Маршрут по угре

В 200 км на юго-запад от Москвы, по лесам Смоленской и Калужской областей протекает одна из наиболее популярных туристских рек — Угра. Мягкие ландшафты, спокойное течение, относительно малая заселенность, отсутствие по берегам промышленных предприятий, удобные подъезды — все это привлекает любителей среднерусской природы. В низовьях Угры можно познакомиться с оригинальными архитектурными памятниками, посетить места, связанные с историей нашего государства. Полная безопасность плавания по Угре делает ее особенно удобной для путешествия с детьми и для новичков.

Свое начало Угра берет на холмах Дорогобужско-Ельнинской возвышенности, созданных многие тысячелетия назад ледником, откладывавшим здесь камни, песок, глину. Покинув холмы, Угра течет по волнистой равнине, по которой некогда стекали талые ледниковые воды.

Почти на всем протяжении Угра течет в высоких берегах, которые в верховьях и среднем течении одеты в живописный лесной наряд. Много удобных мест для дневок. В нижнем течении леса располагаются в виде отдельных массивов, полос, островков. Попадаются безлесные участки. Зато в низовьях обилие песчаных пляжей, тогда как в верховьях их почти нет.

В урочную пору леса по берегам Угры радуют хорошими урожаями грибов. На вырубках можно напасть на заросли малины а на лесных полянках и береговых откосах набрать душистой земляники. В хвойных лесах встречается черника.

Рыбалка на Угре хотя и не очень обильная, но рыболовы не останутся без добычи. На плесах со спокойным течением, в омутках можно поймать окуня, а если повезет, — и щуку, на быстринах половить пескарей, гольцов.

Удачливым любителям фотоохоты может представиться случай сделать "выстрел" по лосю, вышедшему ранним утром к воде; можно встретить лисицу, реже пугливую косулю. Зато шустрые белки и колючие ежики попадаются часто.

Путешествующим по Угре не нужно везти с собой полный набор продуктов. Во всех крупных селениях (Всходы, Знаменка, Юхнов) есть магазины, где можно приобрести сахар, крупы, масло, а в деревнях — картофель, молоко.

Как и большинство рек южной части средней полосы, Угра очищается от льда в конце марта — начале апреля. Заморозки по ночам сохраняются значительно дольше — до первых чисел мая. Летом на Угре, как и обычно в этих краях, тепло: температура может подниматься до 30°. Хотя летом преобладают западные и северо-западные ветры, нередко приносящие непогоду, дождей здесь меньше, чем в окрестностях Смоленска и Вязьмы, так как с северо-запада долина Угры частично прикрывается холмистыми отрогами Смолено-Московской возвышенности. Самый теплый, но в то же время и наиболее дождливый месяц на Угре — июль.

Издавна по берегам Угры жили люди. Во многих местах обнаружены остатки селений славян-вятичей, некоторые из них датируются VII веком. В те времена по Угре проходил один из важных торговых путей, связывавших Днепровскую водную систему с Волжской. С Днепра через волок в верховьях Угры торговые люди попадали на Оку, а затем на Волгу. Шла бойкая торговля с Камской Болгарией, Хазарией, среднеазиатскими ханствами.

За многовековую историю России тишина мирных селений не раз нарушалась шумом жарких сражений. Берега Угры были свидетелями нашествия татар и вторжения литовцев, видели отступавшую Наполеоновскую гвардию, а во время Великой Отечественной войны стали местом ожесточенных боев с фашистами.

Общая длина Угры около 400 км, из них на протяжении 360 км река пригодна для байдарочных походов.

Весной в половодье начинать путешествие на байдарках по Угре можно от станции Коробец, расположенной на железнодорожной ветке Смоленск — Сухиничи. Однако верховья Угры мелководны, берега низкие, лесов мало.

Более живописная часть маршрута начинается в 30 км ниже Коробца — от села Городок. Леса здесь подходят к самой воде, берега поднимаются на 2-3 м над рекой. Местами склонившиеся к воде деревья образуют живописные зеленые коридоры. Глубина Угры на этом участке в среднем около 0,5 м, а ширина 7-10 м.

Однако добираться до Городка не очень удобно, так как подъезд к нему возможен только автомашиной, причем последние 25-30 км по проселку. В весеннюю распутицу и после обильных дождей это потребует дополнительного времени.

Более надежен подъезд к крупному селу Всходы, которое связано довольно приличной дорогой со станциями Баскаковка (18 км) и Угра (около 30 км). Машиной можно доехать от Вязьмы по шоссе Москва — Бобруйск.

От Городка до Всходов по реке 40-45 км. Ниже Всходов до деревни Городищи Угра по-прежнему течет в лесистых берегах. Здесь она принимает ряд притоков: справа — Ворону, Баскаковку, слева — Гордоту. Река становится полноводнее, ширина ее увеличивается до 10-15 м.

Станция Угра наиболее удобна для подъезда к верховьям реки, так как расположена на перегоне железной дороги Вязьма — Брянск, где оживленное движение поездов, в частности есть прямой поезд из Москвы (Москва — Брянск). От станции до реки около 3 км.

Ниже железнодорожного моста леса по берегам Угры редеют, местами далеко отступая от воды, а перед крупным селением Знаменкой пропадают. В русле реки около Знаменки появляются мели, небольшие островки, короткие каменистые перекаты. Знаменка также может служить одним из пунктов подъезда к маршруту, поскольку связана регулярным автобусным сообщением с Вязьмой.

Угра ниже Знаменки принимает слева Волосту, а справа — Сигосу. Вскоре после впадения Сигосы берега становятся выше и круче, покрываются лесами, начинается один из наиболее живописных участков на Угре, тянущийся почти до самого Юхнова.

