Гранулема туберкулез

Туберкулезная гранулема, бугорок

Туберкулезная гранулема представляет собой развитие воспалительного процесса, приводящего к появлению специфических образований. Такими образованиями являются гранулёмы или характерные узелки. Туберкулезная гранулема чаще всего поражает зрелый организм, но не исключены случаи развития данного заболевания в молодом возрасте. Инициаторами этих образований являются фагоцитозные клетки организма. Возникающий бугорок гранулем образуется в результате трансформирования указанных клеточек. Какое же строение имеют эти образования и в чем их особенности?

Анатомия образующихся узелков

Туберкулезные гранулемы возникают в процессе трансформирования либо пролиферации клеточных структур, которые способны к фагоцитозу. В результате поглощения этими клетками определенных частиц и происходит формирование указанных образований. Естественно эти частицы должны иметь прямое отношение к туберкулезу, чтобы образовался аналогичный бугорок.

В строении туберкулёзной гранулёмы выделяют несколько видов клеток, отличных по функциям и строению. Эти клетки внутри образующегося бугорка выстраиваются определенным образом, формируя саму гранулёму.

Внутри образующегося узелка присутствуют:

1. Клеточки Пирогова–Лангханса.
  2. Эпителиоидные клетки.
  3. Лимфоциты.

Центральную область указанного бугорка занимают очаги некроза. Именно эта область формирует сам бугорок туберкулезной природы.

Очаг некроза покрыт валом эпителиоидных клеток с лимфоцитами. Такое трехслойное строение обуславливает природу происхождения самой туберкулезной гранулемы. Здесь же находится небольшое количество макрофагов, а также незначительная часть плазматических клеточек.

СЕНСАЦИЯ. Перейди по ссылке:

В составе туберкулезной гранулемы ученые обнаружили клетки Лангханса, имеющие значительные размеры. Эти клетки располагаются в промежуточной зоне между лимфоцитами и эпителиоидными клеточками. Именно клеточные образования Лангханса свидетельствуют об образовании туберкулёзной гранулёмы, являясь ее характерной особенностью. Благодаря таким клеткам можно с легкостью отличить туберкулезное образование от бугорков других патологий.

Гранулёма, вызванная туберкулезом, имеет весьма интересное строение. Если провести ее импрегнацию солями серебра, то в ее структуре можно обнаружить еще кое-какие образования. Данными образованиями являются аргирофильные волокна, образующие своеобразную сеть. При внимательном рассмотрении микроскопической структуры туберкулезного бугорка очень сложно найти объекты его питания – кровеносные капилляры. Данные сосуды занимают незначительную область в наружной зоне гранулемы. Значит, как бы то ни было, питание тканей благодаря им происходит.

Строение такой гранулёмы имеет еще одну особенность. Ее можно выявить благодаря окрашиванию данных образований способом Циля—Нильсена. С помощью указанного способа окрашивания гигантские клетки представленного узелка проявляют наличие микобактерий туберкулёза. Значит, в процессе образования данных бугорков возбудитель туберкулеза играет не последнюю роль. Отсюда можно сделать вывод, что скорее всего возникновение туберкулёзных гранулём связано с поражением организма туберкулезом.

Особенности узелковых клеток

Как уже было сказано ранее, такая гранулема имеет не обычный, а скорее специфический клеточный состав. Именно от него зависит тип распределения входящих в бугорок клеточек.

Первая особенность, на которую нельзя не обратить внимание – это строение клеток Пирогова–Лангханса. Эти структуры отличаются многоядерностью, присущей не всем клеточкам организма. Также для данных клеток характерны гигантские размеры, отличающие их от всей структуры бугорка.

Центральную часть гранулемы занимают образования – макрофаги, которые могут находиться как в активной фазе, так и в пассивном состоянии. В случае, когда наступает активация макрофагов (гистиоцитов) наблюдается значительное увеличение их размеров. При этом они могут быть похожи на эпителиоидные клеточные структуры. Благодаря специальным методам окрашивания, можно подробнее изучить строение этих структур. При использовании таких красителей, как эозин и гематоксилин, обычное рассмотрение указанных структур в световой микроскоп позволяет рассмотреть наличие в них обильной цитоплазмы. Обнаруженная цитоплазма отличается розовым окрасом с мелкогранулированной массой. В такой консистенции можно обнаружить отдельные части либо полноценных интактных бацилл.

Образование гигантских многоядерных клеток происходит в процессе соединения макрофагов. Другими словами, можно сделать вывод, что в процессе образования указанных структур участвуют определенные частицы. Периферическую часть гранулемы занимают Т-лимфоциты.

Классификация образований

В организме может образоваться различное количество туберкулезных узелков. В зависимости от общего количества указанных структур разделяют туберкулезные бугорки.

Чаще всего образуются узелки, следующих вариаций:

Бугорки имеют различные размеры. Одни из них более крупные, другие практически незаметные.

В зависимости от имеющейся величины гранулемы подразделяют на следующие категории:

• солитарные;
  • милиарные;
  • субмилиарные.
  • Для солитарных бугорков характерны размеры в несколько сантиметров в диаметре. Величина милиарных узелков не превышает трех миллиметров диаметра. Для субмилиарных гранулем характерна величина, не превышающая диаметром одного миллиметра.

Именно образование туберкулезных гранулем является морфологическим основанием туберкулезного поражения органов. Безусловно, появление таких структур свидетельствует о нездоровье организма и требует немедленного обращения за квалифицированной врачебной помощью. Благодаря современным диагностикам указанных структур, их можно быстро выявить. Опытные врачи способны не только определить разновидность появившегося в организме узелка, но и выявить причины его появления и разновидность, относительно клеточного состава. Своевременное обращение в больницу, а также правильно подобранная схема лечения – это выигрышный вариант при поражении тела многими болезнями.

Источник: http://tuberkulez03.ru/vidy/tuberkuleznaya-granulema.html

Туберкулез – одна из древнейших болезней человечества. Подтверждением этого являются археологические находки: туберкулезное поражение позвонков было найдено у египетских мумий. Греки называли это заболевание phtisis. что переводится как «истощение», «чахотка». От этого слова происходит и современное название науки, изучающей туберкулез – фтизиатрия; а специалисты, изучающие туберкулез, называются фтизиатрами .

В XVII — XVIII веках, в период урбанизации и резкого развития промышленности, заболеваемость туберкулезом приобрела в Европе характер эпидемии. В 1650 году 20% смертей среди жителей Англии и Уэльса было обусловлено туберкулезом.

