугорков высокой скорости метаболизма объясняется токсическими раздражителями. Они характеризуются эпителиоидными клетками.

Гранулемы могут быть специфическими и не специфическими. В первом случае образования имеют морфологию, по которой можно сделать вывод об инфекционном заболевании, ставшим первопричиной бугорков. Гистобактериоскопическое исследование способно определить возбудителя. Туберкулезная гранулема относится к специфическому типу.

Неспецифические гранулемы могут быть вызваны инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Распространенными инфекционными заболеваниями, которые вызывают неспецифическую разновидность, являются лейшманиоз, некоторые разновидности тифа. К неинфекционным заболевания, вызывающим неспецифическую разновидность относят асбестоз, силикоз и т.д.

Роль туберкулезной гранулемы

При прекращении воспалительного процесса туберкулезная гранулема имеет свойство рубцевания. Опасность заключается в последующем заживлении очагов, которое ведет к фиброзу. Фиброзные участки характеризуются наличием рубцов и спаек. Они провоцируют деформацию органов дыхания и последующие посттуберкулезные осложнения.

Для жизни пациента определяющее значение имеет скорость лечения заболевания и обоснованная методика. В ослабленном организме, который не способен бороться инфекцией, происходит распространение возбудителей заболевания по лимфотоку и кровотоку. Высокая скорость распространения способна поразить органы и системы жизнедеятельности человека.

Протеолитические ферменты способны разжижать казеоз в очаге гранулемы. Из бронхов происходит откашливание специфических жидких казеозных масс. Некротический очаг пораженного участка сменяется каверной. Данная полость распада считается причиной развития последующих некротических очагов. Она провоцирует диссеминацию микобактерий.

Питание туберкулезной гранулемы осуществляется за счет капилляров. Казеозная полость запускает процесс переноса крови с микобактериями в бронхи и дальнейшее распространение по тканям и органам человека. Процесс осуществляется через нездоровый сосуд.

Предотвратить образование поражений можно при анализе результатов обследования. Необходимо обращать внимание на образования в легких, которые свидетельствуют о нарушениях при функционировании организмов. Туберкулез может поразить человека любого возраста, поэтому важно обеспечить схему лечения при начальных стадиях для предотвращения развития поражений.

Купирование туберкулеза возможно при назначении верной методики лечения. Процесс восстановления тканей сопровождается фиброзом, который влечет деформацию структуры легких.

Методы диагностики

Для диагностики могут быть использованы методы компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Вводимое контрастное вещество при компьютерной томографии отражает контрастность образования. В большинстве случаев фиксируется наличие типичного перифокального отека.

Магнитно-резонансная томография определяет проявление туберкулезной гранулемы при изучении центральной части. Она может быть жидкостной, казеозной или неказеозной.

Источник: http://bezokov.com/bolezni/ftiziatriya/tuberkuleznaya-granulema

Туберкулезная гранулема: что это такое

Туберкулезная гранулема является основным морфологическим элементом воспаления, спровоцированного проникновением в легкие и другие органы микобактерий. Туберкулезный процесс складывается из ряда явлений. Изменяется структура клеток, вследствие чего нарушается их обычная жизнедеятельность и состав. Из мельчайших кровеносных сосудов выделяется в соседние ткани жидкость (экссудат). В это же время не останавливается процесс пролиферации. В результате всех этих явлений формируется туберкулезная гранулема.

Клеточный состав такого образования разнится в зависимости от фазы развития и причин, вызвавших патологию. В туберкулезной гранулеме преобладает несколько типов клеток, отличающихся по строению и функциональной нагрузке. Эти клеточные структуры, выстраиваясь определенным образом, формируют туберкулезный бугорок. Его состав образуют лимфоциты, эпителиоидные клетки и клетки Пирогова-Лангханса, а также небольшое количество макрофагов. В центре гранулемы находится очаг творожистого некроза. Его формирование происходит внутри бугорка и соседних тканей, пропитанных экссудатом. Типичные туберкулезные бугорки с эпителиоидными клетками, а также лимфоцитами представляют собой своего рода частокол, расположенный вокруг казеозного очага. Помимо эпителиоидных клеток, очаг казеозного некроза окружен макрофагами и плазматическими клетками. Они образуют состав грануляционной ткани.

В состав туберкулезной гранулемы входят также клетки Пирогова-Лангхаса — огромные структуры, имеющие несколько ядер. Ученые полагают, что формирование таких специфических образований происходит под влиянием неизвестного патологического процесса из эпителиоидных клеток путем слияния нескольких ядер с сохранением цитоплазмы, либо путем слияния цитоплазмы в одну большую с сохранением ядер. Именно эти клетки свидетельствуют о туберкулезном процессе, их формирование является характерной особенностью гранулемы туберкулезного, а не иного генеза.

Кровеносные сосуды в гранулеме или отсутствуют, или их ничтожно мало в наружной части бугорка. В слое эпителиоидных клеток капилляров нет.

Морфогенез

Процесс формирования гранулемы проходит четыре стадии. Динамику ее развития определяет защитная способность иммунной системы.