Деревни здесь расположены на значительном расстоянии друг от друга. По берегам высокие террасы с красивыми, преимущественно сосновыми, лесами. Много хороших мест для стоянок, хотя иногда подход к воде осложнен зарослями осоки или крутизной высокого берега. На отдельных участках течение реки замедляется, русло зарастает водными растениями, и приходится проталкивать байдарку среди зарослей лилий, кувшинок и стрелолиста.

Около деревня Антипино в Угру впадает слева река Жижала, Недалеко от устья Жижалы небольшой каменистый перекат.

После Антипина Угра круто поворачивает к югу, и солнце в первой половине дня светит в лицо. Это обстоятельство нужно учитывать при составлении распорядка дня, так как в солнечную погоду от бликов на воде быстро устают и могут воспалиться глаза. Ниже Антипина река по-прежнему течет среди лесистых берегов. Сосновые леса чередуются с лиственными, изредка встречаются перелески и поля.

Сразу после впадения крупного притока Вори на Угре образуется небольшой перекат. Теперь все чаще попадаются песчаные пляжи. Но вот лес редеет, расступается, и на отлогом берегу показываются домики крупного селения.

Это Юхнов — районный центр Калужской области, раскинувшийся на правом берегу Угры. Юхнов невелик и довольно молод — только в XVIII веке он был преобразован в город. Здесь обычно заканчиваются майские праздничные походы. От станции Угра до Юхнова 150 км, от Знаменки"- 115 км. Из Юхнова можно выехать автобусом в Москву, Калугу и Вязьму.

Нередко от Юхнова начинаются водные путешествия вниз по Угре. При выборе этого города в качестве начального пункта желательно доезжать не до автостанции, а попросить остановить автобус у моста через Угру. В районе Юхнова река довольно широкая (30-50 м).

Ниже города берега невысокие, но от деревни Алоньи Горы снова поднимаются. В 12 км от Юхнова, перед деревней Алоньи Горы, на правом берегу Угры находится село Палатки. В 1480 году полчища хана Золотой Орды Ахмета пытались неподалеку от этого места перейти Угру. Им преградили путь русские войска, занявшие левый берег. Почти пять месяцев стояли оба войска друг против друга. Потом татары не выдержали, повернули назад. Так "великим стоянием" на Угре закончилось длившееся почти триста лет татарское иго.

Около Палаток сохранилось древнее городище. Местные жители предполагают, что здесь некогда стоял легендарный разбойник Кудеяр, и называют городище Кудея-ровым Курганом.

После Алоньих Гор река делает крутой поворот, начинается наиболее живописный участок в нижнем течении Угры. В районе деревень Горячкино и Пахомово она оказывается зажатой высокими, крутыми берегами; откосы их поросли густыми лесами. Вскоре Угра принимает справа речку Течу. В 10 км вверх от ее устья расположено село Троица, неподалеку от которого имеются минеральные источники (железистые и радоновые).

Ближе к устью Угры на левом берегу раскинулось село Никола Ленивец. Интересна легенда о происхождении его названия. В XVI веке на Русь двинулись литовцы. В один из вечеров они появились на правом берегу напротив села Никола. Считая, что овладеют им без труда, литовцы отложили штурм на следующий день и всю ночь бражничали. За ночь русские подтянули подкрепления, и литовцы были разбиты. В окрестностях Николы Ленивца сохранилось древнее городище, некогда укрепленный пункт вятичей.

На реке ниже села встречаются мели, небольшие каменистые перекаты. Ближе к устью берега Угры в ряде мест представляют интерес в геологическом отношении: в окрестностях сел Давыдово, Матово попадаются мраморовидные известняки; кроме того, у Матова на правом берегу есть отложения известнякового туфа.

Ниже устья левого притока Шани ширина Угры достигает 40-60 м. Берега по-прежнему высокие, местами обрывистые. Лесов становится меньше, встречаются они небольшими полосами и островками.

Интересную экскурсию можно совершить, поднявшись на байдарках 10 км вверх по Шане или пешком вдоль ее левого берега до поселка Полотняный Завод.

В 1718 году по указу Петра I на месте небольшого селения Взгомонье калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. После смерти Карамы-шева дело перешло к его компаньонам Щепочкину и Гончарову — прадеду жены А. С. Пушкина. Планировка усадьбы Гончаровых была тщательно продумана. В усадьбе было четыре парка, целая система прудов, украшением ее был большой трехэтажный дом-дворец, в котором останавливалась Екатерина П. В 1812 году в усадьбе размещался Главный штаб Русской армии и в доме Гончаровых жил М. И. Кутузов. Дважды здесь бывал А. С. Пушкин.

В 1941 году фашисты сожгли дом Гончаровых, и от бывшего дворца остался полуразрушенный остов. С Петровских времен сохранились заводская плотина и частично пруды и старинные парки.

Более счастливой оказалась судьба дома Щепочкина, расположенного рядом с усадьбой Гончаровых, на высоком крутом берегу реки Суходрев. Дом является памятником русского зодчества конца XVIII века; предполагают, что он построен одним из учеников М. Ф. Казакова. Здание и лепная отделка интерьеров хорошо сохранились.

Ниже села Товарково берега Угры понижаются, река становится шире, леса пропадают. На месте села Дворцы, по преданию, в 1480 году находилась ставка князя Ивана Молодого — сына Ивана III, оборонявшего от татар левый берег Угры. Полагают, что отсюда село и получило свое название.

В 5 км от Дворцов стоит поселок Льва Толстого — бывшая Тихонова Пустынь, один из богатых монастырей Калужской губернии. Огромная пятиярусная колокольня монастыря видна со всех сторон за много километров.

От прежнего монастыря сохранились два корпуса постройки XIX века, часть зубчатой стены, башенка и ярусные пруды, окруженные живописной рощей.