Однако о причине заболевания точно не было известно вплоть до 1882 года, когда Роберт Кох обнаружил возбудителя этого заболевания – бактерию Mycobacterium tuberculosis. которую до сих пор называют палочкой Коха.

В первой половине ХХ века заболеваемость туберкулезом в развитых странах стала снижаться, несмотря на отсутствие эффективных методов лечения, что было обусловлено улучшением социально-экономических условий жизни, а также изоляцией больных. Однако к 80-м годам ХХ века в развитых странах был вновь зарегистрирован подъем заболеваемости туберкулезом. Эксперты ВОЗ объясняют это распространением ВИЧ-инфекции, наплывом иммигрантов из неблагополучных по туберкулезу стран, а также социальными факторами – нищетой, бродяжничеством, наркоманией. В ряде мест (в том числе в России) ситуация усугубилась значительным снижением контроля органов здравоохранения за туберкулезом. В России подъем заболеваемости туберкулезом начался в 1991 году и достиг максимального значения – 83 человека на 100 тыс населения — в 2000 году, с тех пор уровень заболеваемости не снижается. В настоящее время Россия относится к 22-м странам с самой высокой заболеваемостью туберкулезом.

Возбудитель туберкулеза

Возбудителями туберкулеза являются микобактерии туберкулеза. Отличительной особенностью туберкулезной палочки является ее особая оболочка, которая помогает бактерии выжить в весьма суровых условиях окружающей среды, и в том числе противостоять основным противомикробным препаратам.

Кроме того, микобактерии туберкулеза чрезвычайно медленно размножаются, что несколько затрудняет диагностику.

Риск заразиться туберкулезом

Чаще всего микобактерии туберкулезапередаются воздушно-капельным путем. Больные туберкулезом при кашле, чихании, разговоре выделяют в окружающий воздух возбудителя в составе мельчайших капель. При высыхании капель образуются еще меньшие частицы, состоящие из 1-2 микробных клеток, эти частицы не оседают под действием силы тяжести и подолгу находятся в воздухе во взвешенном состоянии, откуда попадают в легкие здорового человека.

Для другого вида микобактерий – Mycobacterium bovis – которые также могут вызывать туберкулез у человека, характерен также пищевой путь заражения – через сырое молоко. В настоящее время этот путь передачи инфекции утратил свою актуальность.

Риск заражения зависит от характера и продолжительности контакта с источником инфекции, степени заразности больного. Вероятность заражения многократно увеличивается при наличии у больного активного туберкулеза легких, т.е. при наличии в легком туберкулезной полости, а также при поражении верхних дыхательных путей (бронхов, трахеи, гортани).

Кроме того, заражение обычно происходит при тесном и длительном контакте с больным – чаще всего в том случае, если больной человек является членом семьи.

Один из наиболее существенных факторов риска заражения – скопление людей в плохо проветриваемых помещениях.

Риск заболеть туберкулезом

Попадая в легкие здорового человека, микобактерии туберкулеза далеко не всегда приводят к заболеванию. Риск заболевания зависит в основном от индивидуальной чувствительности к микобактериям туберкулеза, а также от состояния иммунного ответа.

Риск заболеть существенно зависит от возраста инфицированного. Среди инфицированных заболеваемость туберкулезом наиболее высока в юношеском и молодом возрасте. У женщин большинство случаев заболевания приходится на возраст от 25 до 34 лет, в этом возрасте женщины болеют чаще мужчин.

Развитию активного туберкулеза у инфицированных лиц способствует целый ряд заболеваний. Лидирующее место среди них занимает ВИЧ-инфекция, в результате которой подавляется иммунный ответ. Риск развития туберкулеза зависит от степени подавления иммунитета. Больным ВИЧ-инфекцией показано ежегодное проведение пробы Манту и профилактика противотуберкулезными средствами при необходимости.

Кроме того, риск развития туберкулеза повышается при хронических заболеваниях легких, опухолях крови, других злокачественных новообразованиях, при почечной недостаточности с постоянным проведением гемодиализа, инсулинпотребном сахарном диабете и общем истощении.

Реальный риск заболеть туберкулезом чаще всего имеют только люди со сниженным иммунитетом.

• Дети младшего возраста.
  • ВИЧ-инфицированные.
  • Люди недостаточно питающиеся, испытывающие частые переохлаждения.
  • Люди, живущие в сырых, плохо отапливаемых и проветриваемых помещениях.
  • Кроме того, риск заразиться многократно увеличивается при тесном и длительном контакте с больными активными формами туберкулеза.

Туберкулез легких

Самой частой формой туберкулеза является туберкулез легких. До появления ВИЧ-инфекции туберкулез легких составлял 80% всех случаев заболевания туберкулезом. Выраженное снижение иммунитета при СПИДе способствует образованию внелегочных очагов инфекции (одновременно с легочными или без них).

Легкие являются первичными воротами инфекции. Бактерии, проходя по дыхательным путям, попадают в конечные части бронхов – альвеолы – маленькие мешочки на конце самых тонких бронхиол. Оттуда бактерии способны попадать в кровь и распространяться по всему организму, однако для этого бактериям необходимо преодолеть многие защитные барьеры, что возможно или при снижении иммунитета, или при массивном инфицировании.

Туберкулез, который развивается сразу после заражения, называется — первичный туберкулез. Он часто встречается у детей до 4 лет, что связано с недостаточным формированием иммунной системы. Поэтому в этом возрасте туберкулез часто протекает тяжело, но больные чаще всего не заразны.

При первичном туберкулезе обычно формируется первичный очаг – участок легкого, пораженный туберкулезом (туберкулезная гранулема). Первичный очаг может самостоятельно зажить и превратиться в небольшой участок рубцовой ткани, который иногда находят при рентгенографии у здоровых людей, что свидетельствует о перенесенном ранее туберкулезе. Однако в некоторых случаях первичный очаг прогрессирует, увеличивается в размерах, центральная часть его распадается и образуется полость – первичная легочная каверна. Из первичного легочного очага микобактерии туберкулеза могут попадать в кровоток и оседать в различных органах, образуя в них туберкулезные гранулемы (бугорки), откуда и происходит само название туберкулез (tuberculum с лат. – «бугорок»).

Вторичный туберкулез – результат повторного заражения или повторной активации уже имеющейся в организме инфекции. Болеют этой формой заболевания преимущественно взрослые. Происходит формирование новых очагов и каверн, которые способны сливаться между собой, приводя к обширным поражениям и выраженной интоксикации. Без лечения около трети больных погибают в ближайшие месяцы; у остальных инфекция может приобрести затяжной характер, а может наступить спонтанное стихание болезни.