1. Сначала в очаге внедрения микобактерии происходит накопление моноцитов. Эти клетки вызревают в макрофаги, в результате формируется макрофагальная гранулема.
    2. Следующим этапом является преобразование макрофагов в эпителиоидные клетки.
    3. В конечной стадии происходит слияние эпителиоидных клеток в огромные многоядерные структуры. Это могут быть клетки чужеродных тел и Пирогова-Лангхаса. Именно последние образуются при формировании гранулемы туберкулезной этиологии.

Воспаление провоцирует однократное деление моноцита, который преобразуется в макрофаг. Примерно через неделю под влиянием ферментов и цитокинов происходит трансформация макрофага в эпителиоидную клетку. Такие образования по сравнению с макрофагом меньше способны к поглощению токсичных чужеродных агентов. Однако и отличаются более высокой секреторной способностью, что позволяет им привлекать к очагу воспалительного процесса все возрастающее число лимфоцитов. Через две недели начинается процесс активного слияния эпителиоидных клеток в гигантские структуры.

Главной особенностью строения туберкулезной гранулемы является присутствие аномальных полиядерных клеток Пирогова-Лангхаса, отличающихся гигантскими размерами. Количество ядер может достигать двадцати, они смещены к периферии и расположены в виде подковы. Для этих клеток характерно отсутствие лизосом. В результате они не способны поглощать чужеродные агенты и переваривать их. Фагоцитарная способность подменяется эндоцитобиозом. Также они мало способны к синтезу цитокинов и факторов роста.

При окрашивании по методу Циля-Нельсена можно увидеть в цитоплазме этих клеток, помещенных на микропрепарат, фагоцитарные кислотостойкие микобактерии. Именно этот анализ, позволяющий с помощью светового микроскопа визуально наблюдать микобактерии, является решающим при постановке диагноза «туберкулез». Однако это возможно только на ранних стадиях. По мере развития фиброза и кальцификации вероятность выделения возбудителя снижается. При вторичном туберкулезе патологическая анатомия и гистология в активных очагах воспаления обнаруживают сливающиеся гранулемы, в центре которых находится казеозный некроз.

В зависимости от массивности поражения органа микобактериями, происходит формирование различного количества гранулем. Туберкулезные узелки разделяют по типам:

• гигантоклеточные;
  • смешанного типа;
  • лимфоцитарного;
  • эпителиоидального.
  • По размерам гранулемы классифицируются следующим образом: милиарные, субмилиарные и солитарные. Последние являются самыми большими и могут достигать нескольких сантиметров в диаметре. Милиарные измеряются миллиметрами, а субмилиарные имеют в диаметре менее миллиметра.

Принята также классификация по скорости клеточного метаболизма. Отличают гранулемы с низкой скоростью метаболизма, возникающие в процессе воздействия инертных агентов и сформированные в основном из гигантских клеточных структур. Гранулемы с высоким уровнем обмена возникают под действием сильных токсинов и составлены эпителиоидными клетками. Именно процесс их формирования характерен для туберкулезного поражения, так как микобактерии обладают высокой токсичностью по отношению к клеткам.

Исходы

Наименее вероятным вариантом исхода является растворение клеточного инфильтрата, так как гранулема в большинстве случаев свидетельствует о наличии хронического процесса. Чаще всего происходит фиброзное перерождение образования, вызывающее формирование спайки, рубца или узелка соединительной ткани.

Наиболее характерным вариантом исхода для туберкулезной гранулемы является развитие некроза. Это происходит, если очаг казеозного некроза, расположенный в центре бугорка, распространяется на окружающие клетки. В развитии принимают участие протеазы макрофагов, а также токсины, производимые микобактериями. Нагноение гранулемы как исход при туберкулезе почти не встречается.

При адекватном лечении туберкулезный процесс может быть купирован. Однако механизм заживления предполагает развитие фиброза, что приводит к деформации легкого. Каверны, не подверженные казеозному некрозу, могут сохраняться, их стенки трансформируются в соединительную ткань. При отсутствии лечения, а также в случае неэффективности терапии, туберкулезный процесс распространяется на верхние дыхательные пути по сосудам лимфатической и кровеносной систем.

Источник: http://tbdoc.ru/class/granulema.html

Гранулема

Гранулема – воспалительный процесс, протекающий в соединительной ткани и характеризующийся образованием узелков (гранулем).

Причины возникновения и стадии развития гранулемы

По причине возникновения можно выделить три типа заболевания:

• Инфекционная гранулема, возникающая на фоне некоторых болезней – туберкулеза. сапа, сифилиса. сыпного тифа, бешенства, ревматизма. вирусного энцефалита, туляремии. бруцеллеза. лепре, склеромы;
  • Неинфекционная гранулема может возникать по различным причинам: на фоне пылевых болезней (силикоза. талькоза, асбестоза, биссиноза), от воздействия лекарств (олеогранулематозная болезнь, гранулематозный гепатит ), из-за инородных тел;
  • Гранулемы неустановленной природы, возникающие на фоне саркоидоза. болезни Крона и Хортона и некоторых других.
  • Образование гранулем происходит в 4 стадии. После накопления и созревания в очаге поражения юных моноцитарных фагоцитов происходит их трансформация в эпителиоидные клетки. После этого происходит слияние образованных эпителиоидных клеточных гранулем в гигантские клетки.