После Дворцов Угра делает большую излучину, в конце которой, на правом берегу, имеются залежи каменного угля. Примерно в 10 км ниже еще один поворот реки. В этом месте к ней с правого берега подступает крупный поселок Куровской, в котором при желании можно закончить путешествие и выехать в Калугу автобусом.

Ниже Куровского берега Угры, вплоть до впадения ее в Оку, открытые, совершенно безлесные. Выйдя на Оку, можно подняться вверх вдоль ее левого берега. Здесь, недалеко от устья Угры, на высоком обрыве над заливными лугами возвышаются две церкви: Преображенская (XVI век) и Введения (XVII век). Эти церкви да несколько надгробий у их подножья — все, что осталось от Спасского монастыря, бывшего в старые времена одним из форпостов русской земли.

Неподалеку от монастыря расположено древнее городище XII века.

Путешествие по Оке можно продолжить до Калуги (около 12 км). Однако Ока на этом участке малоинтересна: берега ее безлесны, а в непогоду ветер раздувает крутую волну. Поэтому путешествие можно закончить у шоссейного моста через Угру и добираться до города автобусом или попутной машиной.

Калуга, где обычно заканчиваются водные путешествия по Угре, раскинулась на левом берегу Оки. Город возник как один из южных форпостов, защищавших русские земли от набегов татар и литовцев. В архитектурном отношении Калуга интересна тем, что многие ее районы сохранили облик, близкий к старой, "допожарной", Москве.

Наиболее древние из сохранившихся памятников архитектуры в Калуге — церковь Покрова-на-Рву (1687 год), церковь Георгия-за-Верхом (1701 год), "Палаты Коробовых" (XVII век).

Из памятников архитектуры XVIII века наиболее примечательны: каменный двухъярусный мост, напоминающий своей архитектурой римские виадуки; здания Присутственных мест (1787 год); Троицкий собор, выполненный в стиле русского классицизма по проекту И. Д. Ясныгина — талантливого ученика В. И. Баженова; Гостиный двор (1784-1823 годы), в архитектуре которого наряду с классикой использованы элементы древнерусской архитектуры и готики.

Среди памятников XIX века выделяется особняк дворцового типа купца Золотова (1808 год), где сейчас размещается калужский краеведческий музей. Сохранились искусная мраморная отделка, роспись, лепной декор.

В городе есть еще два музея — отца космонавтики К. Э. Циолковского и художественный. В последнем представлена богатая экспозиция полотен Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. Г. Перова, И. И. Левитана, К. А. Коровина и других выдающихся русских художников.

Путешествие по Угре можно также сочетать с плаванием по одному из ее притоков. Многие из них доступны для байдарок только весной, по некоторым можно плыть и летом.

В верховьях наиболее удобна с точки зрения подъездов речка Ж и ж а л а. протекающая вблизи станции Жижало железнодорожной ветки Калуга — Вязьма. Ходить по этой реке можно только весной, в половодье. Летом она сильно мелеет, зарастает и становится практически непроходимой. Весной на Жижале возможны завалы из коряг и подмытых деревьев.

В весеннее время Жижала неширокая, извилистая и довольно быстрая речка. Повороты Жижалы круты и неожиданны, и нужно быть очень внимательным, чтобы на крутой излучине не оказаться прижатым течением к прибрежным кустам. На таких узких и быстрых речках следует строго соблюдать дистанцию между байдарками, так как в случае неожиданной остановки идущей впереди байдарки при большой скорости течения и узости фарватера наезд на нее неизбежен. В половодье для прохождения участка в 20 км от станции Жижало до Угры требуется 1-1,5 дня.

Другой левый приток Угры — В о р я проходим для байдарок с верховьев, как и Жижала, только в весеннее время. Путешествие по Воре обычно начинают от деревни Кордюково, до которой можно добраться автомашиной от станции Темкино на железнодорожной ветке Калуга — Вязьма или доехать через Гжатск по Смоленскому шоссе, а далее проселком.

Первые километры от деревни Кордюково до железной дороги река сильно петляет, много мелких, быстрых перекатов, попадаются и глубокие ямы. Дно и берега в основном суглинистые, но на перекатах дно каменистое. По берегам заросли ивы и черной ольхи. На реке масса низких мостиков, которые в большинстве весной затопляются и с воды незаметны. В таких местах следует быть внимательным, чтобы не распороть оболочку о сучки и гвозди на настиле.

Как и на Жижале, в верховьях Вори есть крутые повороты с сильным течением. Мест для бивуаков немного, и их следует выбирать заблаговременно.

При высокой воде Воря проходима от деревни Тупицыно. На этом участке она узка, быстра и очень извилиста.

Прохождение участка выше железной дороги, хотя и безопасно, но требует определенной сноровки и внимания.

Ниже железной дороги плавание иа байдарках по Воре возможно и летом. Река становится шире, берега луговые, кое-где некоторые из них весной заливаются, и Воря замедляет свой бег, разливается. Ширина разливов достигает 3 км. Дно реки здесь песчаное, местами илистое. Летом на отдельных участках река зарастает тростником.

Препятствий на этом отрезке практически нет, за исключением плотины с водосбросом в 25-30 км ниже железной дороги, которую придется обнести.

Протяженность маршрута от железной дороги до Угры около 45 км.

Следующий крупный приток Угры, по которому можно совершить байдарочное путешествие,- река Ресса. Она берет начало недалеко от станции Дабужа железнодорожной ветки Смоленск — Мичуринск и впадает в Угру в 3 км выше Юхнова.

В древние времена по Рессе проходил торговый водный путь: с ее верховьев осуществлялся волок в речку Неручь -один из притоков Днепра.