В самом начале болезни симптомы часто бывают незначительными и неспецифичными, однако затем симптомы усиливаются, приводя к значительным страданиям.

• Лихорадка.
  • Потливость по ночам.
  • Похудание.
  • Потеря аппетита.
  • Недомогание, слабость.
  • Кашель: сначала сухой, затем присоединяется мокрота, которая вскоре становится гнойной, иногда с прожилками крови.
  • Кровохарканье.
  • При разрушении стенки сосуда может возникать легочное кровотечение.
  • Боль в груди, усиливающаяся при дыхании.
  • Одышка – возникает при массивном поражении, и служит проявлением дыхательной недостаточности
  • Однако бывает и так, что болезнь протекает бессимптомно, и первичный очаг обнаруживают лишь спустя годы при рентгенографии по другому поводу.

Туберкулезный плеврит

Внелегочный туберкулез встречается в последнее время все чаще в связи с широким распространением ВИЧ-инфекции. Микобактерии туберкулеза помимо легких могут поражать практически любые органы и ткани.

Туберкулезный плеврит – это туберкулезное поражение оболочки, покрывающей легкие — плевры. Встречается как осложнение туберкулеза легких.

Плеврит может быть сухим – когда листки плевры воспаляются, но жидкость между листками не накапливается.

А может возникать экссудативный плеврит – когда между листками плевры накапливается воспалительная жидкость – экссудат, который может сдавливать ткань легкого и вызывать одышку.

Симптомы при туберкулезном плеврите те же, что и при туберкулезе легких; боль в груди может быть более интенсивной, в связи с трением воспаленных листков плевры друг об друга; а при наличии жидкости в плевральной полости на первый план выходит дыхательная недостаточность.

Туберкулез верхних дыхательных путей

Туберкулез верхних дыхательных путей всегда является осложнением туберкулеза легких.

В инфекционный процесс вовлекается глотка, гортань. При этом к вышеупомянутым жалобам присоединяется осиплость голоса, затруднение при глотании.

Туберкулезный лимфаденит

Туберкулезный лимфаденит – это туберкулезное поражение лимфоузлов. Встречается как осложнение туберкулеза легких или независимо от него.

Чаще всего страдают шейные и надключичные лимфоузлы. Лимфоузлы при этом увеличены, но безболезненны.

Туберкулез мочеполовых органов

Инфекция может поражать любые отделы мочевых путей и половых органов. Симптомы зависят от локализации поражения:

• Учащенное болезненное мочеиспускание.
  • Кровь в моче.
  • Боль внизу живота и в пояснице.
  • У женщин может возникать нарушение менструального цикла, бесплодие.
  • У мужчин при поражении придатка яичка образуется объемное образование в мошонке, несколько болезненное.
  • Однако в некоторых случаях заболевание протекает бессимптомно.

Туберкулез мочеполовых путей хорошо поддается лечению противотуберкулезными препаратами.

Туберкулез костей и суставов

В настоящее время туберкулезное поражение костей и суставов встречается редко, в основном среди ВИЧ-инфицированных. Чаще всего при туберкулезе костей и суставов страдают межпозвоночные, тазобедренные и коленные суставы.

При поражении межпозвоночного сустава патологический процесс распространяется на соседний позвонок, разрушая межпозвонковый диск, что может приводить к сплющиванию позвонков и формированию искривления позвоночника (горб).

Поражение тазобедренных и коленных суставов вызывает выраженную болезненность при ходьбе, сопровождается хромотой. При отсутствии лечения функция сустава может быть утрачена.

Туберкулез центральной нервной системы

Туберкулез центральной нервной системы (ЦНС) встречается нечасто, в основном у детей младшего возраста и у ВИЧ-инфицированных. Он включает в себя поражение оболочки мозга – туберкулезный менингит или же формирование туберкулемы в веществе головного мозга.

При туберкулезном менингите симптомы разнообразны:

• Головная боль.
  • Нарушения психики.
  • Нарушения сознания: оглушенность, спутанность сознания.
  • Нарушения чувствительности.
  • Нарушение движения глазных яблок.
  • Без лечения туберкулезный менингит всегда заканчивается летально. Даже после эффективного лечения могут оставаться неврологические расстройства.

Туберкулезная гранулема головного мозга может проявляться эпилептическими припадками, локальными нарушениями чувствительности и/или движения.

Милиарный туберкулез

Милиарным туберкулезом называют генерализованную форму заболевания при распространении возбудителя через кровь по всему организму. При этом в различных органах и тканях образуются небольшие очаги поражения – гранулемы, которые представляют собой бугорки диаметром 1-2мм, напоминающие просяные зерна. Отсюда и название этой формы заболевания – « milium » с лат. — «просо».

Основные проявления соответствуют симптомам туберкулеза легких, однако помимо этого имеются признаки поражения других органов: печени, селезенки, глаз, оболочек головного мозга.

Анализы на туберкулез

Проба Манту

Проба Манту (туберкулиновая проба, тест PPD ) – это метод определения напряженности иммунитета к возбудителю туберкулеза.

Проба заключается в введении в область внутренней поверхности предплечий специального препарата – туберкулина, который представляет собой очищенный продукт, полученный из микобактерий туберкулеза после специальной обработки.

Для чего проводят пробу Манту?

Первая вакцинация против туберкулеза – вакциной БЦЖ — проводится в первые 3-7 дней жизни. Однако вакцина БЦЖ не всегда обеспечивает достаточный для предотвращения инфицирования иммунитет. Для определения того, насколько иммунитет против туберкулеза эффективен, ежегодно проводится реакция Манту. По результатам пробы производят отбор детей для проведения ревакцинации, которая проводится в 7 и 14-15 лет. В эпидемиологически неблагоприятных районах, с высоким уровнем распространенности туберкулеза ревакцинацию проводят в 6-7, 11-12 и 16-17 лет.

Кроме того, проба Манту позволяет выявить инфицированных лиц и начать своевременное лечение.

Как ставится проба Манту?

Проба Манту проводится ежегодно, независимо от результатов предыдущей пробы. В среднюю треть внутренней поверхности предплечья вводят 0,1 мл препарата, который содержит 2 туберкулиновые единицы (ТЕ). После введения туберкулина образуется небольшой бугорок, который принято называть «пуговкой».

Можно ли мочить пробу Манту водой?