Единого механизма развития гранулемы не существует, однако для ее образования обязательным являются два условия:

• Наличие веществ, стимулирующих систему моноцитарных фагоцитов и последующую трансформацию макрофагов;
  • Стойкость раздражителя к фагоцитам.
  • Классификация и лечение гранулем

Гранулемы можно разделять на специфические (имеющие относительно специфичную форму для данной инфекционной болезни) и неспецифические (обычно проявляющиеся при таких болезнях,как туберкулез, сифилис, лепра и склерома).

Пиогенная гранулема возникает при наличии в организме человека пиококковой инфекции. В большинстве случаев эту болезнь вызывает травма кожного покрова.

Внешне пиогенная гранулема напоминает крупную опухоль (до трех сантиметров в диаметре). Ее поверхность обычно крупнозернистая или гладкая. Чаще всего она возникает на лице, стопах и кистях. Ей характерен ярко-красный цвет.

Лечение пиогенной гранулемы проводят с помощью электрокоагуляции, лазерной терапии и криодеструкции. В некоторых случаях требуется хирургическое вмешательство.

Эозинофильная гранулема чаще всего поражает детей, реже – подростков. Точные причины, провоцирующие развитие болезни, не установлены. Обычно в патологический процесс вовлечены внутренние органы, кости и кожа.

Признаками эозинофильной гранулемы являются множественные или одиночные очаги в ребрах, трубчатых и плоских костях свода черепа, бедренных и тазовых костях, позвонках. Симптомами гранулем являются припухлость и болезненность пораженных участков. Обычно на черепе вызванная болезнью припухлость мягкая, а на трубчатых костях она определяется как утолщение.

В начальной стадии эозинофильной гранулемы на рентгеновских снимках определяются округлые дефекты кости, после чего они сливаются и образуют рисунок в виде ячеек. Болезнь имеет хроническое течение и, как правило, не прогрессирует.Крупные очаги могут способствовать формированию ложных суставов и переломам костей.

Симптомами гранулем может быть временное отсутствие аппетита,хромота, отек мягких тканей, повышение температуры. Отклонений от нормы в анализе крови обычно не выявляют. Из-за нечеткости клинических симптомов иногда довольно трудно установить диагноз. Обычно лечение гранулем предполагает рентгенотерапию или хирургическое вмешательство.

Прогноз эозинофильной гранулемы кости, как правило, благоприятный. Зафиксированы случаи самостоятельного излечения болезни.

Появление кольцевидной гранулемы врачи связывают с сахарным диабетом, нарушением углеводного обмена и механическими травмами кожи. Чаще всего она развивается у детей 3-10 лет и у взрослых женщин. Симптомом гранулемы являются кожные узелковые высыпания в форме кольца.

Туберкулезная гранулема характеризуется тем, что в ее центре обычно расположен очаг некроза, а по периферии – лимфоциты, эпителиоидные клетки и клетки Лангханса.

Гранулему зуба характеризует длительное бессимптомное протекание. Она возникает как небольшой гнойный мешочек и может стать причиной развития некоторых осложнений (например, к флегмоне, флюсу). Без лечения гранулема может привести к тяжелым последствиям и даже к летальному исходу, что связано с распространением гноя не только в мышцы лица и шеи, но и в сердечную область.

Основным симптомом гранулемы является боль, возникающая при незначительном нажатии на пораженный зуб или при приеме любой твердой пищи. Также может наблюдаться отечность десны и повышение температура тела. Чаще всего диагноз подтверждается рентгенограммой.

Лечение гранулемы может быть терапевтическим либо хирургическим. Оно должно быть направлено на ликвидацию инфекционного процесса в пораженных корневых каналах. Лечение медикаментами (антибиотиками и сульфаниламидными лекарствами) позволяет сохранить зуб или его часть. При хирургическом лечении гранулемы зуба обычно рассекают десну и устанавливают дренаж для того, чтобы рана не зажила раньше, чем вытечет весь гной. После этого проводят медикаментозную терапию, способствующую уничтожению инфекции.

Причиной возникновения гранулемы лица могут быть различные травмы, очаговые инфекции, повышенная фоточувствительность или лекарственные средства. Болезнь чаще всего поражает взрослых мужчин. Внешне она проявляется как узлы, коричневато-красноватые пятна или бляшки на лице. Со временем образования могут увеличиваться в размерах. Симптомы в виде жжения и зуда возникают лишь в отдельных случаях.

Поскольку под медицинским термином «гранулема» подразумевается группа болезней, прогноз во многом определяется причиной, вызвавшей их развитие, а также особенностями протекания и адекватностью проводимой терапии.

Источник: http://zdorovi.net/bolezni/granulema.html