В 1942 году в период Великой Отечественной войны по правому берегу Рессы шла линия обороны Северо-западного фронта. И сейчас еще видны полузасыпанные, заросшие окопы и землянки.

В районе станции Дабужи Ресса очень мелка. Уверенное плавание на байдарке можно начинать после впадения в нее речки Сосны. На этом участке Ресса течет в живописных лесистых берегах. Свисающие над водой кроны деревьев нередко образуют зеленые коридоры.

Начиная от деревни Тарасково берега повышаются, лес постепенно отступает, течение реки замедляется. У деревни Гостичи вода подперта плотиной, которую придется обнести.

Летом тихие участки на Рессе сильно зарастают. От Гостичей и до впадения в Угру встречаются целые заросли белых лилий.

У деревни Ленское, лежащей на высоком берегу, большой холм — древнее городище. Вскоре Ресса у деревни Рачки пересекает шоссе Москва — Рославль.

Приближаясь к Угре, Ресса делает несколько крупных петель среди поросших лесом берегов. На этом участке много перекатов, быстрин. Здесь у Рессы значительный перепад.

Маршрут по Рессе имеет протяженность от впадения Сосенки до ее устья около 85 км, а от шоссе Москва — Рославль 10 км.

Интересное путешествие можно совершить по системе левых притоков Угры — Локне, Суходреву, Шане.

Л о к н я — небольшая извилистая речка, по которой можно пройти на байдарке только в половодье.

Суходрев у станции железной дороги Москва — Калуга того же названия уже довольно большая речка (ширина около 10 м и глубина в среднем около 50 см). Воды в Суходреве достаточно для плавания на байдарке и в летние месяцы.

Первые километры река очень извилиста, берега холмистые, правый более высокий. Заросли ивняка и ольшаника образуют над водой зеленые тоннели. Хотя эти заросли тянутся почти вдоль всего Суходрева до самого устья, но прибрежных лесов мало. Они появляются на левом берегу после деревни Лопатино, расположенной в 20 км пути от станции Суходрев. Здесь хорошие места для лагеря.

Дно Суходрева на одних участках глинистое, на других — песчаное. Летом река сильно зарастает, кое-где тростник перекрывает все русло.

Весной возможно образование небольших завалов, кроме того, придется преодолеть множество низких пешеходных мостиков, часть которых может оказаться под водой.

В устье Суходрева расположен поселок Полотняный Завод, где следует сделать остановку и осмотреть усадьбу Гончаровых и дом Щепочкина (см. маршрут по Угре).

Река Ш а н я. куда впадает Суходрев, шире и глубже его. По берегам, как и на Суходреве, густые заросли ивняка и ольшаника. Течение быстрое. От устья Суходрева до Угры по Шане всего 10 км. По Шане можно совершить и самостоятельное путешествие, начав его от шоссе Калуга — Москва.

Шаня протекает по холмистой равнине. Берега ее местами довольно высокие, изрезанные оврагами, покрыты живописными смешанными лесами, чередующимися с пашнями и лугами

Маршрут по Шане проходит мимо города Кондрово -одного из старейших центров производства высококачественной бумаги. Рядом с городом есть карьер, в котором добывается бутовый камень, где можно собрать интересную коллекцию окаменелостей.

По Шане от шоссе до Кондрова около 30 км, от Кондрова до устья Суходрева примерно 15 км; по Суходреву от станции Суходрев до впадения реки в Шаню около 45 км.

Источник: http://www.ugra.alexandrovi.ru/kraev/marshr/kraev5.htm

10-12 июля 2006 г.

Сплав на катамаранах по реке Угра был организован тур и стической фирмой «СВ-Астур». По этой ссылке www.svastour.ru можно получить более детальную информацию о маршруте.

Общие впечатление от организации тура и самого сплава самые наилучшие. Так единодушно решили все двенадцать участников этого увлекательного похода. Большое спасибо за сплав турфирме, инструктору Семену и его помощнице Кате.

Река Угра протекает по территориям Смоленской и Калужской областей на расстоянии около двухсот километров к юго-западу от Москвы. По удивительной случайности данные места не коснулась эпоха индустриализация советских времен, что и сохранило природу этого уголка чистом и нетронутом виде. А чтобы и впредь природа оставалась в таком же состоянии, не так давно здесь был образован национальный парк «Угра». В историческом плане эти места известны «Великим стоянием на Угре» в 1480 г. Тогда высокие и неприступные берега реки помогли русским воинам положить конец монголо-татарскому игу на Руси. С этими событиями связано и одно из чудес от Владимирской иконы Божьей Матери, после которого благодарные соотечественники назвали это место «поясом Богоматери». В Интернете есть интересный сайт, посвященный этой реке: www.ugra.alexandrovi.ru

Ниже приведены наши фотографии с краткими комментариями. В конце странички приведена информация, полезная для тех, кто решиться отправиться в сплав впервые. Вот карта, на которой обозначены основные вехи нашего маршрута.

Схема маршрута с обозначением мест стоянок

«Пояс Богоматери» (фотография из космоса с сайта http://maps.google.com )

Окрестности села Дрожжино. Разгрузка автобусов.

Источник: http://evgkrylov.narod.ru/Ugra_2006.htm

Что здесь можно найти

Водные походы на байдарках по реке Угра

Река Угра, протекающая по Смоленской и Калужской областям, пригодна для сплава на байдарках на протяжении около 350 километров. В верховьях и низовьях Угры обилие населенных пунктов, близость дорог и большое количество мусорящих сограждан по берегам делает его малопривлекательным. Оптимален маршрут по Угре в её среднем течении, он начинается в населенном пункте Знаменка, проходит по территории Темкинского заказника и Национального Парка «Угра» и заканчивается в городе Юхнов.