Купаться, принимать душ с пробой Манту можно. Нельзя купаться в открытых водоемах, чтобы не инфицировать ранку. Нельзя также тереть это место мочалкой, а так же использовать любые жидкости и растворы: зеленку, йод, перекись, нельзя заклеивать ранку пластырем. Также нужно следить, чтобы ребенок не расчесывал ранку. Все это может повлиять на результат пробы и привести к ложноположительному результату.

Оценка результатов

После введения туберкулина при наличии в организме антител против туберкулеза, в месте введения формируется воспалительная реакция – защитные антитела реагируют с фрагментами возбудителя. При этом примерно на 2-3 день после введения в месте укола образуется небольшой бугорок красного цвета, возвышающийся над уровнем кожи, плотный на ощупь, бледнеющий при надавливании.

Результаты оцениваются на 3 день. Для этого производят измерение диаметра папулы (бугорка) прозрачной линейкой при хорошем освещении. Измеряется не размер покраснения, а размер уплотнения.

• Реакция отрицательная – если реакции нет совсем или реакция уколочная – 0-1мм
  • Реакция сомнительная – если имеется только покраснение без папулы или размер папулы не превышает 2-4мм
  • Реакция положительная – если размер папулы 5мм и более. При размере инфильтрата 5-9мм – реакция считается слабовыраженной, при размере 10-14мм – средней интенсивности, 15-16мм – реакция выраженная
  • Реакция гиперергическая (чрезмерная) – если диаметр папулы превышает 17мм у детей и подростков и 21мм у взрослых. А также если имеются какие-либо признаки тяжелого воспаления — гнойнички, воспаление близлежащих лимфоузлов и др.
  • Отрицательная проба свидетельствует об отсутствии в организме антител против туберкулезной палочки. Это говорит об отсутствии инфицирования, а также об отсутствии реакции на предыдущую вакцинацию БЦЖ.

Сомнительная проба фактически приравнивается к отрицательной.

Положительная проба может свидетельствовать об инфицированности микобактерией туберкулеза или о напряженности противотуберкулезного иммунитета после вакцинации. Отличить одно состояние от другого не всегда просто.

В пользу инфицированности при положительной пробе Манту свидетельствуют:

• Впервые появившаяся положительная реакция после отрицательных или сомнительных результатов в предыдущие годы.
  • Увеличение папулы на 6мм и более по сравнению с предыдущим годом.
  • Положительная реакция с инфильтратом 10мм и более на протяжении 3-5 лет подряд (кроме некоторых случаев аллергической реакции на туберкулин).
  • Гиперергическая реакция.
  • Диаметр папулы более 12мм через 3-5 лет после вакцинации.
  • Наличие факторов риска инфицирования: контакт с больными туберкулезом. нахождение в эндемичном регионе, низкий социально-экономический статус.
  • Что делать при положительной пробе?

В случае если проба была оценена как положительная или гиперергическая, и ибыли исключено возможное влияние иммунитета после вакцины, рекомендуется консультация фтизиатра, который проводит ряд дополнительных исследований для диагностики первичного туберкулеза: рентгенологическое исследование органов грудной клетки, микробиологическое исследование мокроты на определение микобактерий туберкулеза, обследование членов семей и др. В том случае если после полного обследования никаких признаков инфицирования не найдено, возможна оценка положительной или гиперергической пробы, как аллергическая реакция на туберкулин. Такое заключение имеет право сделать только врач-фтизиатр (специалист по туберкулезу).

Противопоказания к постановке пробы Манту:

• Кожные заболевания.
  • Острые инфекционные заболевания или обострение хронических заболеваний. Проба ставится через месяц после исчезновения всех симптомов заболевания.
  • Аллергические состояния.
  • Эпилепсия.
  • Карантин в детских учреждениях. Пробу можно ставить через месяц после снятия карантина.
  • Влияние других прививок на пробу Манту:

Нельзя ставить пробу Манту в один день с какими-либо прививками, поскольку это может повлиять на ее результат. Однако сразу после оценки результатов пробы можно проводить любую вакцинацию.

Проба Манту должна ставиться как минимум через 4 недели после вакцинации инактивированными (убитыми) вакцинами: против гриппа, столбняка, дифтерии и др. И через 6 недель после вакцинации живыми вакцинами: против кори, краснухи, паротита и др.

Микробиологическое исследование:

Микробиологическое исследование – это выявление микобактерий туберкулеза в мокроте или в биоптатах пораженных лимфоузлов.

Мокроту собирают утром; для исследования необходимо 3 образца мокроты.

Рентгенологическое исследование:

Флюорография остается надежным скрининговым исследованием для выявления туберкулеза легких. Благодаря этому исследованию возможно выявить очаги активного или перенесенного ранее туберкулеза.

При подозрении на впервые выявленный туберкулезный очаг больного направляют на рентгенологический снимок легких, где очаг можно рассмотреть подробнее.

Лечение туберкулеза

Лечение активного туберкулеза и туберкулеза у детей проводится в стационаре. Используют антибиотики. К препаратам первого ряда относятся изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол и стрептомицин.

Изониазид является неотъемлемой частью любого курса лечения туберкулеза (за исключением случаев развития резистентности к изониазиду). Этот препарат обычно назначается внутрь — он хорошо всасывается. Прием препарата может быть ежедневным или прерывистым. При ежедневном приеме суточная даза у взрослых составляет 5мг/кг, у детей – 10-20мг/кг. Максимальная суточная доза – 300мг. При прерывистом приеме препарата – 2-3 раза в неделю максимальная суточная доза составляет 900мг.

Побочные эффекты изониазида:

• Гепатит. Риск развития гепатита повышается с возрастом, а также при сопутствующем злоупотреблении алкоголем, совместном приеме изониазида и рифампицина. Во время приема изониазида рекомендуется следить за уровнем печеночных ферментов, при появлении первых признаков заболевания (стойкое повышение АЛТ, АСТ в 3-5 раз выше нормы) – следует прекратить прием препарата.
  • Нейропатия. Развивается в 2-20% случаев в зависимости от дозы препарата.
  • Кожная сыпь – 2%.
  • Лихорадка – 1,2%.
  • Анемия.
  • Боль в суставах.
  • Эпилептические припадки.
  • Психические расстройства.
  • Рифампицин занимат второе место по эффективности в отношении микобактерий туберкулеза после изониазида. Рифампицин назначается 2 раза в неделю или ежедневно взрослым 600мг (10мг/кг), детям – 10-20мг/кг.

Побочные эффекты рифампицина:

• Желудочно-кишечные расстройства.
  • Гепатит: в основном у больных хроническим гепатитом или циррозом печени (особенно на фоне алкоголизма)..
  • Кожная сыпь – 0,8%.
  • Гемолитическая анемия – 1%.
  • Снижение числа тромбоцитов.
  • Пиразинамид. Используется в основном для коротких курсов лечения туберкулеза. Из побочных эффектов следует отметить токсическое влияние на печень, а также повышение в крови уровня мочевой кислоты. Однако подагра – заболевание, которое обусловлено повышением содержания мочевой кислоты в крови – при приеме пиразинамида развивается редко.

Этамбутол. Этот препарат несколько слабее других препаратов первого ряда. Поэтому чаще всего его применяют в комбинации с другими лекарственными средствами. Этамбутол обычно переносится хорошо. Наиболее тяжелый побочный эффект – неврит зрительного нерва, который проявляется снижением остроты зрения, неспособностью различать красный и зеленый цвета. Эти изменения обычно обратимы, однако восстановление зрения может занимать 6 месяцев и более.

Стрептомицин. Этот препарат вводится внутривенно или внутримышечно.

Побочные эффекты при применении стрептомицина встречаются чаще всего – 10-20% случаев. Наиболее тяжелые из них – токсическое влияние на слух и почки. Влияние на слуховой и весибулярный аппарат проявляется нарушениями равновесия, головокружением, шумом в ушах, тугоухостью.

Курс лечения туберкулеза обычно составляет 6 месяцев. Оценка эффективности лечения проводится ежемесячно по результатам обнаружения возбудителя в мокроте больного. При тяжелых формах заболевания, а также при наличии микобактерий, устойчивых к противотуберкулезным препаратам, курс лечения может быть продлен до 12-18 месяцев.

Осложнения туберкулеза

• Осложнения туберкулезного процесса разнообразны:
  • Легочное кровотечение. Может развиться при разрушении сосуда в легких в результате туберкулезного воспаления. Это острое осложнение, часто заканчивающееся летально.
  • Пневмоторакс – накопление воздуха в плевральной полости – пространстве, окружающем легкое. Происходит при разрыве альвеолы (конечной части бронихиального дерева) или бронхиолы. Воздух, накапливающийся в плевральной полости, сдавливает легкое, что приводит к одышке, затруднению дыхания.
  • Дыхательная недостаточность. При массивном туберкулезном поражении легких объем эффективно работающих легких снижается, что приводит к уменьшению насыщения крови кислородом. Это приводит к тяжелой одышке, иногда приступам удушья.
  • Сердечная недостаточность. Обычно сопровождает дыхательную недостаточность. Обусловлена повышением давления в сосудах легких, и усиленной работой сердца в этих условиях.
  • Амилоидоз внутренних органов. При длительном течение туберкулеза во внутренних органах может образовываться специфический белок — амилоид, что может приводить к нарушении функции этих органов.
  • Снижение или утрата функции пораженных суставов.
  • Вакцинация от туберкулеза

В настоящее время вакцинация против туберкулеза включена в обязательную программу прививок и проводится вакциной БЦЖ, что расшифровывается как «bacillus Calmette-Guerin» (BCG), названную так по фамилиям создателей. БЦЖ была создана в 1909 году из ослабленного штамма Mycobacterium bovis ; и впервые введена человеку в 1921 году. Эффективность вакцины БЦЖ является предметов многочисленных споров. По данным разных исследований она колеблется от нуля до 80%. Однако точно известно, что вакцина обладает значительной эффективностью у детей, и хорошо предохраняет от развития тяжелых форм заболевания. Обязательная повсеместная вакцинация против туберкулеза принята не во всех странах; это решение зависит от уровня заболеваемости туберкулезом в стране. В России этот уровень настолько высок, что повсеместная вакцинация считается необходимой и обязательной.

БЦЖ вводится в среднюю треть плеча, через 2-3 месяца в месте введения появляется кожная реакция в виде небольшого (до 1см) уплотнения. Инфильтрат нельзя обрабатывать какими-либо средствами, тереть мочалкой, а также удалять корочку, которой покрыта ранка. К 6 месяцам формируется рубчик.

Вакцинация БЦЖ противопоказана:

• Детям, страдающим какой-либо формой иммунодефицита: врожденной или приобретенной (СПИД); а также, если в семье новорожденного есть лица, страдающие этими заболеваниями.
  • В том случае, если у родных братьев и сестер новорожденного отмечались осложнения после прививки БЦЖ.
  • Детям, страдающим тяжелыми врожденными заболеваниями центральной нервной системы, ферментопатиями.
  • Вакцинация откладывается:

• При недоношенности.
  • При любых инфекционных заболеваниях.
  • В случае возникновения резус-конфликта между матерью и ребенком (при положительном резус-факторе у ребенка и отрицательном – у матери): если развивается гемолитическая болезнь новорожденных.
  • Осложнения после вакцинации:

• Генерализация инфекции. Поскольку вакцина БЦЖ содержит живые, хоть и ослабленные, бактерии, возможно развитие туберкулезного процесса. Однако это осложнение встречается крайне редко, почти исключительно у детей с недиагностированным иммунодефицитом.
  • Образование язвы на месте инфильтрата. Инфильтрат начинает расти и изъязвляется, т.е. появляется открытая мокнущая раневая поверхность. Чаще всего это связано с неправильным уходом за местом прививки
  • Образование подкожного инфильтрата. При неправильном введении вакцины (слишком глубоком введении) под кожей образуется «шарик». Подкожный инфильтрат способен прорываться в кровеносное русло и вызывать распространение инфекции. Поэтому при подозрении на это осложнение следует немедленно обратиться к врачу
  • Поражение регионарных лимфоузлов. Отмечается увеличение близлежащих лимоузлов – чаще всего подмышечных, которые безболезненны и имеют размер от грецкого ореха до куриного яйца. При увеличении лимфоузлов также требуется немедленная консультация фтизиатора.
  • Образование келоидного рубца. Образуется при наследственной предрасположенности к образованию чрезмерной рубцовой ткани в месте повреждения кожи. У новорожденных встречается крайне редко.
  • Нужно ли вакцинировать ребенка?

Этот вопрос вызывает постоянные споры между родителями и врачами. Известно, что туберкулезом чаще всего болеют люди низкого социального статуса или страдающие иммунодефицитом. Поэтому во многих развитых странах обязательной вакцинации подлежат только люди групп риска: живущие в условиях низкого санитарного уровня, плохо питающиеся, а также имеющие в семье больных туберкулезом. Однако, в России дело обстоит принципиально иначе – уровень общей заболеваемости туберкулезом в нашей стране чрезвычайно высок. Поэтому у любого ребенка из самой благополучной семьи риск встретиться с больным активной формой туберкулеза значительно выше, чем, скажем, в США или странах Европы.