Продолжительность маршрута от моста в Знаменке до Юхнова различна у разных описателей Угры, однако замер с помощью GPS показал, что он в действительности составляет 138 км. Возможны два укороченных маршрута- от устья Туреи (мост возле населенного пункта Новое Левкино) -67 км и от устья Вори- 38 км .

Ширина реки до впадения Вори составляет 20 — 50 метров. ниже устья Вори достигает семидесяти. Угра хороша отсутствием завалов и серьезных техногенных препятствий, не очень злобными насекомыми, а также значительным количеством хороших стоянок, к большинству из которых, увы, существуют автомобильные подъезды. Однако, мнение о том, что 99 процентов стоянок на Угре автомобильные – преувеличение, существует несколько хороших, исключительно байдарочных стоянок. Основная беда подавляющего большинства стоянок на Угре — то, что расположены они, как правило, на крутых холмах, вдалеке от воды и к ним прилагаются неудобные выходы с каменисто-илистым дном. При этом дно основного русла в основном щебенчатое или песчаное. На всем протяжении маршрута встречается множество быстрин и перекатов, однако реальную опасность «шкуродера» представляют только 2-3. В русле попадаются как большие, так и средние, прикрытые водорослями валуны, однако их количество даже по сравнению с Нерлью Клязьминской невелико.

Пляжей на Угре немного, самый большой из них напротив места антистапеля в Юхнове. В русле много островов разного размера. Береговая линия в основном представлена ивняком, луговыми травами и тростниковой растительностью. Рельеф местности возле Угры можно условно назвать «холмисто — террасным», Красивые сосновые и смешанные леса чаще всего располагаются на холмах в некотором отдалении от реки, что, как уже упоминалось ранее, затрудняет выходы на стоянки.

ЗАБРОСКА:

Начало сплава – Знаменка

Вариант 1. Автобус Москва-Всходы(отправление от автовокзала на Щелковской в 8.00 по понедельникам, пятницам, субботам и воскресеньям) Билеты надо приобретать заранее. Несколько лет назад этот автобус ходил от Тушинской, вполне вероятно, что его опять переведут туда (По МКАД от Щелковской до Минского шоссе можно ехать дольше, чем от Тушинской до Вязьмы)

Вариант 2. Поезд Москва- Смоленск, отправлением с Белорусского вокзала в 23.54, прибывающий в Вязьму в половину четвертого ночи, далее в 5.05 от автостанции, расположенной в сотне метров от вокзала автобусом Вязьма- Всходы до Знаменки.

Вариант 3. Электрички Москва- Вязьма( отправление с Белорусского вокзала в 7.44, 14.12, 19.11 ежедневно, прибытие в Вязьму соответственно в 12.01, 18.23, 22.55.), далее до Знаменки автобусами Вязьма- Всходы(отправление 5.05, 10.45(чт,пт,вых), 14.55, 19.25(пт) или Вязьма- Угра(отправлением в 8.10 12.20 и 19.25 ежедневно)

Вариант 4. Электричкой или автобусом до Калуги, далее от Калужского автовокзала в 17.25 автобусом Калуга-Вязьма до Знаменки.

В Знаменке возможны 2 места для стапеля. Первое- возле автомоста( в этом случае надо попросить водителя остановиться сразу после того как автобус переедет основное русло и перешагнув отбойники слева по бетонной лестнице спуститься на поляну возле реки). Здесь не очень удобный сход к воде, гораздо удобнее вставать на воду в месте «брода» между Знаменкой и Баталами, однако для этого придется проехать до официальной остановки автобуса в Знаменке и пройти 600-700 метров по дороге выложенной булыжником.

Начало сплава возле деревни Новое Левкино. (Место стапеля- щебенчатая площадка рядом с мостом)

Вариант 1. Автобус Москва- Темкино, отправлением от автовокзала на Щелковской в 15.30 по понедельникам, пятницам. субботам и воскресеньям. Время в пути 5 часов. Далее от Темкино местным бомбилой ехать около 15-ти километров до моста через Угру возле деревни Новое Левкино.

Вариант 2. Электричка-экспресс Москва- Калуга-1 отправлением с Киевского вокзала в. прибывающая в Калугу в 9.55, далее с этого же вокзала Калуга-1 пригородным поездом Калуга- Вязьма до станции Темкино, далее, как в варианте1. До Темкино из Калуги идут еще две «кукушки» в 7.10 и 22.15, но время их отправления неудобно(к утренней невозможно успеть из Москвы, а что касается вечерней, то, поехав на ней, вы застрянете в Темкино, оказавшись там около полуночи).

Вариант 3. Электричка Москва-Вязьма, далее автобусом Вязьма- Темкино(5.00, 11.30(пт,вых) или Вязьма- Власово(7.05, 15.30, 19.25(по пт. из Смоленска)) Ехать около полутора часов. Власово находиться ближе к Угре, чем Темкино, при желании можно доехать до него и около 7 километров идти пешком. Поймать попутку или найти такси вероятней в более крупном населенном пункте Темкино. По рассказам существует маршрутка Темкино- Федотково, проходящая непосредственно по мосту через Угру, однако при наличии других пассажиров, разместить в салоне Газели байдарки вряд ли удастся..

Маршрут «выходного дня» от устья реки Вори возле деревни Малое Устье

Вариант 1. Автобусом до Юхнова. От Щелковского автовокзала через Юхнов идут автобусы на Бобруйск(21.30) и Могилев(19.45-вт.чт.сб.). В 18.30 до Юхнова отправляется автобус от Теплого Стана. Время прибытия всех автобусов очень неудобно. От Юхнова до места стапеля можно добраться с помощью местных таксистов(их база находится напротив автостанции), но в темное время суток на поездку в Малое Устье таксистов придется уговаривать. От деревни к Угре нужно идти налево через луг. Для спуска байдарки на воду существует 2 места. Чтобы долго не бродить вдоль берегового ивняка лучше всего проконсультироваться у местных. Возможен стапель неподалеку от деревни Александровка на реке Воре, незадолго до ее впадения в Угру, однако летом Воря мелеет и сильно зарастает.

Вариант 2. От Москвы до Малоярославца электричкой с Киевского вокзала(7.42(вых).8.31, 8.44(вых), 10.07, 11.06(вых),11.24(Калуга-2) 11.30(вых),14.03(Калуга-2), 14.25, 15.06, 16.03(Калуга-1),17.05, 17.32(кр сб.). 18.10(Калуга-1), 19.22, 19.44, 20.48(Калуга-1), 21.43, 22.44. Время в пути до 2 часов 30 минут. От Малоярославца автобусом до Юхнова( отправление 9.20, 10.50(пн. пт.вых.),16.30, 18.20(пт.вых.)Могут быть дополнительные автобусы в 12.30 и 15.30. Так же до Юхнова можно добраться автобусом, ежедневно следующим в Спас-Деменск в 11.40. От Юхнова до места стапеля на бомбиле.

Вариант 3. От Москвы до Калуги автобусом от Киевского вокзала или электричкой, потом от калужского автовокзала автобусом до Юхнова( 6.50, 8.40 (пн.), 10.40, 12.55, 15.15, 18.10,можно воспользоваться автобусами на Спас- Деменск(13.25,14.35(экспрес),17.30(пт.вск.),18.30(вск)Вязьму(17.25) и Угру(16.15), далее от Юхнова. как в пункте 1.

ЭВАКУАЦИЯ

ОТ МОСТА ВОЗЛЕ НОВОГО ЛЕВКИНО

Попуткой до Темкино, оттуда до Вязьмы пригородным поездом в 13.35( 1ч40мин в пути)или автобусом в 9.00 или 17.30(в пути чуть меньше)Если рассчитывать уехать именно на этих автобусах, то лучше садиться на них во Власово(их конечном пункте), которое на несколько километров ближе к Угре. От Вязьмы до Москвы идут электрички в 3.11, 12.44, 17.32, 20.21(прибытие на Белорусский вокзал в 0.26). От Темкино можно коммерческими рейсами(6.40, 12.40, 16.00(вых), 19.10 доехать до города Гагарин. На станции Гагарин останавливается проходящая электричка Вязьма- Москва. Выехав из Темкино в 19.10, можно успеть на последнюю электричку, отправляющуюся из Гагарина в 21.29. Больше времени займет дорога через Калугу пригородными поездами, отходящими от Темкино в 4.40, 11.18 и особенно в 17.34, который приходит на станцию Калуга-1 в то время, когда электричек и автобусов на Москву уже нет.

ИЗ ЮХНОВА

Вариант 1. Транзитные автобусы, следующие через автостанцию Юхнова до автовокзала на Щелковской( 10.00(пт), 11.30, 0.30) или Теплого Стана(9.00, 10.30,23.00(чт, вскр) или прямой автобус Юхнов- Москва, отправлением в 4.00

Вариант 2. Автобусами Юхнов- Калуга, отправлением в 6.40(транзит), 7.20, 7.40(транзит), 9.45, 11.00(транзит), 11.15(транзит), 14.50, 18.00. От Калуги до Москвы автобусом или электричкой. Отправление электричек от вокзала Калуга-1 — 5.00, 7.00(экспресс), 7.22, 11.40, 14.24, 15.21(экспресс), 17.51(экспресс), 20.20, от вокзала Калуга-2 — 12.50, 17.02(вых), 19.05. Автобусы от вокзала Калуга-1 до Киевского вокзала( 4.10; 4.40; 5.10; 7.10; 7.40; 8.40; 9.10; 10.10; 11.10; 12.10; 13.00; 14.00; 15.00; 16.00; 17.00; 18.00; 19.00).

Вариант 3. От Юхнова до Малоярославца автобусом отправлением 5.15, 6.30 (из Спас-Деменска), 7.25, 12.30, 15.30( 2 часа в дороге), далее на электричке до Москвы (последние три отправляются в 20.47, 21.12, 21.37).

Внимание: Расписания всех видов транспорта периодически изменяются. При планировании похода стоит уточнить их на специализированных сайтах.

Источник: http://www.nareku.ru/2013/07/ugra-zabroska.html

Описание походов на байдарках.

Стоимость: 6000 руб. — 2 дня, 7000 руб. — 3 дня, 8500 руб. — 4 дня

Длительность: от 2 до 7 дней

Маршрут: г. Калуга — р. Угра — г. Калуга

Описание похода:

На Угре можно легко совместить сплав на байдарках с посещением историко-культурных объектов и памятников природы. Поэтому мы построили маршруты так, чтобы они включали в себя пешие экскурсии к таким достопримечательностям.

Например, в двухдневном походе выходного дня по низовьям Угры можно посетить место Великого стояния на Угре в 1480 году, которое положило конец монголо-татарскому игу.

Маршрут этого двухдневного похода проходит в 40 км. от Калуги. Поэтому не нужно тратить время выходных дней на длительные переезды. А одна ночевка на природе наиболее подходит для новичков и групп с детьми.

Трехдневный поход включает в себя посещение замечательного арт-парка Никола-Ленивец.. Здесь, начиная с 2006 года, проходит фестиваль ландшафтной архитектуры Архстояние. В рамках фестиваля российские и европейские дизайнеры и художники возводят свои концептуальные объекты. Об этом месте есть красивый видеоролик в формате HD

На берегах Угры часто встречаются светлые сосновые боры идеальные для стоянок. В середине лета без труда можно набрать грибов и ягод. Любители рыбной ловли также могут попытать удачу — щуки и окуни в Угре еще не перевелись.