Риск невакцинированного ребенка заразиться туберкулезом в России значительно превышает риск любого из возможных осложнений вакцинации!

Профилактика от туберкулеза

Профилактика и есть вакцинация.

У уже инфицированных лиц изониазид признан эффективным средством для предотвращения развития активного туберкулеза. Ежедневный прием изониазида в течение 6-12 месяцев снижает риск активного туберкулеза у инфицированных на 90% и более. Кроме того, прием изониазида снижает риск заболевания туберкулезом среди ВИЧ-инфицированных.

Показания для медикаментозной профилактики туберкулеза:

• Лица, находящиеся в тесном контакте с больными туберкулезом.
  • Лица с положительной пробой Манту и признаками перенесенного туберкулеза, выявляемыми при рентгенографии или флюорографии.
  • Смена отрицательной в предыдущем году пробы Манту на положительную – «вираж» пробы.
  • ВИЧ-инфицированность при положительной пробе Манту.
  • Положительная проба Манту и сопутствующие заболевания, снижающие иммунный ответ: прием кортикостероидных препаратов, больные сахарным диабетом.
  • Лица, прибывшие из регионов с повышенной заболеваемостью туберкулезом: мест лишения свободы, психиатрических клиник, домов длительного ухода, а также бездомные, с положительной пробой Манту
  • Источник: http://www.medicalj.ru/diseases/infectious/67-tuberculosis

Гранулема: что это такое и как образуется

03.06.2015

В описаниях некоторых заболеваний можно встретить такой термин, как гранулема – что это такое, знает далеко не каждый. Гранулемы формируются на фоне множества причин и в своем развитии проходят несколько стадий. В зависимости от патологии они имеют свои особенности строения.

Причины образования гранулем

Гранулемы по причинам возникновения делятся на несколько видов. Они могут быть как неинфекционного, так и инфекционного характера, также выделяют узелки неустановленного происхождения. Обычно инфекционные гранулемы встречаются на фоне:

• Сифилиса;
  • Вирусного энцефалита;
  • Туберкулеза различной локализации;
  • Ревматизма;
  • Туляремии;
  • Бруцеллеза;
  • Лепры;
  • Склеромы;
  • Брюшного и сыпного тифа.
    • При медикаментозных воздействиях;
    • Около каких-либо инородных тел, которые попали в ткани;
    • При пылевых болезнях (например, при талькозе, биссинозе, асбестозе, силикозе, и других схожих состояний).
    • Узелки неустановленного происхождения встречаются при гранулематозе Вегенера, болезнях Хортона и Крона и саркоидозе Саркоидоз: диагностика и терапия . Также все гранулемы делятся на специфические и неспецифические. К первым из них относятся узелки при сифилисе, склероме, туберкулезе и лепре. При этом в клетках таких гранулем можно выделить микроорганизмы, которые вызывают соответствующие заболевания. Каждый вид таких гранулем имеет свои характерные особенности строения.

Неспецифические гранулемы не имеют таких отличительных свойств, которыми обладают специфические элементы. Они встречаются при как при инфекциях (например, при брюшном и сыпном тифах), так и при неинфекционной патологии (к примеру, при силикозе и асбестозе).

Как формируются гранулемы

Образование узелка проходит в четыре стадии. Каждая из них имеет свои особенности:

• На первой стадии после повреждения ткани в этом очаге накапливаются клетки, которые называются юными моноцитарными фагоцитами;
    • Затем эти клетки созревают и превращаются в макрофаги, очаг воспаления в виде узелка при этом называется макрофагальной гранулемы;
    • На следующем этапе моноцитарные фагоциты и макрофаги превращаются в эпителиодные клетки. Образование, которое при этом формируется эпителиодная клеточная гранулема;
    • Эпителиодные клетки и макрофаги сливаются друг с другом, и образуются гигантские клетки (их еще называют клетками Пирогова-Лангханса). Гранулема, которая при этом формируется, называется гигантоклеточной или эпителиоидно-клеточной.
    • После образования гранулем на их месте в некоторых случаях возникает некроз, то есть участок ткани погибает. В других ситуациях развивается склероз, при котором очаг воспаления замещается соединительной тканью.

Особенности гранулем при различных заболеваниях

• Туберкулез — распространенное заболевание, которое вызывается у человека микобактериями. Чаще всего поражаются органы дыхания, в более редких случаях — мочеполовая система, кости и суставы, пищеварительный тракт, нервная система, глаза и кожа.
    • При этом заболевании в центре гранулемы расположен очаг омертвевшей ткани, а вокруг него образуется валик из лимфоцитов и эпителиодных клеток, к которым примешиваются макрофаги и плазмоциты. Также в таких узелках обнаруживают гигантские клетки, внутри которых можно с помощью специальных методов окрашивания выявить микобактерии туберкулеза. По краям гранулемы располагаются немногочисленные кровеносные сосуды.

• Сифилис — это хроническая венерическая инфекция, вызываемая бактерией, которую называют бледной трепонемой. Поражаются слизистые оболочки, кожа, внутренние органы, нервная система и кости. В течении сифилиса выделяют четыре периода, включая инкубационный.
    • Гранулему при этом заболевании называют гуммой. Она представляет собой большой очаг омертвевшей ткани, который окружен скоплением лимфоцитов, эпителиоидных клеток и плазмоцитов. Гигантские клетки встречаются редко. Вокруг участка погибшей ткани быстро разрастается соединительная ткань, в которой проходят мелкие сосуды. В некоторых случаях в клетках гранулемы удается выявить бледную трепонему.

• Лепрой называют хроническое инфекционное заболевание, которое вызывают микобактерии лепры. При этом изменения преимущественно затрагивают кожу и периферическую нервную систему. Иногда в процесс вовлекаются кисти и стопы, глаза, верхние дыхательные пути, яички.
    • Лепраозную гранулему называют лепромой. Она представляет собой узелок, который в большей степени состоит из макрофагов, также в нем содержатся лимфоциты и плазмоциты.

Среди макрофагов обнаруживаются большие клетки с включениями жира, которые содержат микобактерии лепры, упакованные в виде шариков. Такие клетки очень характерны для этого заболевания и называются лепрозными клетками Вирхова. Когда они распадаются, то микобактерии освобождаются и свободно находятся среди других клеток гранулемы. Лепромы иногда сливаются между собой, и формируется лепроматозная грануляционная (молодая соединительная) ткань, которая хорошо кровоснабжается.