Сплав по Угре порадует великолепными пейзажами — пойменные поля с цветущим и благоухающим разнотравьем чередуются с лесами, как правило, сосновыми, на высоких берегах стоят редкие деревни. Спокойное течение реки, небольшая глубина, песчаное дно располагают к купанию. Участок Угры, по которому проложены наши маршруты, входит в состав Национального парка «Угра»

Переезд до города Калуга в субботу утром на электропоезде «Экспресс» из Москвы. Гиды встретят вас на вокзале и на микроавтобусе доставят к точке старта на реке — поселок Товарково (40 км. от Калуги).

Можно приехать на машинах сразу к точке старта. Там есть платная автостоянка «Олимп» — схема проезда. Всего 100 руб. за сутки. Адрес: поселок Товарково, ул. Строителей, д.1 (стоянка напротив этого дома). До реки — 500 метров.

День 1: Фуршет на берегу реки Угра. Распределение по байдаркам, инструктаж. Начало сплав по реке примерно в 11.30.

Через 8 километров мы причалим к пляжу у села Дворцы. Именно тут, по мнению историков, произошло главное сражение Великого Стояния на Угре 8 — 11 октября 1480 года, которое положило конец монголо-татарскому игу. Дело в том, что в этом месте есть широкий брод и конница – главная ударная сила монголо-татар — могла быстро переправится на другой берег и вступить в бой.

Возвращаемся на берег Угры и продолжаем сплав. Через 4 километра снова остановка в историческом месте. Здесь находится городище — место древнего города Залидова — крупного военного и административного центра во владениях князей Воротынских. Этот город играл важную роль в контроле переправы через Угру. На Залидовских лугах, выше по течению реки, стояли лагерем войска хана Ахмата во время Великого Стояния на Угре 1480 года. Залидовское городище — единственный в Калужской области памятник археологии федерального значения. Мы поднимемся на холм, на котором стоял древний город. С этой точки открываются прекрасные виды на долину реки Угра.

Еще через 2 километра мы приплывем к сосновому бору, в котором разобьем лагерь и останемся ночевать. Вечером ужин и посиделки у костра.

День 2: Утро: завтрак, сбор лагеря. Продолжение сплава по реке. За день нам предстоит проплыть еще 10 км. На подходящих пляжах будем делать остановки для купания. Завершение сплава у поселка Никольское. После обеда возвращение на микроавтобусе в Калугу на ж\д. вокзал или в точку стоянки автомобилей.

Для групп с хорошей физической подготовкой сплав второго дня может быть продлен еще на 10 километров до поселка Угра.

Переезд до города Калуга в субботу утром на электропоезде «Экспресс» из Москвы. Можно приехать на личном автотранспорте в Калугу к 10.00 и оставить машину на платной стоянке.

День 1: Переезд на микроавтобусе к месту начала сплава (мост через Угру в районе города Юхнов). Время прибытия на место — 12.00. После обеда распределение по судам, инструктаж. Начало сплав по реке Угра. Вечер: обустройство лагеря в районе деревни Олоньи горы, ужин. В свободное время возможна экскурсия на Пахомовский родник — 2 км. пешком.

День 2: Утро: завтрак, сбор лагеря. Продолжение сплава по реке с остановками на отдых и на обед. Лагерь в районе деревни Свобода.

День 3: После завтрака продолжение сплава по реке. Завершение сплава у деревни Никола-Ленивец. Экскурсия в музей ландшафтных объектов под открытым небом — Архстояние. В 16.00 выезд в Калугу. В 17.38 отправление в Москву на электропоезде «Экспресс». Позже идут обычные электрички — в 18.00 и в 20.50

День 1: Переезд на микроавтобусе к месту начала сплава (деревня Николо-Ленивец). Экскурсия в музей ландшафтных объектов под открытым небом — Архстояние. После обеда распределение по судам, инструктаж. Начало сплав по реке Угра. Вечером лагерь в районе деревни Матово, ужин.

День 2: Утро: завтрак, сбор лагеря. Сплав по реке до села Дворцы. Именно тут, по мнению историков, произошло главное сражение Великого Стояния на Угре 8 — 11 октября 1480 года, которое положило конец монголо-татарскому игу.

В 100 метрах от реки в 2013 году построили часовню и здание музея, в котором находится диорама этого сражения. Каждый час там проводятся экскурсии с экскурсоводом и мы эту экскурсию посетим.

Возвращаемся на берег Угры и продолжаем сплав. Через 4 километра снова остановка в историческом месте. Здесь находится городище — место древнего города Залидова — крупного военного и административного центра во владениях князей Воротынских. Этот город играл важную роль в контроле переправы через Угру. На Залидовских лугах, выше по течению реки, стояли лагерем войска хана Ахмата во время Великого Стояния на Угре 1480 года.

День 3: Утро: завтрак, сбор лагеря. Продолжение сплава по реке. За день нам предстоит проплыть 18 км. На подходящих пляжах будем делать остановки для купания, в середине дня будет обед. Завершение сплава у поселка Росва и возвращение на микроавтобусе в Калугу. В 17.38 отправление в Москву на электропоезде «Экспресс».

Для групп с хорошей физической подготовкой сплав второго дня может быть продлен еще на 12 километров. Мы сначала увидим устье Угры, а затем по реке Ока доплывем прямо до центра города Калуга.

Источник: http://www.magictaiga.ru/travel/index1.html

Мы точно знаем, что просто плыть, идти или снова плыть, глазея по сторонам, детям быстро наскучит, если их не развлекать чем-то дополнительно.