• Склерома — это воспалительное заболевание верхних дыхательных путей, и его возбудителем считается палочка Фриша–Волковича, микроорганизм из рода клебсиелл. Гранулема при этой патологии состоит из эпителиодных и плазматических клеток и лимфоцитов, среди которых много гиалиновых шаров — крупных капель стекловидного белкового вещества. Также в узелках можно обнаружить макрофаги со светлой цитоплазмой (внутренней средой клеток).
    • Гранулемы образуются в результате воспалительного процесса, который может быть вызван как инфекционными агентами, так и инородными частицами. В том месте, где сформировалась гранулема, участок ткани или погибает, или замещается соединительной тканью.

Источник: http://www.womenclub.ru/womenillness/5568.htm

Симптомы и лечение гранулёмы

Гранулемой называется очаговое распространение воспаления в клетках молодой соединительной ткани, которое по внешнему виду напоминает узелок небольшого размера. Гранулема появляется при поражении организма различными инфекциями, такими как сифилис, туберкулез и т.п. а также коллагеновыми болезнями, такими как ревматизм. Кроме того гранулёма развивает в месте попадания инородных тел в организм человека.

Гранулёма является ограниченным  воспалительным очагом разного типа воспалений. Гранулемы делятся на два типа – это инфекционные и неинфекционные формы. Инфекционные гранулемы отмечаются у людей, страдающих туберкулезом, сапе, сифилисом, сыпным тифом, бешенством и другими инфекционными заболеваниями. Неинфекционные гранулемы появляются при образовании хронических воспалений в организме человека, произошедших по причине попадания в ткани не подвергающихся рассасыванию или трудно рассасывающихся образований, к примеру, это может быть хирургический шовный материал и разнообразные инородные тела. При проведении инъекций с содержанием маслянистых растворов могут образовываться олеогранулемы в клетчатке под кожей. Подобные гранулёмы развиваются в области некроза жировой клетчатки из-за полученной травмы. Перечисленные гранулёмы неинфекционного характера можно отнести к гранулемам инородных тел, для них свойственно присутствие множества гигантских клеток, которые рассасывают чужеродные частички. В эту категорию входят и гранулёмы, которые развиваются в легких при наличии профессионального заболевания. К их числу относятся силикоз, аргироз и т.п.

При рассмотрении гранулём по внешнему виду они напоминают уплотненные округлые узелки, величина которых может изменяться от практически неразличимых невооруженным глазом до крупных размеров, ощущаемых даже при касании. Последние достигают диаметра, равного нескольким сантиметрам. Врачи с целью обозначения крупных гранулем пользуются специальной терминологией, к примеру, туберкулезная гранулёма – бугорок, сифилитическая гранулёма – гумма. Такие узелки способны образовываться почти в любых тканях и органах человеческого организма. Их количество тоже может отличаться для каждого отдельного случая. Бывают одиночные и крупные очаги скопления гранулём.

При рассматривании гранулем под микроскопом выявляется, что даже гранулемы разного происхождения имеют много сходных признаков между собой. Основа узелков – это разросшиеся мезенхимальные клетки, которые впоследствии перемешиваются с компонентами гематогенного ряда.

В некоторых гранулемах наблюдается присутствие многоядерных гигантских клеток. Отличительные черты в строении инфекционных узелков зависят от возбудителя болезни, уровня иммунитета организма и от типа ткани, где они начали свое развитие. Клеточные состав становится типичным для каждой болезни, а это помогает диагностированию заболевания благодаря обследованию мазка или боиптата.

Гранулема независимо от своего происхождения проходит определенные этапы своего развития, в процессе которых она меняет свою структуру и состав клеток. При старении узелки начинают объединяться клеточными элементами и рубцеваться. Цикл развития гранулёмы может составлять от трех – четырех неделей при сыпном тифе до четырех – пяти месяцев при ревматизме. Длительность развития зависит от иммунитета и от правильности проведения лечебной терапии.

Для лечения используются сульфаниламидные медикаменты и препараты антибиотического действия широкого спектра, прием которых осуществляется по строго установленному врачом графику.

Источник: http://ne-bolejte.ru/granulyoma

Туберкулез

Что такое туберкулез?

Под туберкулезом специалисты понимают инфекционное заболевание, которое вызывается туберкулезными палочками (палочки Коха, микобактерии туберкулеза), сопровождается образованием гранулем в различных органах и развитием клеточной аллергии. Наиболее часто у больных выявляется туберкулез легких, суставов, костей, кожи и мочеполовых органов. Все эти формы туберкулеза требуют неотложного лечения, поскольку, в противном случае, заболевание прогрессирует и приводит к летальному исходу.

Первые серьезные исследования туберкулеза были проведены еще в 1882 году Робертом Кохом. Немецкий ученый изучал туберкулез, симптомы заболевания, свойства возбудителей. Он доказал инфекционную природу болезни и выяснил, что туберкулезные палочки очень живучи. Они сохраняются в снегу, в земле, отлично чувствуют себя в условиях низких и высоких температур. Отчасти именно поэтому врачи испытывают огромные трудности при лечении туберкулеза и зачастую не могут полностью избавить человека от этого опасного заболевания.

Микобактерии туберкулеза (палочки Коха) широко распространены во внешней среде. Они очень живучи, отлично сопротивляются воздействию агрессивных факторов и не распадаются даже при использовании современных дезинфицирующих средств. Семейство микобактерий включается в себя множество разновидностей микробов. Некоторые из них могут паразитировать только в теле человека, другие же – отлично чувствуют себя в организме птиц и крупного рогатого скота.

Каким образом происходит передача инфекции?

От человека к человеку туберкулез передается воздушно-капельным путем, то есть, заразиться вы можете даже без непосредственного контакта с больным, а просто находясь с ним в одной комнате. В некоторых случаях инфицирование происходит через пищевые продукты и прочие предметы, которые заражены палочками Коха. Если возбудители туберкулеза попали в организм с пищей, то туберкулез у детей и взрослых поражает желудочно-кишечный тракт, а не легкие, как это происходит при вдыхании зараженного воздуха.