Почти все интересные и красивые "изюминки" местности будут задействованы в этом путешествии-игре. родники бьющие в склонах, величественные склонившиеся к реке сосны, пеньки, таинственные тропинки уходящие неизвестно куда, плёсы, песчаные пляжи, обрывы, пещеры и пещерки, огромные древние валуны.

Кроме того, детям предстоят многочисленные встречи с настоящим противником и, конечно, сражения лазертаг. )

Два отряда будут независимо и одновременно вместе идти к финишу приключения "Тайна ГЕНЕРАЛА ". Каждый ребёнок в приключении по управляет как байдаркой, так и катамараном.

Источник: http://www.vlageredu.ru/ugra.htm

"УГРА": сплав-приключение по реке.

Это настоящее водное историческое путешествие на байдарках и катамаранах для группы из 20 детей в составе двух отрядов. Четыре взрослых сопровождающих: руководитель, два инструктора и вожатый, которые знают на маршруте каждое "дерево". Возраст детей от 12! до 16 лет. т.е. на момент начала программы ребёнку должно исполниться полных 12 лет.

У нас всё не так. В первый же день наш инструктор научит детей ориентироваться по компасу и GPS — навигатору, а вожатые проведут с детьми мастер-класс по плаванию на байдарках и катамаранах. В каждом отряде будет назначен "командир", "топограф", "завпит" и др. И только потом начнётся ПРИКЛЮЧЕНИЕ — с легендой и загадками, тайными знаками, ловушками и обманками, поисками подсказок на речных островках, в самой реке, в зарослях ивняка, в лесу и на стоянках.

Маршрут село Угра — деревня Березня на машине. расстояние, схема проезда, время в пути

Данные по маршруту село Угра — деревня Березня предоставлены в реальном времени, актуальность карт и информации — 2018 г. Схема дороги выделена на карте синим цветом. Чтобы проложить маршрут село Угра – деревня Березня для автомобиля, мы использовали точные координаты городов, автодорог и других географических объектов.

Расчет расстояния между городами (населёнными пунктами) произведен компьютерной программой по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов.

Навигатор онлайн на машине поможет проложить маршрут из пункта отправления село Угра до пункта назначения деревня Березня. Мы подобрали лучший маршрут по трассе со всеми подробностями и населенными пунктами на карте, просчитали затраты на топливо. расстояние и примерное время маршрута село Угра — деревня Березня при использовании всех доступных транспортных средств, а также пешком.

Прогноз погоды в пункте назначения деревня Березня поможет вам лучше спланировать путешествие и подготовиться к поездке с учётом климатических факторов.

Источник: http://puteukazatel.com/route/11122-selo-ugra-derevnya-bereznya.html

Еще по теме:

  • Мелазма скинорен Скинорен Состав Состав геля Скинорен. микронизированная азелаиновая кислота в концентрации 150 мг/г, полисорбат 80, полиакриловая кислота, пропиленгликоль, лецитин, гидроксид натрия, триглицериды, бензойная кислота. динатрия эдетат, очищенная вода. В состав Скинорена, выпускаемого в форме мази. азелаиновая кислота входит в концентрации […]
  • Мазь от вирусной бородавки Методы лечения вирусных бородавок Папилломатозные. Эти бородавки встречаются реже всего и возникают в основном у маленьких детей, причем быстро разрастаются внутри гортани. Лечение следует начинать незамедлительно, потому что велика вероятность развития обструкции дыхательных путей. Как вирус проникает в организм? Появление вирусных […]
  • Места чесотки для человека Чесотка. ФОТО, Симптомы, Признаки и Лечение. Чесоточный зудень Содержание: Что такое Чесотка? Москва Чесотка – кожное заразное заболевание из разряда паразитарных, вызываемое микроскопическим паразитом — чесоточным клещом или чесоточным зуднем (Sarcoptes scabiei). Клещ-возбудитель различим невооруженным глазом (при пристальном […]
  • Места отдыха на угре « Ответ #4 : 28 Май 2010, 18:41:54 » а где на Угре просто красивые места есть? Чтобы красивый сосновый лес, высокий берег, изгиб реки, пляж неплохо бы и нормальный подъезд на машине. Ну палатку чтобы поставить можно было. Неплохое место на Угре возле Николо-Ленивца, только там деревня, народа много. Я фотографией увлекаюсь, […]
  • Места нереста угрей Угорь Угорь - эта замечательная рыба с первого взгляда имеет сходство со змеей, а потому в нашей стране во многих местностях даже не считается рыбой и не употребляется в пищу. Хотя в наших условиях угорь считается товарной промысловой рыбой при достижении массы 500 г. Такой массы угорь достигает примерно за 6—8 […]
  • Места локализации герпеса Первые признаки опоясывающего герпеса: симптомы и лечение у взрослых и детей Опоясывающий герпес (лишай) – дерматологическое заболевание, вызванное действием вируса герпеса 3 типа. Течение опоясывающего лишая сопровождается сильной болезненностью. Заболевание поражает кожу и нервные ганглии. Мелкие пузырьки с серозной жидкостью, […]
  • Меры при карантине скарлатины Длительность карантина при скарлатине Карантин скарлатина подразумевает обязательный и без промедления, так как болезнь является инфекционным заболеванием и зачастую поражает детей, распространяется быстро, особенно в местах совместного нахождения, таких как детские сады и школы. В 2012 году ВОЗ назвала данную инфекцию одной из наиболее […]
  • Мероприятия по профилактики кори Как нужно проводить профилактику кори? Содержание статьи Профилактические меры борьбы с корью основываются на плановой вакцинации противокоревым препаратом. Профилактика выполняется в случае отсутствия антител к данному заболеванию у детей или взрослых по результатам анализа. Как осуществляется активная и пассивная профилактика […]