Максимальную осторожность следует соблюдать людям, которые часто контактируют с больными и обладают повышенной восприимчивостью к действию возбудителей. Регулярная профилактика туберкулеза необходима:

• школьникам, студентам и прочим лицам, которые могут находиться в постоянном тесном контакте с зараженными людьми;
    • заключенным и работникам пенитенциарных учреждений;
    • людям, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем;
    • медицинским работникам;
    • больным с сахарным диабетом и ВИЧ-инфекцией;
    • людям, иммунная система которых ослаблена тяжелым заболеванием или длительным приемом каких-либо сильнодействующих препаратов.
    • Формы туберкулеза

На сегодняшний день существует довольно много вариантов классификации данной инфекции. Каждая из них базируется на той или иной характерной черте развития туберкулеза. В своей статье мы познакомим вас с классификацией, в основу которой положены органы и системы, поражающиеся палочкой Коха.

Туберкулез легких – инфекционный процесс развивается непосредственно в легких человека. Данная форма является наиболее распространенной в современном обществе, поскольку возбудители легко передаются здоровым людям воздушно-капельным путем. Отметим также, что с током крови и лимфы палочки могут проникать в другие органы и системы.

Туберкулез кишечника – характеризуется нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта. В наибольшей степени инфицированию подвержены стенки кишок и брыжейки. Возбудитель попадает в организм с зараженной пищей, например, при частом употреблении молочных продуктов. Признаки туберкулеза кишок схожи с симптомами многих других патологий, что отрицательно влияет на своевременную постановку правильного диагноза и время начала лечения.

Туберкулез костей и суставов – достаточно распространенная форма инфекции, которая затрагивает позвонки и трубчатые кости голеней и бедер. Как правило, при постановке диагноза туберкулез костей лечение предполагает комплексный подход и тщательный осмотр других органов. Связано это с тем, что данная форма обычно является следствием распространения инфекционного процесса из других участков организма, например, из легких.

Туберкулез мочеполовой системы – разрушительное воздействие палочек Коха испытывают на себе мочевой пузырь, мочеточники и почки. При отсутствии адекватного лечения органы деформируются, что приводит к многочисленным осложнениям, трудностям с выведением мочи и прочим серьезным патологиям.

Кроме вышеописанных органов и систем, туберкулезная палочка может поражать предстательную железу, яички, маточные трубы, мозговые оболочки, нервные окончания и кожные покровы. Учтите также, что все формы туберкулеза очень опасны, поэтому при любых подозрениях на наличие инфекции вы должны немедленно обратиться к врачу и пройти комплексное обследование организма.

Туберкулез – симптомы и клиническая картина заболевания

Поскольку наиболее распространенной на сегодняшний день формой инфекции является туберкулез легких (диагностируется в 60-70% случаев), мы подробно рассмотрим симптомы туберкулеза именно этой разновидности, тем более что они характерны и для других типов болезни. Итак, у больных наблюдаются следующие признаки туберкулеза:

• резкое снижение массы тела, побледнение кожных покровов, значительное изменение внешнего вида;
    • слабость, чрезмерная утомляемость, снижение работоспособности;
    • сухой кашель, который особенно силен в ночные и утренние часы. По мере развития туберкулеза кашель становится влажным и сопровождается отхождением мокроты;
    • повышение температуры тела – обычно температура не поднимается до критических отметок и останавливается на уровне 37,5-38 градусов. Обратите внимание на то, что при диагнозе туберкулез симптомы сильно выражены по вечерам или ночью. Данная особенность позволяет отделить их от признаков других заболеваний дыхательных путей, которые не сопровождаются скачками температуры и обычно характеризуются более высокими значениями этого показателя.
    • кровохарканье – один из главных симптомов туберкулеза легких. В большинстве случаев кровохарканье следует сразу за приступом кашля. Крови выделяется немного, но сам процесс очень опасен, так как может в любой момент привести к развитию легочного кровотечения и последующему летальному исходу.
    • Поражения других органов сопровождаются признаками, которые на первый взгляд неотличимы от симптомов других распространенных недугов, поэтому в рамках данной статьи рассматривать их бессмысленно. Скажем лишь о том, что при любых подозрениях на туберкулез лечение должно начинаться как можно быстрее. Его успех зависит от своевременного поставленного диагноза, и это лучший аргумент в пользу того, чтобы вовремя обращаться к врачу при возникновении неприятных ощущений и болей.

Туберкулез у детей

В детском возрасте туберкулез развивается несколько иначе, нежели у взрослых людей. Связано это с недостаточно развитой иммунной системой ребенка. Туберкулез прогрессирует намного быстрее и приводит к самым печальным последствиям. В группе риска находятся дети, которые плохо питаются, часто переутомляются, живут в антисанитарных условиях и страдают от недостатка витаминов. Особое внимание родителям следует обращать на быструю утомляемость, снижение внимания, повышение температуры, потерю аппетита и похудание.

Если туберкулез был выявлен на ранних стадиях, то практически всегда поддается лечению. Курс терапии должен быть непрерывным, причем в ходе него одновременно используются сразу несколько противотуберкулезных препаратов. Больной ежедневно принимает 4-5 лекарств в течение минимум 6 месяцев. За счет такого подхода удается добиться наиболее эффективных результатов, ведь разные активные компоненты по-разному воздействуют на палочку Коха, что позволяет уничтожить крайне живучего возбудителя. Препаратами выбора при туберкулезе являются стрептомицин, пиразинамид, римфапицин, изониазид, этамбутол и другие.

При лечении туберкулеза, кроме специфических  лекарств, пациентам назначаются и общеукрепляющие процедуры – дыхательная гимнастика, иммунотерапия, физиотерапия. При диагнозе туберкулез лечение должно проводиться только при участии опытного специалиста, так как неправильные действия могут привести к быстрому прогрессированию болезни и непоправимым последствиям.

Профилактика туберкулеза

Профилактика туберкулеза подразумевает как использование социальных факторов, так и проведение специфических работ. Социальная составляющая эффективной профилактики туберкулеза включает в себя:

• повышение качества жизни населения;
    • предупреждение профессиональных заболеваний легких;
    • улучшение экологической обстановки в крупных городах;
    • отказ от фаст-фуда и переход к правильному полноценному питанию;
    • борьба с наркоманией, алкоголизмом и курением;
    • расширение сети санаторно-курортных учреждений.
    • Специфическая профилактика туберкулеза основывается на вакцинации населения и регулярных флюорографических обследованиях. Последние позволяют вовремя выявить туберкулез легких и начать лечение на ранних стадиях, что снижает вероятность летального исхода. Более частые обследования применяются в отношении лиц, постоянно контактирующих с больными людьми.

Видео с YouTube по теме статьи:

Источник: http://www.neboleem.net/tuberkulez.php